Cтруктура электронного рынка, модели взаимодействия участников
Повторим, что электронный бизнес как система, оказывающая влияние на все бизнес-процессы в экономике, характеризуется несколькими свойствами:
- происходит существенное увеличение скорости бизнес-операций;
- расстояние теряет свое значение;
- исчезает не только расстояние, но и фактор времени.
Эти свойства во многом определяют влияние электронного бизнеса на процессы в экономике, степень ее развития в отдельных странах, а также тенденции в развитии самого электронного бизнеса.
Как известно, рынок состоит из трех основных элементов: участников рынка, продуктов и процессов. К участникам относятся продавцы, покупатели и посредники, а также организации, обеспечивающие инфраструктуру и правила рынка (государственные органы, общественные организации). Продуктами называются товары и услуги, ради которых продавцы и покупатели выходят на рынок. Взаимодействие между участниками рынка по поводу купли-продажи продуктов и других видов рыночной деятельности здесь названы процессами, которые могут включать разработку новых продуктов, производство, исследования рынка, поиск продукта, его заказ, поставку и потребление.
Все элементы рынка присутствуют как в реальном, физическом отображении, так и опосредованно – через среду, основанную на использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Например, для такого элемента рынка как продукт это означает, что он может присутствовать в процессах купли-продажи как реальный товар или как товар, представленный в цифровом формате данных (например, программный продукт или услуга, оказанная с использованием сети Интернет).
В электронном бизнесе принято выделять следующие модели взаимодействия участников рынка:
- бизнес – бизнес (B2B); в качестве субъектов операций на рынке выступают юридические лица (компании и организации), которые осуществляют продажи друг другу;
- бизнес – потребитель (B2C); в качестве продавца выступает юридическое лицо (компания или организация), а в качестве покупателя физическое лицо, и организации продают товары и услуги индивидуальным потребителям и домохозяйствам;
- потребитель – потребитель (C2C); потребители напрямую общаются друг с другом и продают друг другу товары и услуги;
- государство – бизнес+потребитель (G2E); государственные органы и административные структуры предоставляют юридическим лицам и гражданам необходимые услуги и информацию (второе название E-government-электронные государственные системы: организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг госорганов всех ветвей власти электронными средствами, информирование о работе госорганов);
- бизнес – государство (B2G) – происходит взаимодействие бизнеса и государственных и административных структур, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями.
Такое деление является весьма условным, и делается, с одной стороны, для получения академической полноты картины, а с другой стороны, функционирование большинства этих моделей требует специальных организационных решений. Принципы и механизмы практического взаимодействия участников рынка можно рассмотреть на примере реализации электронного бизнеса в сети Интернет.
Построение успешно функционирующих систем электронного бизнеса основано на:
- высокой степени интеграции технологий корпоративного управления, ориентированной на реализацию внутренних бизнес-процессов на предприятиях и в организациях;
- связях с внешней экономической средой;
- механизмах взаимодействия между хозяйствующими субъектами.
Наглядно эти принципы могут быть проиллюстрированы на примере взаимодействия предприятий B2B (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Технологии электронного бизнеса
Структура электронного рынка приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Современная структура электронного рынка
Модели взаимодействия участников | ||
Модель | Взаимодействия | Организационные формы |
B2C | Business-to-consumer (бизнес-конечному потребителю) – продажа товаров и услуг непосредственно потребителю | · B2C Web-витрины. · Розничная электронная торговля (e-retail или e-tail), виртуальные молы (virtual malls). · Продажа on-line услуг транспортных, туристических, страховых, финансовых и инвестиционных компаний, банков, учебных заведений и т.п. · Торговля по электронным каталогам. |
B2B | Business-to-business (бизнес-бизнесу) – продажа товаров и услуг другому предприятию | · B2B Web-витрины – продажа предприятиям товаров и услуг. · Электронные вертикальные рынки – создание специфического торгового сообщества в определенной отрасли. · В2В сообщества – торговые площадки различных поставщиков для организации продаж товаров или услуг. · Межотраслевые В2В порталы – торговые площадки, объединяющие различные рынки. · B2B аукционы – торговые площадки для обмена между поставщиками и покупателями конкурентоспособными предложениями. · B2B электронные биржи– торговые площадки для автоматизированного подбора контрагентов по продажам и покупкам. |
B2G | Business-to-government (бизнес-правительству) – сделки между предприятием и местными, районными или государственными органами власти | Правительственные закупки, не требующие проведения конкурсов. |
C2C | Consumer-to-consumer (потребитель-потребителю) – потребитель продает товары непосредственно потребителю | Электронные аукционы индивидуальных потребителей. |
C2B | Consumer-to-business (потребитель-бизнесу) – потребитель называет свою цену, которую предприятие принимает или нет | Обратные электронные аукционы. |
G2E | Government-to-everybody или E-government - предоставление информации и услуг госорганов всех ветвей власти всем категориям граждан и юридическим лицам | Порталы правительства, других ветвей власти, муниципальных властей, отдельных ведомств, таких как полиция, органы социального обеспечения и т.п. (информация, интерактивные запросы, оказание услуг). |