Фокус-группа и ее основные характеристики.
Прямые методы. Фокус-группа - это неструктурированное интервью, проводимое специально подготовленным ведущим (модератором) с небольшой группой респондентов.
Основная цель проведения фокус-групп - получение информации об интересующих исследователя маркетинговых проблемах от группы людей, представляющей конкретный целевой рынок. Основное достоинство метода заключается в возможности получения неожиданной ценной информации об интересующей проблеме в ходе свободной беседы в естественной обстановке.
Фокус-группы применяют для решения следующих вопросов:
- определение потребительских предпочтений, восприятия и поведения (ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и отношением к изучаемому продукту, методам его продвижения);
- выявление впечатлений о новом продукте (генерация идей, получение мнений по поводу замыслов новых товаров и услуг);
- получение новых идей о старом продукте (генерация идей относительно направлений усовершенствования товара, его дизайна, упаковки);
- разработка и развитие концепций для рекламных объявлений (изучение разговорного словаря потребителей для проведения рекламной кампании, составления анкеты; изучение эмоциональной и поведенческой реакций на определенные виды рекламы);
- определение отношения к цене продукта;
- выявление предварительной реакции потребителя на определенные маркетинговые программы.
На возможности и эффективность использования данного метода сильное влияние оказывают культура, традиции общения жителей разных регионов и стран. Это следует учитывать при формировании фокус-групп, например, при определении ее численности, роли и степени активности модератора.
Основные характеристики фокус-групп представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика фокус-групп
Характеристика | Краткое описание | ||
1. | Численность группы | 8-12 чел. | |
Полные | 8-10 (12) чел. | ||
Креативные | 6-8 чел. | ||
Мини | 4-6 чел. | ||
2. | Состав группы | Однородный; предварительный отбор респондентов | |
3. | Условия проведения | Неформальная атмосфера | |
4. | Продолжительность | 1-3 часа | |
5. | Запись | Аудио/видеозапись | |
6. | Модератор | Хорошие навыки наблюдения и общения |
Модератору предъявляются определенные требования к качествам, которыми он должен обладать.
Природные характеристики:
ü быстрая обучаемость - умение быстро обучаться, учитывать и удовлетворять требования заказчика, а также совмещать новый материал, полученный в ходе интервью с респондентами. Наиболее способные модераторы могут определять ключевые моменты в любой тематической области и фокусироваться на них, они знают достаточно, чтобы слушать и уточнять именно те нюансы, которые различают чрезвычайно информативную и обычную групповую дискуссии;
ü обладать имиджем дружелюбного лидера, т.е. должен установить контакт с группой участников достаточно быстро (в течение 10 минут), при этом предстать перед ними в качестве авторитетной и дружелюбно настроенной фигуры. При этом модератор должен сообщить участникам фокус-группы, что он имеет общее представление об интересующем предмете исследования, но не является экспертом по этой проблеме;
ü обладать толерантностью, т.е. относиться терпеливо и снисходительно к поведению и ответам респондентов, постоянно поддерживая теплую дружескую атмосферу в группе и создавая комфортные психологические условия для высказывания мнений.
ü уметь привлекать респондентов к участию - модератор должен поощрять и побуждать каждого участника принимать активное участие в обсуждаемом вопросе, но при этом не позволять никому доминировать. Эффективным модератором является тот, который сумел установить такое взаимопонимание с группой, в обмен на которое участники активно включаются в обсуждение, чтобы доставить ему удовольствие.
ü выявлять ситуации неполного понимания - модератор во время проведения фокус-группы должен уметь перерабатывать информацию и затем определять, какие вопросы следует задавать далее для достижения целей исследования;
ü поощрять к участию в беседе, т.е. постоянно привлекать к беседе молчаливых респондентов;
ü обладать гибкостью (уметь «вжиться» в проблемы заказчика). Модератор должен уметь подходить к сбору информации в фокус-группе с позиции заказчика, импровизировать, иногда не придерживаясь запланированной схемы проведения интервью, если результат будет способствовать выявлению информации, способствующей решению поставленной проблемы;
ü уметь чувствовать группу, безошибочно определять эмоциональный настрой участников и уметь влиять на него в оптимальном для эффективности группы направлении; также он должен отличаться высоким интеллектуальным и эмоциональным уровнем, уметь понимать и выявлять, что хочет выразить и что при этом подразумевает любой участник группы;
ü иметь исключительную способность слушать.
ü иметь прекрасную кратковременную слуховую память, быть способным связать вместе все высказывания, которые были сделаны во время начала и завершения интервью; также уметь припомнить ключевую информацию, высказанную каждым из респондентов в течение обсуждения, чтобы более поздние их утверждения подверглись перекрестной проверке на соблюдение последовательности в позиции участника;
ü обладать способностью мыслить масштабно, т.е. уметь ранжировать важные наблюдения группового обсуждения от менее значимых выводов.
ü излагать мысли в письменном виде - модератор должен уметь в письменном виде логически и последовательно, полно и ясно изложить краткое резюме с рекомендациями по итогам проведения фокус-группы.
Приобретенные навыки:
ü предшествующий опыт;
ü опыт работы с определенными товарными категориями;
ü хорошее общение. Лучшие модераторы фокус-групп коммуникабельны в общении с другими. Это обстоятельство увеличивает его опыт в процессе подготовки исследования, задавания вопросов участникам во время группы, а также написания и презентации финального отчета.
По базовому образованию модератор может быть психологом (при использовании проекционных техник), маркетологом (при маркетинговых исследованиях) или социологом (при социологических опросах).
Основным показателем эффективности проведения фокус-группы является время, которое потратили участники на обсуждение вопросов повестки между собой, а не с модератором.
Оценка эффективности фокус-группы. Обычно фокус-группа оценивается объемом продуцированных респондентами данных, что обеспечивается способностью модератора сохранять активную беседу в группе на протяжении всей работы.
Это наиболее простой и легкий способ определения продуктивности группы, но он далек от полноценной оценки эффективности. Продолжительность групповой дискуссии - менее адекватный критерий чем «фактурность» и глубина полученных данных. При оценке фокус-группы важно иметь ответы на следующие вопросы:
- Достаточно ли комфортно чувствовали себя респонденты, для того чтобы открыто обсуждать свои установки и отношения к чему-либо?
- Действительно ли между членами группы было взаимодействие или это была серия индивидуальных интервью?
- Задавал ли модератор вопросы в оптимальной тональности?
- Может ли наблюдатель сказать, что на самом деле группа чувствует по данному вопросу?
- Достаточно ли информации для постгруппового анализа, позволяющего отделить истинные чувства респондентов от тех, которые они выражали по запросу модератора?
- Продемонстрировал ли модератор достаточную гибкость?
- Была ли каждая группа проведена идентично всей серии групп или же модератор позволял дискуссии развиваться в непредусмотренном направлении?
Результаты обсуждения, полученные в фокус-группе, могут быть перенесены на целевой рынок только в том случае, если группа пришла к единому мнению по поводу того или иного вопроса.
48 Глубинное интервью: содержание и методы («лэддеринг», опрос со скрытым результатом, символический анализ).
Глубинные (индивидуальные) интервью - неструктурированная, прямая, личная дискуссия между подготовленным интервьюером и респондентом для выявления его основных побуждений, эмоций, отношений и убеждений по определенной теме.
Основная цель глубинного интервью - изучить скрытое отношение респондентов к обсуждаемому объекту, вскрыть его ощущения и убеждения по поводу обсуждаемой темы, детально выяснить мотивацию его действий в данной области.
Как и фокус-группа, индивидуальное интервью проводится в соответствии с заранее разработанным детальным вопросником и иногда предполагает использование специально оборудованного помещения с односторонним зеркалом, позволяющим представителям заказчика наблюдать за процедурой исследования. Но в отличие от фокус-групп беседа происходит один на один и записывается на диктофон. Продолжительность глубинного интервью составляет от 30 до 90 минут, в среднем примерно 45 минут.
Беседа начинается с общего вопроса, чтобы наладить коммуникационную связь с респондентом. Например, «Как Вы относитесь к приобретению сотовых телефонов в сервисных центрах?» После получения ответа на первый вопрос интервьюер, используя неструктурированный формат, последовательно задает зондирующие вопросы с целью эффективно получить скрытую информацию по интересующей теме. Зондирование глубинной мотивации осуществляется с помощью вопросов «Почему Вы так говорите?», «Это интересно, Вы не могли бы рассказать мне об этом подробнее?», «Вы хотите еще что-нибудь добавить?». Глубинное интервью строится в основном на трех методах: «лэддеринг» (лестница), опрос со скрытым результатом, символический анализ (рис. 1).
Рис. 1. Методы глубинного интервью
1. Метод «лэддеринг» (лестница):
- характеризуется последовательной постановкой вопросов, которые строятся от характеристик продукта к характеристикам потребителя;
- связан с цепочкой смысловых ассоциаций, проникающих в глубинные ассоциативные смыслы;
- основан на теоретической схеме, связывающей поведение потребителей с личностными целями, являющимися основой ориентации и мотивации человеческого поведения;
- строится дерево смысловых категорий, в основании которого находятся глубинные мотивы, ценности (предельные смыслы). Создается система взаимоотношений и взаимосвязи отдельных представлений для уточнения используемых понятий.
Результатом метода «лэддеринг» является «проникновение в смысловую структуру потребителя» путем раскрытия его глубинных значений, которые респонденты связывают с каким-либо предметом или проблемой. Процедура выглядит как бесконечная череда уточняющих вопросов и может длиться до выявления предельного смысла, после которого респондент уже не может ответить на вопросы «Почему..?», «Зачем..?» Например, интервьюер просит ответить респондента «Почему он предпочитает услуги банка А, а не Б?» При этом интервьюер просит респондента выделить ключевые характеристики качества услуг
и обслуживания - фирменный стиль банка, выполнение стандарта обслуживания, удобное место расположение, пакет услуг, доброжелательность и вежливость персонала и т.д. После выявления отличительных характеристик банка Б, интервьюер задает вопросы респонденту, направленные на выявление потребительских ценностей банковских услуг и глубинной мотивации их приобретения.
В основе метода «лэддеринг» лежат следующие допущения:
- Потребители стремятся вызвать желательные и минимизировать нежелательные следствия. Действия потребителя имеют следующие следствия, которые представляют собой физический или психологический результат и являются эквивалентом понятия «выгода»:
ü физиологические (удовлетворение голода);
ü психологические (например, привлекательность внешнего вида);
ü социальные (повышение статуса, членство в группе).
Следствия могут быть прямыми (например, покупка новой парфюмерии) или непрямыми («другие люди относятся к нам лучше»).
- При глубинном проникновении в смысловую сеть потребителей, они начинают ассоциировать конкретные следствия с конкретными действиями. Через метод «лэддеринг» выявляются когнитивные аспекты выбора конкретной марки. В таблице 1 сведены сильные и слабые стороны метода «лэддеринг».
Таблица 1. Преимущества и недостатки метода «лэддеринг», применяемого при глубинном интервью
Преимущества | Недостатки |
1. Высокий уровень глубины обсуждения 2. Скрупулезность и тщательность | 1. Высокие временные затраты на одного респондента 2. Чрезмерная прямолинейность приемов, используемых для получения личностных мотивов |
2. Метод «опроса со скрытым результатом»:
- интервьюер не затрагивает общих, социально значимых проблем, а задает вопросы, касающиеся личной жизни респондента или даже ее интимных сторон;
- направлен на выяснение скрытых личных проблем (переживаний, вызывающих чувство беспокойства) респондента с целью выявления глубинных концептуальных основ личности.
Метод «опроса со скрытым результатом» применяется, в частности, для выяснения проблем, затрагивающих отношения с детьми или родителями, личные отношения, вопросы планирования семьи.
Основная цель метода «опроса со скрытым результатом» - вывести личный вопрос на уровень более широкого осмысления, рассмотреть его в общем контексте. Для достижения этой цели используются:
- процедуры построения сценариев «лучшего случая» и «худшего случая», при этом повседневные моменты, радующие или тревожащие респондента, выносятся на поверхность;
- респонденту задаются вопросы, сформулированные на обобщенном уровне с целью понять эмоциональную подоплеку мотивации его поведения. Например, «Какое время в Вашей жизни было самым счастливым?», «Чтобы Вы сделали с Вашим временем, если бы Вам дали 5 млн долл. США?»
3. Метод «символического анализа»:
- интервью направлено на сравнение символических значений предметов с их противоположностями для выявления глубинного отношения респондента к какому-либо объекту;
- респонденту задаются вопросы, направленные на исследование противоположных понятий. Например, «успешный человек» и «неуспешный человек».
В процессе глубинных интервью часто встречаются такие понятия и категории, которым респонденты затрудняются дать какую-либо значимую характеристику, а описывают те характеристики, которые, наоборот, им не присущи, т.е. отталкиваются от противного. Например, если респондент испытывает затруднения при составлении портретов успешного и неуспешного человека, то можно попросить описать тот полюс (успешность или неуспешность), представления о котором у опрашиваемого сформированы в большей степени.
Цель символического анализа - выявление того, что на самом деле скрывается за тем или иным явлением, при этом интервьюер пытается определить то, что не характерно для данного явления.
Символический анализ позволяет выявить доминирующие критерии в исследуемом образе, отличающиеся у разных респондентов, например, материальное благосостояние или чувство внутренней гармонии и удовлетворенности жизнью.
Глубинные интервью как предпочтительный исследовательский метод используют в следующих ситуациях:
ü Необходимо детальное зондирование респондента (покупка элитного дома).
ü Изучаются конфиденциальные, деликатные или нескромные вопросы, не располагающие к обсуждению в группе (сексуальное поведение интервьюируемого, личное финансовое положение, зубные протезы).
ü Существуют строгие социальные нормы и респондент может находиться под влиянием группы (отношение к употреблению спиртных напитков).
ü Область изучения связана со сложным поведением потребителя и чтобы убедиться, что респондент понимает суть вопроса, требуется дополнительное время (посещение торгового центра - исследование товарной категории).
ü Интервью со специалистами (промышленные маркетинговые исследования).
ü Интервью с конкурентами: потенциальный респондент - компетентное лицо в определенной области, но он имеет запрет на обсуждение ряда вопросов в присутствии других конкурирующих лиц. Так, некоторые компании запрещают своим служащим участвовать в фокус-групповых исследованиях, давая при этом согласие на их участие в индивидуальном интервью (отношение служащих турагентств к услугам и тарифам авиакомпаний).
ü Потребление продукта чувствительно по своей природе и находится под влиянием настроения и эмоций (духи, туалетное мыло).
ü Сложность или невозможность сбора участников для проведения фокус-группового интервью приводит к тому, что значительно легче уговорить респондента на личное интервью в удобное для него время.
Для создания благожелательной атмосферы при проведении глубинного интервью исследователь должен:
- слушать респондента терпеливо и дружелюбно, но оставаясь при этом критически настроенным;
- не оказывать давления на опрашиваемого;
- не дискутировать с респондентом;
- направлять беседу в определенное русло, сосредоточивая внимание респондента на теме исследования, располагая возможностью уточнить непонятный респонденту вопрос или проверить ответ на него (например, намеренно неверной переформулировкой полученного ответа);
- рассеивать чувство беспокойства опрашиваемого, которое может помешать установлению коммуникативной связи между ними, снижая искренность ответов респондента.
Под искренностью респондента понимается соответствие высказываемых мыслей и мнений его истинным взглядам. Неискренность ответов опрашиваемого снижает репрезентативность результатов глубинного интервью и имеет место, когда респондент высказывает не то мнение, которое имеет; уклоняется от ответа; не имея определенного мнения, все же отвечает.
Причинами неискренности могут стать опасения респондента высказать мнение, несоответствующее общепринятому, желание «быть как все» или скрыть свою неосведомленность.
Преимущества и недостатки глубинного интервью представлены в таблице 2.
Достоинства | Недостатки |
1. Временная продолжительность обсуждения изучаемой темы со- средоточена на интервью с одним участником, поэтому интервьюер имеет возможность более глубоко и полно исследовать качествен- ную информацию о поведении потребителя (внутренних пережива- ниях, мнениях, представлениях) 2. Поведение респондента во время интервью не подвержено влиянию группы (других респондентов как при проведении фокус-группы) и поэтому он имеет возможность свободно высказываться, особен- но при обсуждении деликатных тем, зная, что его не ответы не бу- дут подвергаться комментариям 3. Имеется более гибкая возможность адаптации техники проведения глубинного интервью под условия конкретной ситуации с учетом невербальных реакций респондента | 1. Слабая структурированность беседы усложняет процесс анализа и интерпретации полученной информации. Результаты исследования полностью зависят от навыков интервьюера, способного качественно провести интервью, не оказывая влияния на ответы респондента. Поиск высококвалифицированного интервьюера - сложная задача 2. Высокая стоимость проведения глубинного интервью (особенно в части затрат на оплату труда интервьюера), трудоемкость подготовки высококвалифицированного интервьюера и процедур сбора (только 4-5 интервью в день) и обработки информации 3. Низкая степень вовлеченности наблюдателей со стороны заказчика по сравнению с фокус-групповым исследованием, так как их трудно убедить просидеть в течение нескольких часов несколько индивидуальных бесед (4-5) |