Потенциал информационно-просветительских и художественно-зрелищных технологий в формировании корпоративной культуры компании

В данном разделе будут рассмотрены информационно-просветительские и художественно зрелищные технологии, а также оценен их потенциал в формировании корпоративной культуры компании.

Для начала приведем характеристику каждого вида технологий.

Первым видом рассматриваемых технологий являются информационно-просветительские технологии, которые напрямую связаны с информационно-просветительской деятельностью, которая характеризуется целым рядом признаков:

· Интенсивность содержания;

· Доступность/свободный характер;

· Отсутствие жесткой регламентации;

· Применение методик, объединяющих научный и художественный подход, и т.д.

Наиболее ярким проявлением информационно-просветительных технологий служит диалог.

Диалог является эффективным средством развития гласности, позволяет формировать и реализовывать разнообразные новые идеи. Кроме того, диалог помогает раскрыть творческий потенциал личности, а также быстро и эффективно решить возникающие вопросы.

С точки зрения культуры компании и ее формирования диалог может сыграть огромную роль и выступать в следующих формах:

· Круглые столы/дискуссии – обсуждение вопросов корпоративной культуры, существующих проблем, имеющихся предложений. В ходе данного вида общения могут представляться и выноситься на обсуждение доклады сотрудников на заданную тему.

· Собеседования/интервью – проведение собеседований с новыми сотрудниками компании после двух-трех месяцев работы в компании для выявления их мнения о культуре компании, а также возможных предложений по усовершенствованию существующих процессов. Для снижения уровня стресса, данные мероприятия могу проводиться в форме интервью. Кроме того, интервью может использоваться как способ для получения мнения о культуре компании за ее пределами, например, у клиентов.

· Лекции-диалоги – данный способ может с успехом применяться во время различных тренингов, как для новых сотрудников, так и для старожилов. Кроме того, этот способ направлен на прямую коммуникацию существующих ценностей компании, объяснение ее культуры. Тем не менее, он также позволят получить отклик и услышать мнение участников.

Важно отметить, что одним из главных достоинств диалога, как формы информационно-просветительских технологий является тот факт, что он исключает авторитарность в ходе обсуждения, что в свою очередь позволяет создать атмосферу сотрудничества и, соответственно, повысить эффективность проводимого мероприятия.

Помимо выполнения вышеуказанных функций, информационно-просветительские технологии являются частью педагогического процесса. Именно этот аспект имеет непосредственное отношение к формированию корпоративной культуры компании.

Это объясняется тем, что сам процесс формирования культуры во многом основывается на обучении сотрудников, объяснении им существующих ценностей и принципов.

К сожалению, в российских компаниях в большинстве случаев упускается из вида, что приводит изучению культуры компании исключительно методом наблюдения, а это в последствии выливается в неправильную интерпретацию действительности, неадекватным действия и снижению общей эффективности и продуктивности работы.

Приведем еще несколько примеров того, как использование информационно-просветительских технологий позволит решить проблему обучения сотрудников и коммуникации существующих ценностей.

· Издание брошюр или книг, разъясняющих культуру и ценности компании. Этот способ широко применяется в некоторых японских компаниях. Так, например, все сотрудники Kyocera держат на рабочем столе небольшую книжечку, в которой собраны все основные принципы и идеи, высказанные основателем компании Инамори.

· Организация музея, посвященного истории компании или биографии ее основателя. Опять же данный способ применяется во многих японских компаниях. В компании Kyocera целый этаж выделен под музей, посвященный Инамори. Такой же музей можно видеть и в компании Wacoal.

По словам сотрудников, такие методы являются весьма эффективными, так как заставляют задуматься не только о собственной выгоде, но и о благополучии компании. Во многих случаях такой подход способствует тому, что при принятии решений и выборе партнеров решающим фактором оказываются ценности и культура компании, а не личная выгода ответственного лица.

Второй вид технологий, исследуемых в данной работе – художественно-зрелищные технологии.

Данный вид технологий подразумевает такие мероприятия, как концерты, развлекательные программы, фестивали, конкурсы, а также фильмы, теле- и радиопередачи.

Основной характеристикой является яркость, занимательность, запоминаемость и способность заинтриговать и удержать зрителя/участника.

Часто немаловажной чертой этого подхода считается юмор. Однако вопрос использования юмора должен решаться, исходя из ожидаемого конечного результата/эффекта, а также культуры и стратегии компании.

Прекрасной иллюстрацией художественно-зрелищных технологий является шоу-бизнес. Основными направлениями здесь являются артистический менеджмент, организация и проведение зрелищный мероприятий, маркетинг, издательство и т.д.

К продуктам деятельности шоу-бизнеса относятся:

· Производство музыкального продукта-звуконосителя и его продвижение и продажа;

· Производство телепродукции (например, телепрограмм);

· Фестивали, конкурсы, массовые театрализованные представления;

· Производство видеоклипов, рекламных фильмов, издательское дело.

Исходя из приведенной характеристики художественно-зрелищных средств, проведем аналогию между шоу-бизнесом и корпоративной культурой компании для анализа перспектив использования художественно-зрелищных технологий в процессе формирования корпоративной культуры.

Ниже приведена сравнительная таблица этапов создания мероприятия в шоу-бизнеса и их аналогии в процессе формирования корпоративной культуры:

Шоу-бизнес Корпоративная культура
Замысел Формулирование миссии компании
Разработка концепции Подробное описание культуры компании, создания руководства для сотрудников
Поиск исполнителей Привлечение в компанию специалистов, которые разделяют ценности и стремления компании
Главный режиссер Генеральный директор компании/Директор HR
Связи с общественностью Коммуникация ценностей и миссии компании сотрудникам, а также партнерам и клиентам
Финансовое обеспечение Как и любая другая деятельность внутри компании, формирование корпоративной культуры требует финансирование. Например, финансирование проведения корпоратива или выездного семинара.
Критика В роли критиков могут выступать как сотрудники компании, так и партнеры или клиенты

Далее рассмотрим примеры использования художественно-зрелищных технологий в компании, а также возможный результат:

· Фестивали/конкурсы – это один из наиболее распространенных способов использования художественно-зрелищных технологий. В настоящее время многие компании организуют разнообразные развлекательные мероприятия для своих сотрудников, часто приуроченный к какому-либо государственному празднику. В эту категорию попадают такие мероприятия, как корпоративы, проведение конкурсов для выявления лучшего сотрудника в какой-либо области, фестивали и выездные семинары с целью работы по командообразованию. Нередко данные мероприятия распространяются и на семьи сотрудников. Примером может служить проведение конкурса на лучший рисунок или лучшее сочинение.

· Видеоклипы/рекламные ролики – компании нередко прибегают к данному методу для работы с внешней средой компании (клиенты и партнеры). Мы постоянно видим те или иные рекламные ролики на телевидении. Однако потенциал использования этого метода внутри компании полностью не раскрыт.

Так создание видеоклипа об истории компании или биографии ее основателя, просто ролик о деятельности компании, как и запись обращения генерального директора, будут иметь гораздо больший эффект, чем множество тренингов и других способов коммуникации ценностей и культуры компании. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Для достижения большего эффекта записанный видеоклип можно проигрывать в холле компании, а также использовать как вступление к презентациям или другим выступлениям.

· Издательское дело – издание разнообразных брошюр уже давно используется для коммуникации культуры компании. Однако, как и в случае с видеоклипами, потенциал этого метода до конца не раскрыт.

Возможным вариантом может быть издание книги об истории компании или книги, описывающей философию компании.

Ярким примером использования издательства для формирования и развития культуры компании служат японские компании. Практически в каждой из них можно встретить любимые японцами комиксы, описывающие историю создания компании или биографию основателя, а также путь формирования действующей культуры компании.

· Музыкальная продукция – интересным и практически не используемым способом формирование корпоративной культуры является музыкальная продукция. В настоящее время практически на существует прецедентов выпуска дисков с гимном компании или некой корпоративной песни, которая бы служила объединяющим фактором, как служит для всех гимн страны.

Как видно из приведенного анализа и информационно-просветительские и художественно-зрелищные технологии имеют большой потенциал с точки зрения формирования корпоративной культуры, который в настоящее время полноценно не используется.

В последующей главе данной работы будет рассмотрен пример конкретной компании, а также вынесены предложения по использованию информационно-просветительских и художественно-зрелищных технологий для формирования корпоративной культуры этой компании.

Глава 2.

Организация деятельности по формированию корпоративной культуры компании средствами информационно-просветительских и художественно-зрелищных технологий.

Наши рекомендации