Профессиональная этика PR специалиста.
Как отмечает С.Блэк, PR могут быть успешными, когда они основаны на этических нормах. В PR цель не оправдывает использования сомнительных средств.
Являясь элементом предпринимательства, PR должны учитывать принимаемые в бизнесе этические нормы ибо рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на требовательности к себе и другим и на чувстве долга. Взаимодействуя друг с другом, предприниматели формируют не только этику своей корпорации, но и общества.
По-разному трактуется проведение PR-кампаний для табачных корпораций и производителей алкогольных напитков. Кодекс этики не запрещает такой деятельности.
В каждой стране Ассоциации PR вырабатывают для себя основные представления о профессиональной деятельности.
Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы этики. Особо следует отметить кодекс PRSA (общество связей с общественностью Америки – один из самых старых документов подобного рода (его возникновение датируют 1950 г)
основные положения PRSA:
1. профессиональная деятельность должна соответствовать общественным интересам.
2. член общества должен быть образцом высоких стандартов честности, порядочности, выполняя вместе с тем свои обязанности как по отношению к клиенту, так и к обществу.
3. специалист должен соблюдать высшие стандарты точности и истины, избегая экстравагантных заявлений или некорректных сравнений.
4. не должен сознательно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию.
5. не должен заниматься деятельностью, которая подрывает доверие к СМИ
6. не должен гарантировать клиенту достижения результатов, находящихся вне его контроля.
7. не должен представлять конфликтующие и конкурирующие интересы
8. не должен принимать денежных вознаграждений, комиссионных, подарков о кого-либо, кроме клиента.
9. не должен критиковать других специалистов.
Общество связей с общественностью Америки ( PRSA ) имеет свой собственный Совет этических и профессиональных стандартов, в задачу которого входит принятие, рассмотрение и проверка жалоб, касающихся членов этой организации. Если жалоба обоснована, дело отправляется на рассмотрение в местный комитет по делам о нарушениях этических и профессиональных стандартов, в полномочия которого входят сбор свидетельств и выработка рекомендаций для совета. PRSA вправе исключать, приостанавливать деятельность, выносить порицание, а также делать выговор любому члену организации, замеченному в нарушении Кодекса. Однако PRSA не обладает юридическими полномочиями для того, чтобы воспрепятствовать исключенному члену организации продолжать деятельность в области СО.
2001 г РАСО на заседании Исполнительного Совета РФ утвердила Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Этот кодекс включает в себя следующие принципы и нормы профессиональной и этической деятельности:
* общие профессиональные принципы;
* принципы взаимоотношений с клиентами;
* принципы взаимодействия с коллегами;
* принципы взаимоотношений со СМИ и представителями другой профессии;
*отношение к профессии связи с общественностью.
Этот кодекс придает цивилизованный и целенаправленный характер процессу формирования профессиональной школы PR. Однако пока рано говорить об эффективности созданных PR-сообществом этических регуляторов. от соблюдения принципов зависит общественное доверие к PR и рекламе.
Афинский кодекс - принят Генеральной ассамблеей Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA) и CERP в Афинах в мае 1965 года. (PR специалист должен: Способствовать достижению моральных и культурных условий; установить образцы и каналы коммуникаций, которые способствуют свободному движению информации; И тд)
Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области ПР — кодекс СЕРП)
13. Основные организационные структуры в PR - деятельности; типовое PR- агентство.
Отличия PR-подразделений госструктур и коммерческих фирм:
- В госучреждении уровень минимальной PR-деятельности определяется наличием пресс-секретаря или пресс-центра. В коммерческой структуре - это, менеджер по рекламе, выполняющий как рекламную, так и PR-функцию, так как цель коммерческой организации - продать.
- В коммерческой структуре есть необходимость лоббистской функции.
- Крупные коммерческие фирмы вводят должности менеджеров по персоналу, которые заботятся о построении внутрифирменных (корпоративных) взаимоотношений.
-В PR-подразделениях коммерческих фирм чаще присутствуют социологи, которые проводят соц исследования общественного мнения, мониторинги СМИ, собирают информацию у физических или юридических лиц. Присутствуют психологи, могут встречаться менеджеры, отвечающие за спонсорскую деятельность, менеджеры по рекламе.
PR-агентство — совокупность структурных подразделений, решающих проблемы взаимодействия между фирмой и общественностью в целях повышения имиджа фирмы на основе изучения общественного мнения и успешной реализации эффективных коммуникаций.
Профессиональные PR-агентства имеют большое сходство с PR-подразделениями коммерческих структур.
Штатная структура PR-агентства - количество не более 20 человек (иногда до 100):
- Отдел по работе с клиентами: установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями.
-Отдел рекламы и PR:формирование благоприятного имиджа агентства;
-Отдел по работе со СМИ: оперативное и полное информирование граждан о деятельности фирмы; распространение и подготовка официальных сообщений, заявлений, посвященных деятельности организации; подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами; организация интервью, бесед; анализ материалов прессы, радио и телевидения; определение достоверности опубликованных сведений, подготовка при необходимости разъяснительных писем и опровержений.
- Литературная группа: редактирование материалов для СМИ; текстрайтинг;
- Дизайн-студия: художественный дизайн макетов, который должен полностью соответствовать будущим экземплярам тиража печатного продукта.
-Технический отдел: выпуск печатных PR-материалов: листовок, буклетов, плакатов; обслуживание PR-мероприятий; хранение фото- и видео материалов.
- Отдел по связям с экспертами: подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий фирмы.
-Отдел исследований и стратегического планирования:анализ всей поступившей информации.
В PR-агентство могут входить и другие отделы и специалисты, например, отдел по работе с заявлениями и жалобами граждан, телевизионный отдел, радиоотдел, фотоотдел, групповые психологи, социологи, менеджеры, отвечающие за спонсорскую деятельность, специалисты в области NLP.
14.Составные части профессиональной PR-деятельности
Составные части pr-деятельности: информирование общественности, формирование общественного мнения, кризисные коммуникации, управление проблемными ситуациями, управление репутацией и создание благоприятного имиджа.
Функции:
-исследовательские;
-сбор, обработка и анализ информации;
- планирующие: определение целей, задач и разработка плана мероприятий по их реализации;
- организаторские: реализация намеченных мероприятий;
- экспертные: оценка эффективности проведённой работы и выявлении новых проблем, которые надо решать.
Основными задачами PR-специалиста является:
- анализ возможных тенденций и предсказаний их последствий;
- изучение общественного мнения и выработка рекомендаций;
- установление и поддержание взаимного общения, основанного на достоверности и полноте информации;
- предотвращение конфликта и недоразумений;
- содействие установлению взаимоуважения и социальной ответственности;
- гармонизация личных и общественных интересов;
- улучшение доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и покупателями;
- расширение рынка товаров и услуг;
- улучшение промышленных связей;
- привлечение квалифицированного персонала и снижение текучести кадров;
- максимальное повышение прибыли;
- формирование корпоративной индивидуальности.
В обязанности PR-специалиста входит:
Написание и редактирование; Связи со СМИ; Исследования; Управление и администрирование; Консультирование; Специальные события; Устные выступления; Производство; Обучение; Контакт.
Основные направления деятельности специалиста по PR: изучение и влияние на общественное мнение; правительственные, международные и промышленные связи; финансовые отношения; отношения с потребителями; взаимодействие со СМИ.
Основные модели PR – деятельности
Первая модель- «потребитель — жертва» -«манипуляция», «пропаганда». потребитель – пассивный получатель информации; Используются любые средства для привлечения внимания общественности, для оказания давления на нее; правдивость и объективность информации не являются обязательным условием, этические аспекты деятельности игнорируются.
Вторая модель -«журналистская» (Д. Грюниг)- «информирование». Распространение правдивой, точной, но позитивной информации через СМИ; обратной связи не предполагается.
Третья модель PR – «двухсторонняя асимметричная коммуникация»: широко используются исследовательские методы; результат такого вида PR асимметричен, потому что от коммуникации выигрывает только организация, а не общественность.
Четвертая модель PR – «двухсторонняя симметричная». цель – взаимная польза фирмы и общественности; широкая практика ведения переговоров, заключения договоров, использования стратегии разрешения конфликтов, для того чтобы добиться изменений во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации; акценты в функциях PR–специалистов исследовательские и консультативные. Именно на этом этапе PR – деятельность становится полной и законченной: взаимодействие организации и среды на основе партнерства.