Формы их реализации и результаты
1. Дисциплина. 2. Порядок. 3. Справедливость и возна- граждение. 4. Эффек(ивность. 5. Подчинение главной цели компании.
Поведенческая школа1. В центре внимания человеческий ресурс. 2. Формирование организации с учетом специфики межличностных отношений. 3. Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности. 4. Мотивация персонала. 1. Наиболее эффективное использование потенциала работника. 2. Повышение производительности. 3. Повышение удовлетворен- ности работника. 4. Гибкая система вознаграждений и поощрений.
Научная школа1. Использование научного анализа деятельности и задач менеджмента. 2. Отбор, обучение и оптимальная расстановка кадров. 3. Значение планирования и прогнозирования. 4. Значение обеспечения ресурсами 5. Моральное и материальное стимулирование труда.
Формы их реализации и результаты
1. Создание предпосылок для оптимального функционирования. 2. Увеличение производительности труда. 3. Повышение эффективности и стабильности производства. 4. Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности. 5. Справедливость вознаграждения и повышение производительности.
Процессный подход1. Понимание менеджмента как процесса. 2. Анализ факторов воздействия на процесс. 3. Процесс управления как система взаимосвязанных функций. 4. Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций.
Формы их реализации и результаты
1. Гибкость, непрерывность и интенсивность управления. 2: Разработка и оптимизация функций управления. 3. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления. 4. Повышение эффективности управленческих решений.
Системный подход1. Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно- технической системы. 2. Анализ внешней и внутренней среды системы. 3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы. 4. Вычленение из системы научно- технической и ."человеческой" составляющих. 5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности. 6. Функциональное единство элементов и подсистем.
Формы их реализации и результаты
1. Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций ме- неджера. 2. На основании анализа приме- нение синтетических и обоснованных решений. 3. Повышение эффективности управленческих решений, их результативности. 4. Применение технических, социально-психологических, эконометрических, эргономических и других методов. 5. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации. 6. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью.
Социально-психологический подход1. В центре внимания личность работника. 2. Исследование межличностных отношений. 3. Исследование групповой динамики 4. Использование конфликтологии. 5. Мотивация как единство экономических, социальных и духовных потребностей. 6. Применение теории ожиданий.
Формы их реализации и результаты
1. Оптимальное воздействие на работника. 2. Оптимальная расстановка кадров и оптимальное управление.3. Использование неформальных методов координации, руководства и организации. 4. Повышение эффективности управления. 5. Единство морального и материального вознаграждений работника. 6. Глубокое удовлетворение работой и достижение самовыражения и самореализации.
Жизнециклический подход1. Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма. 2. Изучение стадий жизненных циклов. 3. Определение критических точек развития. 4. Прогнозирование и планирование, на основании жизненных циклов 5. Выявление тенденций роста.
Формы их реализации и результаты
1. Четкое планирование, коор- динация и руководство. 2. Повышение информирован- ности и компетентности менеджера. 3. Принятие более точных и оп- тимальных решений. 4. Возможность разработки эффективной стратегии. 5. Прогнозирование роста раз- вития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки.
Количественные математические подходы1. Применение эконометрических моделей. 2. Применение аппарата производственных функций. 3. Применение методов множественной регрессии по методу "затраты — эффективность". 4. Применение стохастических (вероятностных) моделей.
Формы их реализации и результаты
1. Высокая точность, эффективность и качество управленческих решений. 2. Выбор приоритетных направлений развития фирмы. 3. Точность расчетов экономической эффективности производственной деятельности. 4. Устранение неопределенности результатов, снижение рисков.
Проектный подход1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.
. 2. Бизнес-планирование проекта 3. Анализ проекта 4. Оценка проекта 5. Организация финансирования инновационного проекта.
Формы их реализации и результаты
1. Особый тип стратегического планирования, подбор не- обходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий 2. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей. 3. Проведение технико экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности и движения денежных потоков. 4. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков.5. Определение потребности в финансировании, поиск источников и организация денежных потоков . под проект.
Маркетинговый подход1. Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга. 2. Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкурентных пре- имуществ, замещения импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д. 3. Разработка стратегии проникновения новшества на рынок.
Формы их реализации и результаты
1. Направленность деятельности' фирмы, ее подсистем, структур и персонала на коммерциализацию нов- шеств с учетом запросов потенциального потреби- теля.
2. Комплексное исследование рынка. Анализ и прогноз конъюнктуры. Исследование емкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конку- рентов, видов и форм конкуренции.
3. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества на рынок.
Управленческие решенияЭтапы принятия решения основываются на последовательности взаимосвязанных шагов, использовании всей полноты доступной информации, понимании альтернативности выбора, особое внимание уделяется оценке неопределенности и риска. При процедуре принятия решения следует ориентироваться на временные, ресурсные, информационные и поведенческие ограничения. Наиболее распространенным процессом принятия решения является пяти стадийная схема, основанная на диагнозе проблемы, выработке критериев, выявлении альтернатив, сравнительной оценке альтернатив и окончательном выборе. Чрезвычайно многообразны виды и модели принимаемых решений. Так, к видам решений относят интуитивные, эвристические, рутинные, в условиях неопределенности, риска, приближенные, гипотетические, оптимальные, конкурентные, количественные, качественные и др. По уровню распространения решения бывают: индивидуальные, локальные, повторяющиеся, прогнозные, перспективные, глобальные. По мере усложнения процедуры и объектов принятия решения все более усложняются методы и модели решения. Наиболее широко распространены методы математической статистики, теории игр, теории вероятности, линейное и нелинейное программирование, имитационные модели, теория графов, очередей, массового обслуживания, а также теории информационного поиска, автоматического регулирования и т.д Виды и модели принимаемых решений в инновационном менеджменте зависят от стадий жизненного цикла инноваций. Так, на стадии поиска идеи новшества методы принятия решений носят всецело творческий, интуитивный характер и в значительной мере зависят от степени мобилизации подсознательных процессов. Стадия материализации идеи новшества хотя и носит вероятностный характер, но-принятие решений на этой стадии уже состоит из большинства процедур целеориентированного рационального действия. На более поздних стадиях жизненного цикла внедрения', производства и коммерциализации новшества инновационный менеджмент использует в основном общие методы менеджмента, в том числе основанные на математическом моделировании
Маркетинговая организация – занимается сегментацией рынка, определением системы сбыта, рекламой, стимулированием ускорения сбыта товаров ( отличительные черты: Маркетинг подразделяется на стратегический и тактический. Стратегический направлен на реализацию концепции маркетинга на первой стадии ЖЦТ и первой функции менеджмента. Если на этой стадии не будут применены современные методы исследования ради сиюминутной экономии экономии ресурсов, то на последующих стадиях ЖЦТ организация понесет убытки, в сотни раз превышающие полученную ранее экономию. Ориентация всей деятельности на перспективу, на потребителя; прогрессивная система информационного обеспечения исследований, профессионализм). Научно исследовательские центры – Занимается научной, экспериментально проверкой возможности материализации нормативов конкурентноспособности товаров, разработкой новшеств, их апробацией. (Отлич. Черты: На стадии опытно – конструкторских работ проводится конкретное воплощение результатов НИР в конструкторскую документацию. Проектно –конструкторская организация (Отлич. Черты: использование системы автоматизированного проектирования. На стадии технологической подготовки производства результаты ОКР воплощаются в технологии, в которых определяются как изготавливать, с применением каких способов). Научные парки – организации формирующиеся вокруг крупных научных центров ( Отлич. Черты: наличие иннов. Центра или университета. Высокий уровень новизны НИОКР, с высоким научным потенциалом). Технопарки – комплекс функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорения продвижения новшеств в сферу материального производства. (комплексность входящих в технологический парк юридически самостоятельных фирм и организаций по научно производственному циклу создания новшеств. Стратегический альянс – соглашение участников межфирменной кооперации на проведение комплекса сложных работ по всему инновац. Циклу. (разделение финансового риска, комплексность этапов Иннов. Цикла).Комплексное обеспечение инновационной деятельности
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровнях. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям: 1) правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой систе- ме, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономиче- ской деятельности и др.); 2) законы и нормативные акты по системам: стандартизации;метрологии;сертификации товаров и услуг;защиты прав потребителей;антимонопольной политики;управления качеством товаров; безопасности и охраны труда и др.;3) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию произ- водства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды; 4) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы. Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нор- мам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня, будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой. Нормативно-методическое обеспечениеНормативно-методические документы могут быть следующих видов: нормативные акты и стандарты; методики, положения, инструкции и т. п. В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов: международный стандарт (МС); европейский стандарт (EN);государственный стандарт стран СНГ (ГОСТ);государственный стандарт России (ГОСТ Р);региональный стандарт (например, РСТ); отраслевой стандарт (ОСТ); стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т. п. (СТП).
Финансовое и материальное обеспечениеФинансовое и материальное обеспечение инновационного менедж- мента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента: своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества; улучшение использования ресурсов. Виды ресурсов:трудовые ресурсы;материальные ресурсы; основные производственные фонды; (финансовые ресурсы; интеллектуальная собственность; организационный ресурс;совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в де- нежном выражении. Наличие и состав ресурсов определяются объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок. Информационное обеспечение и статистика инновацийИнформационное обеспечение системы менеджмента — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информа- ционное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникациия — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется положением о государственной системе научно-тенической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. # 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г.Международные стандарты в статистике науки и инноваций— комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации. Формирование портфеля новшеств. С точки зрения долгосрочной перспективы наиболее продуктивны инвестиции в сектор новых технологий. Объекты этих инвестиций дают самую большую «кумулятивную отдачу. Однако, в связи с повышенным риском часто наиболее предпочтительными оказываются инвестиции в растущие и зрелые технологии. Наиболее эффективным и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного набора продуктов-лидеров и продуктов-последователей. Результатом этого этапа должна стать выработка инновационных проектов по достижению отобранных инновационных решений. Для большей ясности здесь следует обратиться к теории инновационного менеджмента и рассмотреть концепцию жизненного цикла товара на рынке. В теории управления процесс формирования стратегии осуществляется, как правило, на основе портфельного анализа. С помощью этого инструмента оценивается вся хозяйственная деятельность предприятия с целью распределения инвестиционных ресурсов: вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления развития и сокращения инвестиций в неэффективные проекты. В результате проведения портфельного анализа компания дает оценку конкурентоспособности основных продуктов, определяет размеры вложений капитала в каждое подразделение. Для каждого отдельного продукта разрабатывается отдельный инновационный проект. Функции ИМ:Стратег. Маркетинг – главная идея, кнцепция ради которой и организуется вся деятельность. Первая стадия ЖЦ организации в целом; Функция планирования – центральная ф. . состоит из мероприятий: анализ вешн. И внутр. Среды, прогнозирование деят. Организации, . Разделяют : по срокам, целям, объектам. Функция организации- формирование оргструктуры, обеспечение структур всеми видами ресурсов; Функция мотивации – теория маслоу не работает, работают внутренние ценности; Функция контроля – менее эффективен административный контроль, нужен самоконтроль. Методы: на каждой стадии ЖЦ организации применяютя свои методы. На стадии идеи – моделирование; на стадии НИОКР – Имитационные модели; На стадии производства – теория игр; На стадии распространения – теория очередей;
Основы организации НИОКРИсследование научного задела по проблеме, анализ имеющихся данных фундаментальных исследовании.
1. Проработка идеи инновации
2. Лабораторные эксперементалые исследования
3. Проектно-конструкторская разработка новшества
4. Документальное и организационно-технологическое обеспечение выпуска опытного образца новвоведения
Организация анализа эффективности инновационной деятельностиЦелью анализа (аудита) эффективности инновационной деятельности ИО является изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. Иэ этой цели вытекают следующие задачи анализа: 1. Анализ обоснованности идеи и структуры проблемы. 2. Анализ рациональности структуры ИО. 3. Анализ профессионализма руководителя ИО, руководителей инновационных проектов, их команд. 4. Анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности. 5. Анализ финансового и материально-технического обеспечения ИО. 6. Анализ качества нормативно-методического обеспечения ИО. 7. Анализ качества информационного обеспечения ИО. 8. Анализ совокупности примененных при проектировании науч- ных подходов и современных методов менеджмента. 9. Анализ использования конкурентных преимуществ ИО. 10. Анализ структуры портфеля новшеств и инноваций (покупные новшества, новшества для внедрения в ИО, новшества для на- копления, новшества собственной разработки, новшества для продажи). 11. Анализ качества экспертизы проектов. 12. Анализ качества расчетов показателей эффективности инноваци- онной деятельности ИО. 13. Анализ системы мотивации и ответственности инновационной деятельности. Анализ эффективности инновационной деятельности ИО следует осуществлять с соблюдением следующих принципов:принципов диалектики (системный подход, динамический под- ход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количества в качество и качества в новое количество, принцип «отрицание отрицаниями); принципа единства анализа и синтеза; ринципа ранжирования;принципа обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов;принципа оперативности;принципа количественной определенности и др. Основные этапы анализа эффективности инновационной деятельности ИО: 1) выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа; 2) формирование временной творческой группы для проведения анализа; 3) разработка проекта программы анализа; 4) подготовка и издание приказа по ИО о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа; 5) выбор методов выполнения работ; 6) сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.); 7) проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе показателей подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе; 9) принятие мер по результатам анализа. Методы анализа (сравнения, балансовый, индексный, факторный и др.).