Задачи коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры.
Корпоративная культура (corporate culture) – это атмосфера или социальный климат в организации. Формирование корпоративной культуры – сложная и многоаспектная задача. От ее решения (то есть от успешности формирования корпоративной культуры) во многом зависит успешность бизнеса.
Одной из задач коммуникационного менеджмента является формирование корпоративной культуры – средства управления, повышающего производительность труда сотрудников корпорации и помогающего созданию в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к предприятию.
В настоящее время корпоративная культура рассматривается в качестве главного механизма обеспечивающего практическое повышение эффективности работы организации.
Корпоративная культура выступает как система, существующая, по крайней мере, на трех уровнях, – содержательном, ментальном и деятельностном.
· На содержательном уровне корпоративная культура представляет собой набор зафиксированных в текстах и документах блоков, составляющих нормативную базу деятельности организации. Содержание этих блоков определяется в ходе создания корпоративной культуры организации людьми, работающими в этой организации и самоопределяющимися по отношению к среде в том или ином качестве.
· Целесообразно рассматривать ментальный уровень корпоративной культуры. Для того чтобы перспективные стратегии, новые программы, более продуктивные нормы, эффективный стиль управления и т.д. могли начать «работать» и приносить весомые финансовые результаты, они должны трансформироваться в убеждения, приверженность и мотивацию руководителей и персонала. Ориентация на выживание и функционирование должна смениться ориентацией на развитие, прорыв на новые уровни эффективности и к новым возможностям.
· Деятельностный уровень корпоративной культуры – это уровень практических действий людей, которые направлены на достижение миссии и стратегии, реализацию концепции, философии фирмы, корпоративных ценностей и норм, соответствующего стиля управления, традиций, программ и проектов и т.д. Корпоративная культура непосредственно связана с корпоративным духом, лояльностью сотрудников по отношению к организации. Одна из важнейших задач коммуникационного менеджмента – поддержание как у отдельно взятого работника, так и в рабочем коллективе духа корпоративности, объединение работников общими для всех интересами и понимание общих целей деятельности предприятия.
Таким образом, основываясь на данных факторах можно выделить основные задачи коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры:
· разработка и внедрение корпоративных правил компании (миссия, философия, корпоративная культура);
· проведение корпоративных тренингов (внутренних и внешних);
· регулярное информирование сотрудников о достижениях компании посредством внутр. бюллетеня или корп. газеты;
· налаживание двусторонней связи между руководством и персоналом компании;
· поощрение участия работников в принятии решений;
· соблюдение корпоративных традиций (день компании, дни рождения сотрудников, номинация и награждение лучших по окончанию отчетного периода);
· создание корпоративного ролика, повествующего о достижениях компании и перспективах развития бизнеса; - организация внутренних семинаров, конференций (раз в год, раз в квартал и т. д.).
Для совершенствования отношений внутри коллектива могут быть использованы следующие мероприятия, имеющие непосредственное отношение к коммуникационному менеджменту:
· всестороннее изучение мнения сотрудников о деятельности предприятия (проведение опросов, анкетирование, проведение семинаров, личные беседы);
· составление персональных характеристик;
· получение информации из неформальных источников;
· отрегулированные процедуры выдвижения предложений сотрудников о необходимых изменениях;
· создание ориентиров для новых сотрудников;
· наставничество;
· проведение дней открытых дверей для членов семей сотрудников;
· программы досуга;
· программы по обучению и повышению квалификации;
· проведение совместных коллективных мероприятий (корпоративные праздники);
· привлечение сотрудников к планированию и проведению PR-мероприятий;
· выпуск внутреннего печатного издания, сообщающего о достижениях предприятия в целом на рынке и его сотрудников в масштабах данного предприятия;
· награждение сотрудников за выдающиеся результаты работы по итогам определенных периодов времени.
Билет 16 ( 16, 39)