Особенности маркетинга услуг морских перевозок

Транспортные услуги производят сразу несколько субъектов (экспедитор, стиви­дор, перевозчик и т. д.)

Особенности спроса и его прогнозирования

Два основных типа потребителей транспортных услуг — фирмы и население

Первичный спрос на транспортные услуги зависит от осо­бенностей миграции поведения, уровня доходов.

Довольно сложным является процесс изучения вторичного спроса на гру­зовые перевозки. Маркетолог должен проанализировать не просто динамику производства основных товаров, которые пе­ревозит его компания, но и особен­ности и динамику их распределения по регионам страны или мира.

Развитие ассортимента услуг морской перевозки

Развитие «вширь» Открытие новых линий Разработка индивидуальных маршрутов Развитие информационных технологий, позволяющих в режиме on-line следить за перемещением груза Развитие терминальных услуг Внутри- н внепортовое экспедирование Охрана груза Предоставление услуг через Интернет Снятие на пленку или фотографирование основных транспортных операций и предоставление клиенту этой информации и т. д. Развитие «вглубь» Развитие специализированных судов: — «ро-ро»-баржи; — смешанные «ро-ро»; — скоростные паромы; — железнодорожные паромы и т. п.   Диверсификация Технология доставки от двери до двери» (door to door) Организация мультимодальных модальных перевозок Развитие «ро-ро » перевозок Развитие контейнерных перевозок Совершенствование контейнеров и пакетного оборудования Туризм и т.д.    

Методика поиска конкурентных преимуществ и оценки конкуренто­способности компа­нии-экспедитора на рынке морских перевозок

Анализ маркетинговой сущности услуги

Уровень товара/услуги Характеристика Уровень услуги по экспедированию
Ключевая ценность Основная услуга или преимущество, которое покупает потребитель Решение проблем в области организации процесса перевозки груза
Основной товар/услуга То, что покупатель получает при покупке товара/услуги Покупатель традиционно получает гарантию: — сохранности груза; — грамотного оформления документов; —доставки груза грузополучателю
Ожидаемый товар/услуга Набор характерных признаков и условий, которые потребитель обычно ожидает и на которые соглашается при покупке данного товара Потребитель ожидает обещанной: — оперативности перевозки; — скорости таможенного оформления груза; — регулярности рейсов и точности расписания
Улучшенный товар/услуга Услуга, отвечающая потребностям сверх обычных ожиданий клиента Экспедитор может, кроме того, предложить организовать; — контейнерные перевозки; —индивидуальный маршрут перевозки; — предоставление информации о грузе в пути; — интермодальные перевозки и т. п.
Потенциальный товар/услуга Еще не существующий товар, который продавец только желает разработать и предложить потребителю Экспедитор может планировать повышение качества услуги за счет: — обслуживания клиента через Интернет; — своей полной ответственности за доставку товара со склада отправителя на склад получателя (доставка door-to-door) и т. п.


Разработка анкеты

I. Вопросы, связанные с оценкой качественных характеристик услуги.

Значимость составляющих ус­луги должна быть оценена по порядку (от 1 до 8) — в нашем случае от 1 (наименьшая зна­чимость) до 8 (наибольшая зна­чимость), поскольку было вы­делено восемь составляющих услуги.

Второй вопрос, уточняющий первый, оценивал важность каждой составляющей услуги по экспедированию отдельно по 4-балльной шкале (1 — «очень важно для меня»; 2 — «достаточно важно»; 3 — «ме­нее важно»; 4 — «абсолютно не важно»).

Набор потребительских свойств услуги по экспедированию грузов

Составляющие услуги
Скорость доставки груза
Сохранность груза в пути
Четкое оформление транспортно-экспедиторских документов
Возможность получения информации о грузе, находящемся в пути, в любой момент времени
Возможность разработки индивидуальных маршрутов доставки грузов
Возможность пакетных и контейнерных перевозок
Регулярность (частота) рейсов
Скорость таможенного оформления груза

Следующий вопрос: «Используя 6-балльную шкалу, укажите, на примере нашей фирмы, как реализо­ваны ваши ожидания (табл. 4).

Наши рекомендации