Этапы жизненного цикла и покупательское поведение семьи
Этап жизненного цикла | Особенности поведения и покупательских привычек |
1. Этап холостой жизни: молодые одиночки, живущие отдельно от родителей | Финансовых обременений немного. Лидеры мнений в области моды. Настроены на активный отдых. Покупатели основного кухонного оборудования, основной мебели, автомобилей, принадлежностей для брачных игр, путевок на отдых. |
2. Юные молодожены без детей | Финансовое положение лучше, чем будет в недалеком будущем. Наивысшая интенсивность покупок, наивысшие средние показатели закупок товаров длительного пользования. Покупатели автомобилей, холодильников, кухонных плит, самой необходимой мебели и мебели длительного пользования, путевок на отдых. |
3. «Полное гнездо», 1-я стадия; младшему ребенку менее 6 лет | Пик покупки жилья. Оборотный капитал невелик. Недовольство своим финансовым положением и суммой сэкономленных денег. Заинтересованность в новых товарах. Любители рекламируемых товаров. Покупатели стиральных и моечных машин, сушилок, телевизоров, детского питания, лекарств от кашля, витаминов, кукол, колясок, санок, коньков. |
4. «Полное гнездо», 2-я стадия: младшему ребенку 6 или более лет | Финансовое положение улучшилось. Некоторые жены работают. Реклама оказывает меньше влияния. Покупают товары в более крупной расфасовке, заключают сделки на приобретение сразу многих товарных единиц. Покупатели разнообразных продуктов питания, чистящих материалов, велосипедов, услуг учителей музыки, пианино. |
5. «Полное гнездо», 3-я стадия: пожилые супруги с детьми, находящимися на их попечении | Финансовое положение стало еще лучше. Работает большее число жен. Некоторые дети устраиваются на работу. Реклама оказывает очень слабое влияние. Высокая средняя интенсивность покупок товаров длительного пользования. Покупатели новой, более изящной мебели, участники автомобильных путешествий, покупатели приборов, не являющихся совершенно необходимыми, лодок, зубоврачебных услуг, журналов. |
6. «Пустое гнездо», 1-я стадия: пожилые супруги, дети которых уже живут отдельно, глава семьи работает | Наибольшее количество владельцев собственных жилищ. Большинство довольны своим финансовым положением и объемом сбережений. Интересуются путешествиями, активным отдыхом, самообразованием. Делают подарки и благотворительные вклады. Не интересуются новыми товарами. Покупатели путевок на отдых, предметов роскоши, услуг и товаров по обустройству дома. |
7. «Пустое гнездо», 2-я стадия: пожилые супруги, дети которых живут отдельно, глава семьи на пенсии | Резкое сокращение доходов. В основном сохраняют жилища. Покупатели медицинских приборов, медицинских товаров, способствующих укреплению здоровья, сна и пищеварения. |
8. Вдовствующее лицо, работает | Доход еще довольно высок, но дом уже склонны продать. |
9. Вдовствующее лицо, на пенсии | Нужды в медицинском обслуживании и товарах те же, что и у прочих групп пенсионеров. Резкое сокращение доходов. Острая нужда во внимании, привязанности и благополучии. |
Роли и статусы. Человек является членом множества социальных групп, его положение можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Студентка по отношению к родителям играет роль дочери, в собственной семье – роль жены, в рамках института – студентки. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от человека окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий ее степень положительной оценки со стороны общества. В качестве студента человек будет приобретать одежду, которая отражает именно эту ее роль и ее статус. Человек останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Деятели рынка осознают возможности превращения товаров в символы статуса.
Факторы личного порядка. На решение покупателя оказывают влияние такие характеристики, как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе.
С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых товаров. С годами меняются вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений. Деятели рынка должны учитывать меняющиеся потребительские интересы человека.
Род занятий. Деятели рынка стремятся выделить группы по роду занятий и специализироваться на производстве товаров, нужных для конкретной профессиональной группы.
Экономическое положение. Деятели рынка, предлагающие товары, сбыт которых зависит от уровня доходов потребителей, должны следить за тенденциями перемен в сфере личных доходов, сбережений, экономического спада или подъема.
Образ жизни. Лица, принадлежащие к одной субкультуре, одному общественному классу и даже одному роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.
Образ жизни – устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях.
При разработке маркетинговой стратегии товара деятель рынка будет стремиться к выявлению взаимосвязи между обычным и марочным товаром и определенным образом жизни.
Тип личности и представление о самом себе.
Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Человеку принадлежат такие черты, как уверенность в себе, влиятельность, независимость, непостоянство, почтительность, властолюбие, общительность, настороженность, привязанность, агрессивность, выдержанность, стремление к успеху, любовь к порядку, приспособляемость.
Деятели рынка должны стремиться создавать товар, соответствующий членам целевого рынка.
Факторы психологического порядка.
Мотивация, восприятие, освоение, убеждение и отношения.
Мотивация. Человек испытывает много разнообразных нужд (голод, жажда, комфорт, признание, уважение и др.). Нужда, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом.
Мотив (или побуждение) – нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.
Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самые популярные из них теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу предлагают самые разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и маркетингу.
Теория мотивации Фрейда. Люди не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение. Человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем.
Человек не отдает себе полного отчета об истоках собственной мотивации[1].
Теория мотивации А. Маслоу. Маслоу пытается объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности (рис. 16).
Потребности
в самоутверждении
(саморазвитие исамоутверждение)
Потребности в уважении
(самоуважение, признание, статус)
Социальные потребности
(чувство духовной близости, любовь)
Потребности самосохранения
(безопасность, защищенность)
Физиологические потребности (голод, жажда)
От 1 к следующей по мере удовлетворения очередной наиболее важной потребности.
Рис. 16.Пирамида потребностей А. Маслоу
Восприятие. Человек, его характер и действия зависят от того, как он воспринимает ситуацию. Люди все по-разному воспринимают одну и ту же информацию. Всë мы познаем через информацию благодаря ощущениям, воздействующим на пять наших чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Однако каждый организует и интерпретирует эту чувственную информацию по-своему.
Люди могут отличаться разными реакциями на один и тот же раздражитель в силу избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного заполнения.
Избирательное восприятие. Люди сталкиваются с огромным количеством раздражителей, на все невозможно реагировать, большинство из них человек отсеивает. Основная трудность заключается в том, чтобы объяснить, какие раздражители окажутся замеченными. Избирательный характер восприятия означает, что деятели рынка должны прилагать усилия для привлечения покупателей.
Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.
Избирательное запоминание. Многое из того, что человек узнает, он забывает, а запоминает лишь информацию, поддерживающую его отношения и убеждения.
Усвоение – это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Человеческое поведение является в основном благоприобретенным, то есть усвоенным. Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения, которые влияют на его покупательское поведение.
Убеждение – мысленная характеристика чего-либо, даваемая человеком. Производителей интересуют убеждения людей в отношении конкретных товаров и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок. На основании этих убеждений люди совершают действия. Но если какие-то убеждения неверны и препятствуют совершению покупки, то производителю необходимо это исправлять.
К религии, политике, одежде, музыке, еде человек имеет собственное отношение. Отношения позволяют человеку вести себя стабильно с другими объектами. Производителям легче, выгоднее вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, чем их изменить.
Таким образом, на поведение потребителя влияют многочисленные факторы, поэтому деятели рынка должны их по возможности учитывать, то есть разрабатывать и оценивать товар, наладить его распространение и стимулирование сбыта, чтобы вызвать наибольшее удовлетворение потребителей.
Вопрос 22: Процесс принятия решения о покупке конечным потребителем: осознание потребности, поиск информации, оценка информации, принятие решения о покупке, реакция на покупку.
Процесс принятия решения о покупке
Изучение всех факторов, влияющих на поведение потребителей, мотивов покупок, восприятия товара помогают маркетологам моделировать процесс принятия решения о покупке
(рис. 17).
Рис. 17.Модель принятия решения о покупке
Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду.
С какой целью возникла нужда и как осознается проблема:
а) какие ощутимые проблемы или нужды возникли;
б) чем вызвано их возникновение;
в) каким образом вывели человека на конкретный товар.
Для выяснения этих проблем потребитель ищет информацию об определенном товаре. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
- личностные (семья, друзья, соседи, знакомые);
- коммерческие (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки);
- общедоступные (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучение и классификацией потребителей).
В результате сбора информации повышается осведомленность о товаре.
Оценка вариантов. Потребитель использует информацию и делает окончательный выбор среди нескольких альтернативных марок товара: имея понятие о свойствах товара, убеждения о марках товара и учитывая функции полезности.
Во-первых, существует понятие о свойствах товара.Мы считаем, что каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Вот некоторые свойства, интересующие покупателей в ряде товаров общеизвестных классов:
• Фотоаппараты: резкость получаемых фотоснимков, диапазон выдержек, размеры, цена.
• Гостиницы: местоположение, чистота, атмосфера, стоимость.
• Зубной элексир: цвет, эффективность действия, цена, вкус и аромат.
• Бюстгальтеры: удобство, посадка на фигуре, долговечность, цена, фасон.
• Губная помада: цвет, вид упаковки, жирность, престижность, вкус и аромат.
• Шины: безопасность, долговечность протектора, плавность езды, цена.
Вышеназванные свойства обычно интересуют всех, но разные потребители считают актуальными для себя разные свойства. Человек обращает больше всего внимания на свойства, которые имеют отношение к его нужде.
Во-вторых, потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимостисвойствам, которые он считает актуальными для себя. Можно провести различие между важностью того или иного свойства и его характерностью, т.е. заметностью20.Характерные свойства¾ это те, что в первую очередь приходят на ум потребителю, когда его просят подумать о качествах товара. Деятель рынка никоим образом не должен считать, что именно эти свойства обязательно и являются самыми важными. Некоторые из них могут оказаться характерными потому, что потребитель только что подвергся воздействию коммерческого обращения, где их упоминали, или столкнулся в связи с ними с какой-то проблемой, в результате чего эти свойства вышли в его сознании «на первый план». Более того, товар может обладать и более важными свойствами, но потребитель просто забывает упомянуть о них.
В-третьих, потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках,когда каждая отдельная марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки.Убеждения потребителя могут колебаться от знания подлинных свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.
В-четвертых, считается, что каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности.Функция полезности описывает степень ожидаемой удовлетворенности каждым отдельным свойством. Например, Бетти Смит может рассчитывать, что степень удовлетворенности камерой будет повышаться по мере увеличения светосилы объектива. А наибольшее удовлетворение доставит не слишком легкая и не слишком тяжелая камера, желательно формата 35 мм, а не 135 мм. Комбинация уровней свойств с наивысшей полезностью и даст «портрет» идеальной, с точки зрения Бетти, камеры. Кроме того, предпочтительность данной марки будет зависеть от ее наличия на рынке и доступности по цене.
В-пятых, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки.А осуществляют выбор марок потребители по-разному.
Отношение к товару складывается у потребителя после проведенной им оценки.
Решение о покупке. На принятие решения могут оказать влияние такие факторы:
1) интенсивность негативного отношения другого лица к предпочтительному варианту потребителя;
2) готовность потребителя принять пожелания другого
лица.
В зависимости от этих факторов покупатель захочет купить или откажется от покупки. Здесь могут сыграть определенное отношение непредвиденные факторы обстановки.
Реакция на покупку. Купив товар, покупатель либо удовлетворен, либо не удовлетворен покупкой (рис. 18).
Рис. 18.Модель реакции на покупку
До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке. Для деятеля рынка нужно выяснить, что влияет на покупательское поведение, и создать эффективную программу маркетинга.
Поведение организаций-потребителей на рынке имеет свои отличительные особенности, поэтому процесс принятия решения о покупке ППТН совершенно иной. Здесь следует учитывать особенности, не встречающиеся на потребительском рынке.