Основные методы сбора маркетинговой информации
Все источники информации можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Соответственно речь идет о внутренней и внешней информации.
К внутренним источникам относится весь документооборот предприятия.
Наибольшую значимость в маркетинге представляют:
- отчетность, в том числе бухгалтерская и финансовая;
- планы производства и сбыта;
- данные торговой статистики о сбыте продукции;
- бюджет маркетинга;
- результаты предыдущих исследований;
- список клиентов предприятия;
- деловая корреспонденция предприятия;
- счета-фактуры;
- рекламации потребителей.
Внешние источникивключают внешние каналы поступления информации. Источники внешней информации подразделяются на публикуемые и непубликуемые.
К публикуемым материалам относятся:
- правительственная информация: законодательные акты и постановления, сведения государственных служб (таможенной, контрольной, стандартизации, патентной и др.), статистическая информация;
- информация о конъюнктуретоварных рынков, торговле, ценах;
- общеэкономическая пресса (правительственная и неправительственная);
- отраслевая периодика;
- фирменные справочники (адресные, торговые, библиографические и др.);
- книги, монографии по отдельным вопросам предпринимательской деятельности, маркетинга.
К непубликуемым материалам относятся:
- финансовые и другие отчеты деятельности фирм,
- информация получаемая при личных контактах,
- опыт работы руководства,
- предложения персонала предприятия.
Выделяют следующие методы сбора маркетинговой информации:
- наблюдение;
- эксперимент;
- опрос, в том числе интервью.
Наблюдение— метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий. Зачастую не используется самостоятельно, а дополняет другие методы исследования. Хотя бывают ситуации, когда получение информации возможно только с помощью метода наблюдения. Например, изучаются потребители, которые не могут словесно описать свое поведение, — маленькие дети. В маркетинговой деятельности широко используется при наблюдении за поведением покупателей.
Виды наблюдения:
- полевое, т. е. события происходят в реальной обстановке, например, в торговом зале магазина;
В процессе маркетингового исследования необходимо воспользоваться первичной информацией, т. е. она должна быть собрана непосредственно исследователем, то тогда говорят, что проводится полевое исследование.
- кабинетное, проводимое в лабораторных условиях.
Проведение каждого маркетингового исследования предполагает сбор и обработку информации, необходимой для решения сформулированной проблемы. Для решения некоторых проблем достаточно ограничиться лишь изучением вторичной информации, т. е. изучением уже имеющейся (обычно опубликованной) информации и относящейся к исследуемой проблеме. В таком случае говорят о кабинетном исследовании проблемы.
В реальной жизни большинство маркетинговых исследований предполагает проведение как кабинетных, так и полевых исследований. При этом кабинетное исследование должно предшествовать требующему больших затрат полевому исследованию. Предварительное кабинетное исследование особенно важное значение имеет при выходе на внешний рынок, поскольку в этом случае только лишь положительное заключение о целесообразности выхода на внешний рынок может служить основанием для проведения дорогих полевых исследований
Способы проведения наблюдения:
- открытое, при котором респондент знает о том, что за его поведением наблюдают, в связи с чем может возникнуть «эффект наблюдения», выражающийся в несколько неестественном поведении;
- скрытое, при котором обследуемый не предполагает, что за его поведением наблюдают.
Поскольку метод наблюдения достаточно субъективен (например, исследователь может не заметить некоторые особенности поведения людей), то применяют следующие показатели оценки надежности метода наблюдения:
- коэффициент согласия наблюдателей — одно и то же событие наблюдается несколькими исследователями;
- коэффициент устойчивости — один и тот же исследователь проводит наблюдение в разное время;
- коэффициент надежности: различные наблюдатели проводят исследование в разное время.
Эксперимент.Применяется для количественной оценки причинно-следственных связей. При этом исследователь изменяет один или несколько переменных параметров и одновременно наблюдает за тем, как это изменение влияет на другой зависимый параметр. Эксперимент зачастую характеризуется высокой стоимостью проведения.
Виды экспериментов:
- лабораторный эксперимент, подразумевающий искусственное моделирование ситуации. Направления лабораторных экспериментов могут быть самыми различными: сравнительное тестирование качества товаров, ценовые тесты, тестирование рекламы и др.;
- полевое исследование, или эксперимент в реальных рыночных условиях. Например: пробные продажи товара различным целевым группам потребителей для выяснения восприятия ими качества, цены, упаковки товара; оценка эффективности рекламы в различных регионах и др.
Опрос— один из самых распространенных методов исследования. При проведении опроса исследователь обращается к респондентам для того, чтобы узнать мнения, факты, настроения.
Типы опросов:
В зависимости от того, кем являются опрашиваемые лица, опросы классифицируют по следующим группам:
- опросы потребителей;
- опросы работников торговых предприятий;
- опросы экспертов.
По степени охвата опрашиваемых опросы делятся на:
- сплошные, когда охватываются все лица данной совокупности;
- выборочные, охватывающие только часть единиц данной совокупности.
Опросы населения в большинстве случаев проводятся выборочно, так как организация сплошного опроса весьма трудоемка, а во многих случаях даже невозможна и нецелесообразна.
По частоте проведения обследования бывают двух видов:
- спорадические - опросы отдельных групп потребителей, проводящиеся в случае необходимости решения конкретной проблемы;
- панельные - многократные опросы одной и той же группы лиц.
в зависимости от структуры вопросов:
- структурированный, при котором всем респондентам задают одни и те же вопросы;
- неструктурированный, при котором вопросы, задаваемые респонденту, зависят от получаемых от него ответов;
в зависимости от количества опросов одного респондента:
- однократный;
- многократный (панельный) опрос, при котором можно проследить динамику ответов на вопросы. Например, предприятие из нескольких выбранных потребителей своей продукции формирует потребительскую панель, предлагая раз в месяц в течение года отвечать на вопросы анкеты;
в зависимости от техники опроса:
- личный;
- телефонный;
- почтовый.
Типы вопросов,задаваемых в той или иной форме респонденту:
в зависимости от формы вопроса:
- открытый (без структуры), на который респондент дает свой вариант ответа;
- закрытый (структурированный), на который респонденту предлагаются варианты ответа;