Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ

Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ

В ПСИХОЛОГИИ

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Анализ побудительных механизмов активности человека.

3. Списки и классификации нужд человека.

4. Классификации ценностей.

5. Роль бессознательного в формировании потребностей человека.

6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.

1. Человек − это:

1) существо, вопло­щающее высшую ступень развития жизни;

2) субъект общественно-исторической деятельности;

3) си­стема, в которой физическое и пси­хическое, генетически обусловлен­ное и прижизненно сформирован­ное, природное и социальное обра­зуют нерасторжимое единство.

Психология стала одной из многих наук (антропология, социология, этногра­фия, педагогика, анатомия, физио­логия и др.), предметом изучения которых является человек. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-пси­хологические особенности, роли,которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение.

Практически вся психология обра­щена к проблеме человека как индивида,включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

Индивид (от латинского «individuum» − неделимое) − это:

1) Человек как единичное природное существо, пред­ставитель вида Homo sapiens, про­дукт филогенетического и онтогене­тического развития, единства врож­денного и приобретенного, носитель индиви­дуально своеобразных черт (задат­ки, влечения и т.д.).

Филогенез − процесс возникновения и эволюции психики и пове­дения животных, а также форм сознания в ходе истории человечества;

онтогенез – процесс развития индивидуального организма.

2) Отдельный представитель человеческой общно­сти; выходящее за рамки своей при­родной ограничен­ности социальное существо, исполь­зующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Наиболее общие характеристики индивида:

1) целостность психофизиологической организации, указывающая на системный характер связей между многообразными функциями и меха­низмами, реализующими жизненные отношения индивида;

2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, опреде­ляющая сохранность основных отношений индивида к действительности, но и предполагающая сущест­вование гиб­кости и вариативности;

3) активность,обеспечивающая способность индивида к самоизменению, со­четающая в себе зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Личность − это:

1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

2) Опре­деляемое включенностью в общест­венные отношения системное каче­ство индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­нии.

Воз­никновение личности как системного ка­чества обусловлено тем, что инди­вид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения пре­образует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев).

Личность характеризу­ется:

1) Активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за грани­цами требований ситуации и роле­вых предписаний.

В людях заложено стремление к достижениям, готовность идти на риск ради достижения поставленных целей и т.п.

2) Направленностью, т.е. совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих деятель­ность личности и относительно не­зависимых от наличных ситуаций.

Направленность личности характеризуется ее интереса­ми, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается ми­ровоззрение человека.

3) Глубинными смысловыми струк­турами («динамическими смысло­выми системами», по Л. С. Вы­готскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относитель­но устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов.

4) Сте­пенью осознанности своих отно­шений к действительности: отно­шения (по В. Н. Мясищеву), ус­тановки (по Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п.

Развитая личность обла­дает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой пси­хической регуляции некоторых важ­ных сторон активности личности. Субъ­ективно для индивида личность выступа­ет как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность личности индивида и обнару­живающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне при­тязаний и т.д. Образ «Я» пред­ставляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в буду­щем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т.д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоя­тельствами жизни индивида позво­ляет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспита­ния.

Личность как субъект межличност­ных отношений обнаруживает себя в трех образую­щих единство проявлениях:

1) Совокупность интраиндивидных качеств личности (психические свойства, образующие ее индивидуальность; мотивы; направленность личности; структура ха­рактера; особенности темпера­мента; способности).

2) Включенность индивида в межиндивидные связи, где возникающие в группе взаимоотношения и взаимодейст­вия могут трактоваться как носители личностей их участников.

3) «Идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности дру­гих людей, в том числе и за пре­делами их наличного взаимодейст­вия, как результат активно осу­ществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петров­ский).

Индивид в своем развитии испытывает социально детермини­рованную «потребность быть личностью», т.е. полагать себя в жизнедея­тельности других людей, продол­жая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью», реализуемую в социально зна­чимой деятельности.

Индивидуальность (от латинского «individuum» – неделимое, особь) − уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Индивидуальность проявляется в чер­тах темперамента и характера, в спе­цифике интересов, восприятияи интеллекта, потребностей и спо­собностей индивида.

Объясним упомянутые выше понятия:

1) Темперамент (от латинского «temperamentum» – надлежащее соотношение частей)−устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.

К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента человека тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями его высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

2) Характер (от греческого «character» – черта, признак, примета, особенность) − индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях.

В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

3) Восприятие – процесс, благодаря которому люди отбирают, организуют и интерпретируют информацию, создавая в своем сознании картину окружающего мира.

Это не пас­сивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

4) Интеллект (от латинского «intellectus» − разумение, понимание, пости­жение) − относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (си­стема умственных операций, стиль и стратегия решения про­блеем, эффективность индивиду­ального подхода к ситуации, тре­бующего познавательной активно­сти и др.).

5) Способности − индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием ус­пешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности обнару­живаются в процессе овладения дея­тельностью, в том, насколько инди­вид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее орга­низации и осуществления. Они тес­но связаны с общей направленно­стью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности слу­жат анатомо-физиологические за­датки, которые преобразуются в про­цессе воспитания, имеющего обще­ственно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

2. Побудительными механизмами активности человека выступают мотивы (мотив− нужда, ставшая настолько актуальной, что побуждает человека предпринимать действия, направленные на ее удовлетворение).

Мотивы выполняют три основные функции:

1) побуждающая – приведение человека в состояние активности (нужды и инстинкты);

2) направляющая – выбор определенной направленности активности человека (проявления мотивов как при­чин, определяющих выбор направ­ленности поведения);

3) регулирующая – определение характера и динамики активности человека (что определяется эмоциями, стремлениями, желаниями и установками в поведении человека).

Выделяют следующие характеристики мотива:

1) динамические(энергетические):

а) сила мотива, которая определяется рядом факторов:

· физиологическими − интенсивность мотивационного возбуждения (она, в свою очередь, зависит от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организ­ме);

· психологическими − знание результа­тов деятельности, понимание ее смысла, опре­деленная свобода творчества, эмоции;

· социальными .

б) устойчивость мо­тива, под которой понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригид­ность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей и интере­сов.

2) содержательные:

а) пол­нота осознания структуры мотива;

б) уверенность в правильности выбора, принятого решения;

в) направленность мотива (личностная, индивидуальная или обществен­ная, коллективная);

г) ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения;

д) направленность на удовлетворение определенных потребностей (биологи­ческих или социальных), связь с определенной деятельностью (игровой, учеб­ной, трудовой, спортивной).

Мотивация − процесс побуждения себя и других людей к деятельности, направленной на достижение определенных целей.

Советский психолог Алишер Амануллаевич Файзуллаев (1989) выделил в мотивационном процессе пять этапов.

Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ - student2.ru

Этапы: I − возникновение и осознание побуждения, II − принятие мотива, III − реализация мотива, IV − закрепление мотива, V − актуализация потенциального побуждения.

1, 2, 3, 4, 5 − мотивационные крити­ческие состояния, возникающие при переходе от одного этапа к другому.

Мотивационные образо­вания: А −неосознанное побуждение, В −осознанное побуждение, С −принятый мотив, D −реализуемый мотив, Е −потенциальное побуждение.

Линии: сплошная со стрелкой − путь развертывания мотивационных тенденций, пунктирная со стрелкой − путь свертывания мотивационных тенденций, зигзагообразная со стрелкой − путь образования мотивационных кризисов, крестики на сплошной горизонтальной линии − блокировки этапов формирования мотивационных образований.

Первый этап − возникновение и осознание побуждения.

Полное осознание по­буждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребнос­ти, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (об­раз, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть в потенциальном (скорее − скрытом) состоянии. Побуждение − еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения.

Файзуллаев считает, что для того, чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осо­знанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные ис­точники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.

Второй этап − принятие мотива.

Под этим несколько нелогичным назва­нием этапа (Если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения − «де­лать − не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т.е. иден­тификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.

Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нрав­ственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возник­шая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации при­обретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.

Третий этап − реализация мотива.

На протяжении этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобре­тает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса).

Четвертый этап − закрепление мотива.

Закрепленный мотив становится чертой характера.

Пятый этап − актуализация потенциального побуждения.

Это осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или жела­ния.

Предложенная Файзуллаевым схема мотивационного процесса довольно логична. Однако основные мотивационные понятия использованы им недостаточно четко:

1) не обозначено авторское понимание мотива (отсюда не ясно, что значит «принять мотив»);

2) понятие «побуждение» используется им и в ка­честве понятия «побудитель» (т.е. стимул);

3) не объяснено, мотивированным или немотивированным является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на принятом мотиве).

Все это говорит о том, что схе­ма мотивационного процесса по Файзуллаеву нуждается в уточнениях и разъяс­нениях.

3. В 1923 г. специалист в об­ласти бизнес-психологии, профессор Гарвардской школы биз­неса Дэниел Старч (1883−1979)составил один из первых списков нужд человека.

Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ

В ПСИХОЛОГИИ

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Анализ побудительных механизмов активности человека.

3. Списки и классификации нужд человека.

4. Классификации ценностей.

5. Роль бессознательного в формировании потребностей человека.

6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.

1. Человек − это:

1) существо, вопло­щающее высшую ступень развития жизни;

2) субъект общественно-исторической деятельности;

3) си­стема, в которой физическое и пси­хическое, генетически обусловлен­ное и прижизненно сформирован­ное, природное и социальное обра­зуют нерасторжимое единство.

Психология стала одной из многих наук (антропология, социология, этногра­фия, педагогика, анатомия, физио­логия и др.), предметом изучения которых является человек. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-пси­хологические особенности, роли,которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение.

Практически вся психология обра­щена к проблеме человека как индивида,включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

Индивид (от латинского «individuum» − неделимое) − это:

1) Человек как единичное природное существо, пред­ставитель вида Homo sapiens, про­дукт филогенетического и онтогене­тического развития, единства врож­денного и приобретенного, носитель индиви­дуально своеобразных черт (задат­ки, влечения и т.д.).

Филогенез − процесс возникновения и эволюции психики и пове­дения животных, а также форм сознания в ходе истории человечества;

онтогенез – процесс развития индивидуального организма.

2) Отдельный представитель человеческой общно­сти; выходящее за рамки своей при­родной ограничен­ности социальное существо, исполь­зующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Наиболее общие характеристики индивида:

1) целостность психофизиологической организации, указывающая на системный характер связей между многообразными функциями и меха­низмами, реализующими жизненные отношения индивида;

2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, опреде­ляющая сохранность основных отношений индивида к действительности, но и предполагающая сущест­вование гиб­кости и вариативности;

3) активность,обеспечивающая способность индивида к самоизменению, со­четающая в себе зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Личность − это:

1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

2) Опре­деляемое включенностью в общест­венные отношения системное каче­ство индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­нии.

Воз­никновение личности как системного ка­чества обусловлено тем, что инди­вид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения пре­образует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев).

Личность характеризу­ется:

1) Активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за грани­цами требований ситуации и роле­вых предписаний.

В людях заложено стремление к достижениям, готовность идти на риск ради достижения поставленных целей и т.п.

2) Направленностью, т.е. совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих деятель­ность личности и относительно не­зависимых от наличных ситуаций.

Направленность личности характеризуется ее интереса­ми, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается ми­ровоззрение человека.

3) Глубинными смысловыми струк­турами («динамическими смысло­выми системами», по Л. С. Вы­готскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относитель­но устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов.

4) Сте­пенью осознанности своих отно­шений к действительности: отно­шения (по В. Н. Мясищеву), ус­тановки (по Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п.

Развитая личность обла­дает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой пси­хической регуляции некоторых важ­ных сторон активности личности. Субъ­ективно для индивида личность выступа­ет как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность личности индивида и обнару­живающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне при­тязаний и т.д. Образ «Я» пред­ставляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в буду­щем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т.д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоя­тельствами жизни индивида позво­ляет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспита­ния.

Личность как субъект межличност­ных отношений обнаруживает себя в трех образую­щих единство проявлениях:

1) Совокупность интраиндивидных качеств личности (психические свойства, образующие ее индивидуальность; мотивы; направленность личности; структура ха­рактера; особенности темпера­мента; способности).

2) Включенность индивида в межиндивидные связи, где возникающие в группе взаимоотношения и взаимодейст­вия могут трактоваться как носители личностей их участников.

3) «Идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности дру­гих людей, в том числе и за пре­делами их наличного взаимодейст­вия, как результат активно осу­ществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петров­ский).

Индивид в своем развитии испытывает социально детермини­рованную «потребность быть личностью», т.е. полагать себя в жизнедея­тельности других людей, продол­жая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью», реализуемую в социально зна­чимой деятельности.

Индивидуальность (от латинского «individuum» – неделимое, особь) − уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Индивидуальность проявляется в чер­тах темперамента и характера, в спе­цифике интересов, восприятияи интеллекта, потребностей и спо­собностей индивида.

Объясним упомянутые выше понятия:

1) Темперамент (от латинского «temperamentum» – надлежащее соотношение частей)−устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.

К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента человека тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями его высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

2) Характер (от греческого «character» – черта, признак, примета, особенность) − индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях.

В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

3) Восприятие – процесс, благодаря которому люди отбирают, организуют и интерпретируют информацию, создавая в своем сознании картину окружающего мира.

Это не пас­сивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

4) Интеллект (от латинского «intellectus» − разумение, понимание, пости­жение) − относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (си­стема умственных операций, стиль и стратегия решения про­блеем, эффективность индивиду­ального подхода к ситуации, тре­бующего познавательной активно­сти и др.).

5) Способности − индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием ус­пешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности обнару­живаются в процессе овладения дея­тельностью, в том, насколько инди­вид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее орга­низации и осуществления. Они тес­но связаны с общей направленно­стью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности слу­жат анатомо-физиологические за­датки, которые преобразуются в про­цессе воспитания, имеющего обще­ственно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

2. Побудительными механизмами активности человека выступают мотивы (мотив− нужда, ставшая настолько актуальной, что побуждает человека предпринимать действия, направленные на ее удовлетворение).

Мотивы выполняют три основные функции:

1) побуждающая – приведение человека в состояние активности (нужды и инстинкты);

2) направляющая – выбор определенной направленности активности человека (проявления мотивов как при­чин, определяющих выбор направ­ленности поведения);

3) регулирующая – определение характера и динамики активности человека (что определяется эмоциями, стремлениями, желаниями и установками в поведении человека).

Выделяют следующие характеристики мотива:

1) динамические(энергетические):

а) сила мотива, которая определяется рядом факторов:

· физиологическими − интенсивность мотивационного возбуждения (она, в свою очередь, зависит от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организ­ме);

· психологическими − знание результа­тов деятельности, понимание ее смысла, опре­деленная свобода творчества, эмоции;

· социальными .

б) устойчивость мо­тива, под которой понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригид­ность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей и интере­сов.

2) содержательные:

а) пол­нота осознания структуры мотива;

б) уверенность в правильности выбора, принятого решения;

в) направленность мотива (личностная, индивидуальная или обществен­ная, коллективная);

г) ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения;

д) направленность на удовлетворение определенных потребностей (биологи­ческих или социальных), связь с определенной деятельностью (игровой, учеб­ной, трудовой, спортивной).

Мотивация − процесс побуждения себя и других людей к деятельности, направленной на достижение определенных целей.

Советский психолог Алишер Амануллаевич Файзуллаев (1989) выделил в мотивационном процессе пять этапов.

Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ - student2.ru

Этапы: I − возникновение и осознание побуждения, II − принятие мотива, III − реализация мотива, IV − закрепление мотива, V − актуализация потенциального побуждения.

1, 2, 3, 4, 5 − мотивационные крити­ческие состояния, возникающие при переходе от одного этапа к другому.

Мотивационные образо­вания: А −неосознанное побуждение, В −осознанное побуждение, С −принятый мотив, D −реализуемый мотив, Е −потенциальное побуждение.

Линии: сплошная со стрелкой − путь развертывания мотивационных тенденций, пунктирная со стрелкой − путь свертывания мотивационных тенденций, зигзагообразная со стрелкой − путь образования мотивационных кризисов, крестики на сплошной горизонтальной линии − блокировки этапов формирования мотивационных образований.

Первый этап − возникновение и осознание побуждения.

Полное осознание по­буждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребнос­ти, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (об­раз, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть в потенциальном (скорее − скрытом) состоянии. Побуждение − еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения.

Файзуллаев считает, что для того, чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осо­знанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные ис­точники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.

Второй этап − принятие мотива.

Под этим несколько нелогичным назва­нием этапа (Если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения − «де­лать − не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т.е. иден­тификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.

Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нрав­ственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возник­шая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации при­обретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.

Третий этап − реализация мотива.

На протяжении этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобре­тает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса).

Четвертый этап − закрепление мотива.

Закрепленный мотив становится чертой характера.

Пятый этап − актуализация потенциального побуждения.

Это осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или жела­ния.

Предложенная Файзуллаевым схема мотивационного процесса довольно логична. Однако основные мотивационные понятия использованы им недостаточно четко:

1) не обозначено авторское понимание мотива (отсюда не ясно, что значит «принять мотив»);

2) понятие «побуждение» используется им и в ка­честве понятия «побудитель» (т.е. стимул);

3) не объяснено, мотивированным или немотивированным является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на принятом мотиве).

Все это говорит о том, что схе­ма мотивационного процесса по Файзуллаеву нуждается в уточнениях и разъяс­нениях.

3. В 1923 г. специалист в об­ласти бизнес-психологии, профессор Гарвардской школы биз­неса Дэниел Старч (1883−1979)составил один из первых списков нужд человека.

Наши рекомендации