Особенности маркетинга услуг морских перевозок
Транспортные услуги производят сразу несколько субъектов (экспедитор, стивидор, перевозчик и т. д.)
Особенности спроса и его прогнозирования
Два основных типа потребителей транспортных услуг — фирмы и население
Первичный спрос на транспортные услуги зависит от особенностей миграции поведения, уровня доходов.
Довольно сложным является процесс изучения вторичного спроса на грузовые перевозки. Маркетолог должен проанализировать не просто динамику производства основных товаров, которые перевозит его компания, но и особенности и динамику их распределения по регионам страны или мира.
Развитие ассортимента услуг морской перевозки
Развитие «вширь» Открытие новых линий Разработка индивидуальных маршрутов Развитие информационных технологий, позволяющих в режиме on-line следить за перемещением груза Развитие терминальных услуг Внутри- н внепортовое экспедирование Охрана груза Предоставление услуг через Интернет Снятие на пленку или фотографирование основных транспортных операций и предоставление клиенту этой информации и т. д. | Развитие «вглубь» Развитие специализированных судов: — «ро-ро»-баржи; — смешанные «ро-ро»; — скоростные паромы; — железнодорожные паромы и т. п. | Диверсификация Технология доставки от двери до двери» (door to door) Организация мультимодальных модальных перевозок Развитие «ро-ро » перевозок Развитие контейнерных перевозок Совершенствование контейнеров и пакетного оборудования Туризм и т.д. |
Методика поиска конкурентных преимуществ и оценки конкурентоспособности компании-экспедитора на рынке морских перевозок
Анализ маркетинговой сущности услуги
Уровень товара/услуги | Характеристика | Уровень услуги по экспедированию |
Ключевая ценность | Основная услуга или преимущество, которое покупает потребитель | Решение проблем в области организации процесса перевозки груза |
Основной товар/услуга | То, что покупатель получает при покупке товара/услуги | Покупатель традиционно получает гарантию: — сохранности груза; — грамотного оформления документов; —доставки груза грузополучателю |
Ожидаемый товар/услуга | Набор характерных признаков и условий, которые потребитель обычно ожидает и на которые соглашается при покупке данного товара | Потребитель ожидает обещанной: — оперативности перевозки; — скорости таможенного оформления груза; — регулярности рейсов и точности расписания |
Улучшенный товар/услуга | Услуга, отвечающая потребностям сверх обычных ожиданий клиента | Экспедитор может, кроме того, предложить организовать; — контейнерные перевозки; —индивидуальный маршрут перевозки; — предоставление информации о грузе в пути; — интермодальные перевозки и т. п. |
Потенциальный товар/услуга | Еще не существующий товар, который продавец только желает разработать и предложить потребителю | Экспедитор может планировать повышение качества услуги за счет: — обслуживания клиента через Интернет; — своей полной ответственности за доставку товара со склада отправителя на склад получателя (доставка door-to-door) и т. п. |
Разработка анкеты
I. Вопросы, связанные с оценкой качественных характеристик услуги.
Значимость составляющих услуги должна быть оценена по порядку (от 1 до 8) — в нашем случае от 1 (наименьшая значимость) до 8 (наибольшая значимость), поскольку было выделено восемь составляющих услуги.
Второй вопрос, уточняющий первый, оценивал важность каждой составляющей услуги по экспедированию отдельно по 4-балльной шкале (1 — «очень важно для меня»; 2 — «достаточно важно»; 3 — «менее важно»; 4 — «абсолютно не важно»).
Набор потребительских свойств услуги по экспедированию грузов
Составляющие услуги |
Скорость доставки груза |
Сохранность груза в пути |
Четкое оформление транспортно-экспедиторских документов |
Возможность получения информации о грузе, находящемся в пути, в любой момент времени |
Возможность разработки индивидуальных маршрутов доставки грузов |
Возможность пакетных и контейнерных перевозок |
Регулярность (частота) рейсов |
Скорость таможенного оформления груза |
Следующий вопрос: «Используя 6-балльную шкалу, укажите, на примере нашей фирмы, как реализованы ваши ожидания (табл. 4).