Методы ассоциации в маркетинговых исследованиях.
Ассоциативные методы. Ассоциация - это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, представлениями, идеями и т.д.), при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого, связанного с ним. Ассоциация возникает в процессе взаимодействия субъекта с объектом и как один из элементарных продуктов этого взаимодействия отражает реальные связи предметов и явлений.
Ассоциативные проекционные методы направлены на выяснение ассоциаций, возникающих с определенным названием, событием или действием. Для этого респонденту показывают какой-либо предмет, а потом просят его произнести то, что пришло ему на ум.
Их классификация представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация методов ассоциации в качественном исследовании
Рассмотрим более детально каждый метод.
Ассоциативное испытание слов - метод словесных ассоциаций. Этот метод наиболее часто применяется в маркетинге, незаменим при выяснении отношений респондентов к определенной марке, группе товаров, при тестировании названий и упаковок, при работе со всеми компонентами рекламы (текстом, изображением, персонажами и т.д.) как на этапе ее создания, так и при тестировании образцов. При ЭТОМ респонденту предлагается вопросник, содержащий список слов, после поочередного прочтения которых он должен к каждому из них прибавить еще по одному первому пришедшему ему на ум слову. Данный вопросник содержит:
- тестовые слова - слова, касающиеся темы исследования, они разбросаны по всему списку:
- нейтральные слова (слова-фильтры) - это слова, скрывающие истинную цель исследования.
Например, в случае исследования качества санаторно-курортных услуг вопросник может выглядеть следующим образом:
Лечение________________________________
Врач_________________________________
Солнце________________________________
Питание_________________________________
Отдых__________________________________
Зарядка______________________________ _
Регистрация______________________________
Лечебная грязь____________________________
Бильярд_________________________________
Интернет_____________________________
Массаж________________________________
Минеральная вода_______________________
Библиотека_____________________________
Воздух__________________________________
Каждый ответ респондента лимитируется (например, тремя секундами) и стенографируется один за другим интервьюером, а затем анализируется. Фиксация времени ответа респондента (с помощью секундомера или мысленного самостоятельного подсчета модератором) позволяет установить, какие тестовые слова вызывают у респондентов затруднения.
Анализ ответов на тестовые слова, позволяющий раскрыть внутренние чувства респондентов относительно исследуемой темы, как правило, осуществляется маркетологом по трем направлениям:
- частота повторов слов-ассоциаций;
- время реакции средний промежуток времени, который потребовался респонденту для ответа;
- количество респондентов, которые вообще не смогли подобрать слова-ассоциации в пределах выделенного промежутка времени.
Таким образом, при использовании метода словесных ассоциаций ответы каждого респондента детально оцениваются по частоте повторов слов-ассоциаций, времени реакции для ответа и количеству неподобранных слов-ассоциаций в пределах выделенного промежутка времени, затем результаты анализа используются для оценки личных предпочтений или ощущений в отношении предмета исследования. Эти результаты могут быть использованы при корректировке общей маркетинговой концепции, связанной с позиционированием продукта на рынке, тот или иной сегмент, а также при создании рекламной кампании товаров, являющихся символом положения в обществе их владельцев.
Ассоциативные беседы включают в себя вербальные и невербальные ассоциации, которые имеют различные виды.
Метод свободных ассоциаций идентичен методу словесной ассоциации с той лишь разницей, что респонденту позволяют высказать сразу все, что ему приходит на ум по поводу представленного предмета.
Направленные ассоциации/принудительные связи - респондентов просят определить, какое из нескольких предъявляемых изображений одной категории больше всего подходит к предмету обсуждения. Наиболее известные категории - автомобили, цвета и животные, поскольку практически все потребители имеют свое мнение относительно каждой из них, вследствие чего у них не возникает затруднений с выбором. Например, модератор просит респондентов написать название животного, ассоциируемого с данным банком, и указать причины, по которым было выбрано именно это животное.
Значительно чаще используется другой вариант этой методики, когда возможные ассоциации не ограничивают их набором предъявленных изображений, например: «С каким животным у вас ассоциируется этот продукт?».
Персонификация (антропоморфизация) - респондентам предлагают «вдохнуть жизнь» в неодушевленный предмет, а затем просят каждого сочинить небольшой рассказ о товаре или услуге с описанием того, каким человеком был бы данный предмет, будь он одушевленным Товару нужно присвоить человеческие черты, наделить его характером и внешними физическими качествами, описать его личные предпочтения. Иногда участникам предлагают указать тип связи между данными характеристиками и одушевляемым предметом.
Персонификация помогает выявить:
- особенности имиджа продукта или марки, сложившиеся в сознании потребителей:
- образ жизни потребителя из определенной социальной группы;
- конкретных известных личностей, чей образ может ассоциироваться с данным продуктом;
- значение исследуемых категорий, использование их как вспомогательного материала для анализа данных с помощью невербальных техник.
Существуют следующие разновидности методики персонификации: «образ типичного потребителя», «образ продукта».
Невербальные ассоциации или невербальная персонификация- техника, включающая в себя задание нарисовать то, с чем ассоциируется у респондентов объект исследования. Изображаемый персонаж наделяется теми человеческими чертами, которые кажутся им наиболее существенными.
Образные ассоциации/слова и картинки респондентам предъявляют набор журналов и они выбирают иллюстрации, ассоциирующиеся с той или иной характеристикой исследуемого продукта, а затем их просят прокомментировать свой выбор. Данный метод позволяет обнаружить глубокие эмоциональные реакции респондентов на брэнды или их образы. Глядя на набор слов и картинок, они выбирают те, что демонстрируют их чувства по отношению к брэнду. Метод способствует быстрому пониманию респондентами визуального образа брэнда и/или продукта, нежели проведение интеллектуального анализа и применяется для:
- описания образа брэнда. его персонификации, образов категории продукта образов людей (например, в предвыборных кампаниях);
- оценки визуальной и вербальной рекламной концепции повою продукта;
- разработки начальных творческих идей рекламных кампаний:
- определения эффективности рекламы на более эмоциональном уровне, так как слова и картинки потребители выбирают, опираясь на собственные ощущения по поводу брэнда или продукта.
Коллаж - респондентам раздают иллюстрированные журналы (10-12 на группу) и просят выбрать иллюстрации, которые соответствуют представлениям об исследуемом продукте или любой заданной теме. Затем участники группы (желательно поделить их на две подгруппы и дать контрастные задания, например: «хорошее в стирке» - «плохое в стирке») воплощают свое видение темы в коллаж, с помощью ножниц и клея размещая иллюстрации определенным образом на листе. По завершению работы, на которую отводится 40 минут, подгруппы представляют свои произведения и комментируют их.
Преимуществом метода коллажа является возможность предоставлять респондентам готовые иллюстрации, что исключает их переживания по поводу отсутствия изобразительного таланта.
К числу недостатков можно отнести трудности управления процессом со стороны модератора:
- на создание коллажа выделяется лимитированное время -40 минут. В этой связи модератору бывает достаточно сложно остановить этот творческий процесс, в котором задействованы увлеченные респонденты;
- эффективная интерпретация результатов исследования зависит от полноты комментариев респондентов и модератора, который должен задать исчерпывающие вопросы, необходимые для понимания полученного материала.
Идентификация образов (фотографий) респондентам предоставляют набор фотоснимков с различными типажами, которые следует сгруппировать по какому-либо принципу (потребителей торговой марки, близких респондентам по духу и т.д.), затем их просят объяснить, почему ими были отобраны именно эти фотографии.
Ситуативные ассоциации - респондентам предоставляются фотографии с изображением людей в различных ситуациях в целях стимулирования групповой дискуссии по исследуемой теме, включающей обсуждение привлекательных или непривлекательных ситуаций. В фотографиях не выделяются типажи, а на некоторых допустимо отсутствие людей.
В данном случае респонденты имеют возможность выразить свои потребности и предпочтения, привлекательность/непривлекательность исследуемой ситуации, моделируя «идеальное предприятие».
Результаты исследования, полученные с помощью метода ситуативных ассоциаций, позволяют предприятию определить свою позицию на рынке, выявить разрывы в обслуживании целевых потребителей и определить уровень привлекательности и качества товаров/услуг/обслуживания. Данная информация может использоваться для корректировки маркетинговой стратегии и проведения рекламной кампании.
Метод Brandsight Gallery - респондентам предоставляются 20 фотографий с изображениями, в основе которых 4 элемента: земля, воздух, огонь и вода.
Разработчики, создавая метод Brandsight Gallery, исходили из гипотезы, что подсознательные символические модели восприятия архетипичны и существуют вне зависимости от особенностей национальных культур. Этот метод является мощным диагностическим инструментом при исследовании основных измерений брэнда; он способствует идентификации основных ценности, являющихся неосязаемыми и устойчивыми при принятии потребителями решения о покупке, однако они зачастую не могут вербализовать их. Методика может применяться и индивидуально. В этом случае ее необходимо дополнить глубинным интервью. Метод Brandsight Gallery результативен только в сочетании с другими качественными методами.
Применение метода Brandsight Gallery дает возможность:
− определить позицию брэнда на рынке, выявив его сильные и слабые стороны;
− создать «мир» нового брэнда:
− стимулировать невербальное, ассоциативное мышление для выбора визуальных образов брэнда.
Метод NeedScope - предпочтения респондентов выявляются через проективный фототест путем предоставления им фиксированного набора фотографий (6 штук) для оценки стимула, каждая из которых соответствует одному из секторов модели NeedScope. Метод NeedScope применяется для изучения поведения потребителей на рынке, схема исследования позволяет собрать как качественную, так и количественную информации.
Разработчики этого метода основывались на предложенной ими классификации потребностей людей, аналитической психологии, а также понимании того, как потребители актуализируют универсальные архетипы. Так, авторы метода NeedScope выделяют следующие потребности:
функциональные - включают материальные (вещественные) и строго рациональные потребности (например, «отличительные особенности продукта» - цвет, размер, вкус, текстура, форма, которые не определяют предпочтений, но помогают дифференцировать брэнды);
потребности идентичности (самоопределения), связанные с социальной группой, с которой потребитель себя идентифицирует;
эмоциональные потребности - включают глубинные ценности, то. что ценно лично для человека, они основные для пего - наименее доступный уровень для исследований, уровень психологических архетипов.
Модель NeedScope представлена на рисунке 1.
Модель NeedScope имеет две оси:
- главная ось - «Инь-Янь»;
«Инь» - это феминная составляющая (восприимчивость, пассивность, аффиляция);
«Янь» - маскулинная (уверенность в себе, доминирование, индивидуальность);
- вторая ось - «Статика - Динамика»: «Статика» - экстравертная направленность; «Динамика» - интравертная направленность.
Процедура проведения качественного исследования с помощью метода NeedScope:
1. Респондентам предоставляется фиксированный набор фотографий (6 штук) для оценки стимула, каждая соответствует одному из секторов модели NeedScope.
2. По тому, какие фотографии выбираются, категорируют стимул.
3. На основе результата, полученного с помощью этого метода, составляется так называемая карта брэнда. Например, «горький шоколад» находится в динамическом секторе «Янь», а молочный - в статическом секторе «Инь».
Достоинством рассматриваемого метода является возможность выявления различий и сходства между 1рунпами респондентов и проведение на основе этих результатов пропюзнронания поведения потребителей. К числу недостатков можно отнести то, что его использование требует подбора фотографий со слабоструктурированным материалом (поскольку респондентов много) и подготовку заранее разработанных схем интерпретации, а также то, что эффективность интерпретации результатов исследования зависит от квалификации маркетолога в области психологии.