Cтруктура электронного рынка, модели взаимодействия участников

Повторим, что электронный бизнес как система, оказывающая влияние на все бизнес-процессы в экономике, характеризуется несколькими свойствами:

- происходит существенное увеличение скорости бизнес-операций;

- расстояние теряет свое значение;

- исчезает не только расстояние, но и фактор времени.

Эти свойства во многом определяют влияние электронного бизнеса на процессы в экономике, степень ее развития в отдельных странах, а также тенденции в развитии самого электронного бизнеса.

Как известно, рынок состоит из трех основных элементов: участников рынка, продуктов и процессов. К участникам относятся продавцы, покупатели и посредники, а также организации, обеспечивающие инфраструктуру и правила рынка (государственные органы, общественные организации). Продуктами называются товары и услуги, ради которых продавцы и покупатели выходят на рынок. Взаимодействие между участниками рынка по поводу купли-продажи продуктов и других видов рыночной деятельности здесь названы процессами, которые могут включать разработку новых продуктов, производство, исследования рынка, поиск продукта, его заказ, поставку и потребление.

Все элементы рынка присутствуют как в реальном, физическом отображении, так и опосредованно – через среду, основанную на использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Например, для такого элемента рынка как продукт это означает, что он может присутствовать в процессах купли-продажи как реальный товар или как товар, представленный в цифровом формате данных (например, программный продукт или услуга, оказанная с использованием сети Интернет).

В электронном бизнесе принято выделять следующие модели взаимодействия участников рынка:

- бизнес – бизнес (B2B); в качестве субъектов операций на рынке выступают юридические лица (компании и организации), которые осуществляют продажи друг другу;

- бизнес – потребитель (B2C); в качестве продавца выступает юридическое лицо (компания или организация), а в качестве покупателя физическое лицо, и организации продают товары и услуги индивидуальным потребителям и домохозяйствам;

- потребитель – потребитель (C2C); потребители напрямую общаются друг с другом и продают друг другу товары и услуги;

- государство – бизнес+потребитель (G2E); государственные органы и административные структуры предоставляют юридическим лицам и гражданам необходимые услуги и информацию (второе название E-government-электронные государственные системы: организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг госорганов всех ветвей власти электронными средствами, информирование о работе госорганов);

- бизнес – государство (B2G) – происходит взаимодействие бизнеса и государственных и административных структур, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями.

Такое деление является весьма условным, и делается, с одной стороны, для получения академической полноты картины, а с другой стороны, функционирование большинства этих моделей требует специальных организационных решений. Принципы и механизмы практического взаимодействия участников рынка можно рассмотреть на примере реализации электронного бизнеса в сети Интернет.

Построение успешно функционирующих систем электронного бизнеса основано на:

- высокой степени интеграции технологий корпоративного управления, ориентированной на реализацию внутренних бизнес-процессов на предприятиях и в организациях;

- связях с внешней экономической средой;

- механизмах взаимодействия между хозяйствующими субъектами.

Наглядно эти принципы могут быть проиллюстрированы на примере взаимодействия предприятий B2B (рис. 3.1).

Cтруктура электронного рынка, модели взаимодействия участников - student2.ru

Рис. 3.1. Технологии электронного бизнеса

Структура электронного рынка приведена в табл. 3.1.

Таблица 3.1.
Современная структура электронного рынка

Модели взаимодействия участников
Модель Взаимодействия Организационные формы
B2C Business-to-consumer (бизнес-конечному потребителю) – продажа товаров и услуг непосредственно потребителю · B2C Web-витрины. · Розничная электронная торговля (e-retail или e-tail), виртуальные молы (virtual malls). · Продажа on-line услуг транспортных, туристических, страховых, финансовых и инвестиционных компаний, банков, учебных заведений и т.п. · Торговля по электронным каталогам.
B2B Business-to-business (бизнес-бизнесу) – продажа товаров и услуг другому предприятию · B2B Web-витрины – продажа предприятиям товаров и услуг. · Электронные вертикальные рынки – создание специфического торгового сообщества в определенной отрасли. · В2В сообщества – торговые площадки различных поставщиков для организации продаж товаров или услуг. · Межотраслевые В2В порталы – торговые площадки, объединяющие различные рынки. · B2B аукционы – торговые площадки для обмена между поставщиками и покупателями конкурентоспособными предложениями. · B2B электронные биржи– торговые площадки для автоматизированного подбора контрагентов по продажам и покупкам.
B2G Business-to-government (бизнес-правительству) – сделки между предприятием и местными, районными или государственными органами власти Правительственные закупки, не требующие проведения конкурсов.
C2C Consumer-to-consumer (потребитель-потребителю) – потребитель продает товары непосредственно потребителю Электронные аукционы индивидуальных потребителей.
C2B Consumer-to-business (потребитель-бизнесу) – потребитель называет свою цену, которую предприятие принимает или нет Обратные электронные аукционы.
G2E Government-to-everybody или E-government - предоставление информации и услуг госорганов всех ветвей власти всем категориям граждан и юридическим лицам Порталы правительства, других ветвей власти, муниципальных властей, отдельных ведомств, таких как полиция, органы социального обеспечения и т.п. (информация, интерактивные запросы, оказание услуг).



Наши рекомендации