Методы сбора маркетинговой информации

Маркетинговая информация может быть получена в ходе проведения одного из трех типов исследований (рис. 24):

1) кабинетных;

2) полевых;

3) комбинированных.

Целью кабинетных исследований является сбор и обработка вторичной информации.

Полевые исследования представляют собой методы сбора и обработки информации «по месту нахождения информации».

 
  методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Наблюдение - пассивная регистрация лично исследователем или техническими устройствами определенных процессов или действий людей.

Формы наблюдения могут быть весьма разнообраз­ными. Классификация наблюдений приведена в табл. .

Признак классификации Виды наблюдений Примечание
Степень включенности исследователя в наблюдаемый процесс   Степень открытости наблюдения   Характер наблюдаемых событий     Техника наблюдения - С участием исследователя - Со стороны     - Открытое   - Скрытое     - Прямое - Непрямое     - Персональные   - Приборные   Наблюдатель не участвует в наблюдаемом процессе   О наблюдении людям известно О наблюдении людям неизвестно   Наблюдается само поведение Наблюдаются последствия (чеки, мусор и т.п.)   События фиксирует наблюдатель События фиксируются приборами (датчиками, счетчиками и т.п.)

Наблюдение как метод получения первичной инфор­мации обладает следующими достоинствами:

· независимость хода исследования от желания объектов наблюдения принимать в нем участие;

· возможность учета факторов окружающей обста­новки;

· Высокая объективность метода (наблюдаются фак­тически происходящие события);

· Возможность наблюдения неосознанных поведенческих актов.

В качестве основных недостатков наблюдения назы­вают следующие:

· селективность (предпочтительность наблюдателя в отношении объектов, обладающих определенны­ми характеристиками);

· субъективность восприятия наблюдаемых собы­тий;

· возможность проявления «эффекта наблюдения» (неестественного поведения при обнаружении на­блюдения).

Эксперимент - метод исследования, при меняемый для оценки причинно-следственных связей, подразумевающий активное вмешательство исследователей в определенные процессы: они изменяют один или более параметров и наблюдают за тем, какое влияние это изменение оказывает на зависимый параметр.

Существуют различные формы экспериментов (рис. 26, 27).

методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Рис. 26. Виды экспериментов с точки зрения реальности 06ъектов

 
  методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Рис. 27. Виды экспериментов с точки зрения реальности условий проведения

К основным достоинствам эксперимента как метода получения первичной информации можно отнести:

· возможность изучения причинно-следственных связей между событиями;

· возможность проверки маркетинговых решений (пробный маркетинг).

Основными недостатками эксперимента считаются:

· возможная непригодность результатов эксперимента для других условий;

· высокая стоимость;

· большая трудоемкость;

· высокий риск;

· сложность отнесения влияния на зависимую переменную на счет определенной независимой переменной.

Опрос - выяснение субъективных мнений и пред­почтений респондентов (опрашиваемых лиц) в отно­шении какого-либо объекта.

Опросы весьма разнообразны. Чаще всего опросы классифицируют по следующим признакам:

· количеству одновременно опрашиваемых респондентов (рис. 28);

· используемым средствам коммуникации с респондентами (рис. 29);

· периодичности проведения (рис. 30);

· способу представления информации (рис. 31);

· степени стандартизации (рис. 32);

· типу респондентов (рис. 33).

 
  методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Рис. 28. Формы опросов с учетом количества одновременно опрашиваемых респондентов

 
  методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Рис. 29. Формы опросов с точки зрения задействованных средств коммуникаций

 
  методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Рис. 30. Формы опросов с учетом периодичности проведения

опросы

методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Рис. 31. Классификация опросов по способу подачи информации

методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Рис. 32. Классификация опросов по степени их стандартизации

 
  методы сбора маркетинговой информации - student2.ru

Рис. 33. Классификация опросов по типу респондентов

Индивидуальные интервью не применяются в том случае, если интересующая тема является деликатной (деньги, гигиена, секс и т. д.) или если поведение людей является следствием воздействия межличностных отно­шений в социальной группе.

В групповых опросах используют два типа групп ­дискуссионные и фокус-группы.

В первом случае изучается восприятие определенно­го сектора рынка, мотивы и сдерживающие факторы в поведении потребителей, а также язык их общения. Обычный состав группы - 6-10 человек. Опрос про­водится в форме свободной дискуссии и может продол­жаться несколько часов.

Опрос методом фокус-группы является более струк­турированным. Он применяется для анализа восприя­тия определенной группой потребителей имиджа фир­мы, марки или товара, оценки рекламы и для изуче­ния характеристик общения тех потребителей, которых проводится опрос. Обычный состав группы 8-12 человек.

Достоинства и недостатки опроса с использованием различных средств коммуникаций приведены в табл.15.

Таблица 15. Достоинства и недостатки опроса с использованием различных средств коммуникаций

Форма опроса Достоинства Недостатки
Личный · Высокая скорость получения ответов · Относительно низкая стоимость · Возможность слежения за реакцией · Возможность объяснения вопросов · Необходимость в квалифицированных интервьюерах · Ограниченность территориальная и во времени · Информация сложна в обработке
Телефонный · Высокая скорость получения ответов · Широкий территориальный охват · Отсутствие контроля достоверности ответов · Ограниченное количество вопросов · Негативное отношение людей к подобным мероприятиям
Почтовый · Широкий охват аудитории · Возможность компьютерной обработки информации · Низкая скорость получения ответов · Относительно высокая стоимость · Отсутствие возможности объяснения вопросов · Необходимость профессиональной разработки анкеты
Электронный · Возможность сочетания преимуществ телефонного и почтового опроса · Возможность обращения к наиболее прогрессивной части потребительского рынка · Возможность обращения к ограниченной аудитории (пользователям сети Интернет)

Примером неструктурированного интервью является глубинное интервью. Основу этого метода составляет полное отсутствие влияния интервьюера на респонден­та. Респондент должен высказывать свое мнение в абсолютно свободной манере.

Разновидностью структурированного опроса являет­ся панельный опрос.

Панели - постоянные выборки изучаемой группы населения, подвергающиеся регулярным опросам по одним и тем же вопросам.

Существуют следующие разновидности панелей:

· массовые (например, потребительские или посред­нические);

· специалистов-предписантов (например, фармацев­тов);

· специализированные (например, школ, владель­цев детских кафе и т. п.);

· барометры (небольшие панели), предназначенные для получения регулярных статистических сведений, например, подростки, студенты, молодые матери и т. д.).

К основным достоинствам опроса как метода получения первичной информации можно отнести:

· возможность выявления мнений у самих потре­бителей;

· возможность статистической обработки получен­ных сведений;

· гибкость в проведении.

Основными недостатками опроса считаются:

· субъективность полученной информации;

· зависимость от желания респондентов публично высказывать свое мнение.

Наши рекомендации