Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ
Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ
В ПСИХОЛОГИИ
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
2. Анализ побудительных механизмов активности человека.
3. Списки и классификации нужд человека.
4. Классификации ценностей.
5. Роль бессознательного в формировании потребностей человека.
6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.
1. Человек − это:
1) существо, воплощающее высшую ступень развития жизни;
2) субъект общественно-исторической деятельности;
3) система, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Психология стала одной из многих наук (антропология, социология, этнография, педагогика, анатомия, физиология и др.), предметом изучения которых является человек. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-психологические особенности, роли,которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение.
Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида,включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.
Индивид (от латинского «individuum» − неделимое) − это:
1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.).
Филогенез − процесс возникновения и эволюции психики и поведения животных, а также форм сознания в ходе истории человечества;
онтогенез – процесс развития индивидуального организма.
2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.
Наиболее общие характеристики индивида:
1) целостность психофизиологической организации, указывающая на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, определяющая сохранность основных отношений индивида к действительности, но и предполагающая существование гибкости и вариативности;
3) активность,обеспечивающая способность индивида к самоизменению, сочетающая в себе зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.
Личность − это:
1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
2) Определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев).
Личность характеризуется:
1) Активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.
В людях заложено стремление к достижениям, готовность идти на риск ради достижения поставленных целей и т.п.
2) Направленностью, т.е. совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
3) Глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов.
4) Степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В. Н. Мясищеву), установки (по Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п.
Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность личности индивида и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т.д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.
Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех образующих единство проявлениях:
1) Совокупность интраиндивидных качеств личности (психические свойства, образующие ее индивидуальность; мотивы; направленность личности; структура характера; особенности темперамента; способности).
2) Включенность индивида в межиндивидные связи, где возникающие в группе взаимоотношения и взаимодействия могут трактоваться как носители личностей их участников.
3) «Идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петровский).
Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть личностью», т.е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью», реализуемую в социально значимой деятельности.
Индивидуальность (от латинского «individuum» – неделимое, особь) − уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента и характера, в специфике интересов, восприятияи интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Объясним упомянутые выше понятия:
1) Темперамент (от латинского «temperamentum» – надлежащее соотношение частей)−устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.
К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента человека тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями его высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.
2) Характер (от греческого «character» – черта, признак, примета, особенность) − индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях.
В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
3) Восприятие – процесс, благодаря которому люди отбирают, организуют и интерпретируют информацию, создавая в своем сознании картину окружающего мира.
Это не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
4) Интеллект (от латинского «intellectus» − разумение, понимание, постижение) − относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (система умственных операций, стиль и стратегия решения проблеем, эффективность индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности и др.).
5) Способности − индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.
2. Побудительными механизмами активности человека выступают мотивы (мотив− нужда, ставшая настолько актуальной, что побуждает человека предпринимать действия, направленные на ее удовлетворение).
Мотивы выполняют три основные функции:
1) побуждающая – приведение человека в состояние активности (нужды и инстинкты);
2) направляющая – выбор определенной направленности активности человека (проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения);
3) регулирующая – определение характера и динамики активности человека (что определяется эмоциями, стремлениями, желаниями и установками в поведении человека).
Выделяют следующие характеристики мотива:
1) динамические(энергетические):
а) сила мотива, которая определяется рядом факторов:
· физиологическими − интенсивность мотивационного возбуждения (она, в свою очередь, зависит от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организме);
· психологическими − знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества, эмоции;
· социальными .
б) устойчивость мотива, под которой понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей и интересов.
2) содержательные:
а) полнота осознания структуры мотива;
б) уверенность в правильности выбора, принятого решения;
в) направленность мотива (личностная, индивидуальная или общественная, коллективная);
г) ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения;
д) направленность на удовлетворение определенных потребностей (биологических или социальных), связь с определенной деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной).
Мотивация − процесс побуждения себя и других людей к деятельности, направленной на достижение определенных целей.
Советский психолог Алишер Амануллаевич Файзуллаев (1989) выделил в мотивационном процессе пять этапов.
Этапы: I − возникновение и осознание побуждения, II − принятие мотива, III − реализация мотива, IV − закрепление мотива, V − актуализация потенциального побуждения.
1, 2, 3, 4, 5 − мотивационные критические состояния, возникающие при переходе от одного этапа к другому.
Мотивационные образования: А −неосознанное побуждение, В −осознанное побуждение, С −принятый мотив, D −реализуемый мотив, Е −потенциальное побуждение.
Линии: сплошная со стрелкой − путь развертывания мотивационных тенденций, пунктирная со стрелкой − путь свертывания мотивационных тенденций, зигзагообразная со стрелкой − путь образования мотивационных кризисов, крестики на сплошной горизонтальной линии − блокировки этапов формирования мотивационных образований.
Первый этап − возникновение и осознание побуждения.
Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть в потенциальном (скорее − скрытом) состоянии. Побуждение − еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения.
Файзуллаев считает, что для того, чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осознанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные источники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.
Второй этап − принятие мотива.
Под этим несколько нелогичным названием этапа (Если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения − «делать − не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т.е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.
Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.
Третий этап − реализация мотива.
На протяжении этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса).
Четвертый этап − закрепление мотива.
Закрепленный мотив становится чертой характера.
Пятый этап − актуализация потенциального побуждения.
Это осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания.
Предложенная Файзуллаевым схема мотивационного процесса довольно логична. Однако основные мотивационные понятия использованы им недостаточно четко:
1) не обозначено авторское понимание мотива (отсюда не ясно, что значит «принять мотив»);
2) понятие «побуждение» используется им и в качестве понятия «побудитель» (т.е. стимул);
3) не объяснено, мотивированным или немотивированным является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на принятом мотиве).
Все это говорит о том, что схема мотивационного процесса по Файзуллаеву нуждается в уточнениях и разъяснениях.
3. В 1923 г. специалист в области бизнес-психологии, профессор Гарвардской школы бизнеса Дэниел Старч (1883−1979)составил один из первых списков нужд человека.
Тема 5. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ
В ПСИХОЛОГИИ
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
2. Анализ побудительных механизмов активности человека.
3. Списки и классификации нужд человека.
4. Классификации ценностей.
5. Роль бессознательного в формировании потребностей человека.
6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.
1. Человек − это:
1) существо, воплощающее высшую ступень развития жизни;
2) субъект общественно-исторической деятельности;
3) система, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Психология стала одной из многих наук (антропология, социология, этнография, педагогика, анатомия, физиология и др.), предметом изучения которых является человек. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-психологические особенности, роли,которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение.
Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида,включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.
Индивид (от латинского «individuum» − неделимое) − это:
1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.).
Филогенез − процесс возникновения и эволюции психики и поведения животных, а также форм сознания в ходе истории человечества;
онтогенез – процесс развития индивидуального организма.
2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.
Наиболее общие характеристики индивида:
1) целостность психофизиологической организации, указывающая на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, определяющая сохранность основных отношений индивида к действительности, но и предполагающая существование гибкости и вариативности;
3) активность,обеспечивающая способность индивида к самоизменению, сочетающая в себе зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.
Личность − это:
1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
2) Определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев).
Личность характеризуется:
1) Активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.
В людях заложено стремление к достижениям, готовность идти на риск ради достижения поставленных целей и т.п.
2) Направленностью, т.е. совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
3) Глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов.
4) Степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В. Н. Мясищеву), установки (по Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п.
Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность личности индивида и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т.д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.
Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех образующих единство проявлениях:
1) Совокупность интраиндивидных качеств личности (психические свойства, образующие ее индивидуальность; мотивы; направленность личности; структура характера; особенности темперамента; способности).
2) Включенность индивида в межиндивидные связи, где возникающие в группе взаимоотношения и взаимодействия могут трактоваться как носители личностей их участников.
3) «Идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петровский).
Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть личностью», т.е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью», реализуемую в социально значимой деятельности.
Индивидуальность (от латинского «individuum» – неделимое, особь) − уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента и характера, в специфике интересов, восприятияи интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Объясним упомянутые выше понятия:
1) Темперамент (от латинского «temperamentum» – надлежащее соотношение частей)−устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.
К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента человека тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями его высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.
2) Характер (от греческого «character» – черта, признак, примета, особенность) − индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях.
В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
3) Восприятие – процесс, благодаря которому люди отбирают, организуют и интерпретируют информацию, создавая в своем сознании картину окружающего мира.
Это не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
4) Интеллект (от латинского «intellectus» − разумение, понимание, постижение) − относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (система умственных операций, стиль и стратегия решения проблеем, эффективность индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности и др.).
5) Способности − индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.
2. Побудительными механизмами активности человека выступают мотивы (мотив− нужда, ставшая настолько актуальной, что побуждает человека предпринимать действия, направленные на ее удовлетворение).
Мотивы выполняют три основные функции:
1) побуждающая – приведение человека в состояние активности (нужды и инстинкты);
2) направляющая – выбор определенной направленности активности человека (проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения);
3) регулирующая – определение характера и динамики активности человека (что определяется эмоциями, стремлениями, желаниями и установками в поведении человека).
Выделяют следующие характеристики мотива:
1) динамические(энергетические):
а) сила мотива, которая определяется рядом факторов:
· физиологическими − интенсивность мотивационного возбуждения (она, в свою очередь, зависит от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организме);
· психологическими − знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества, эмоции;
· социальными .
б) устойчивость мотива, под которой понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей и интересов.
2) содержательные:
а) полнота осознания структуры мотива;
б) уверенность в правильности выбора, принятого решения;
в) направленность мотива (личностная, индивидуальная или общественная, коллективная);
г) ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения;
д) направленность на удовлетворение определенных потребностей (биологических или социальных), связь с определенной деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной).
Мотивация − процесс побуждения себя и других людей к деятельности, направленной на достижение определенных целей.
Советский психолог Алишер Амануллаевич Файзуллаев (1989) выделил в мотивационном процессе пять этапов.
Этапы: I − возникновение и осознание побуждения, II − принятие мотива, III − реализация мотива, IV − закрепление мотива, V − актуализация потенциального побуждения.
1, 2, 3, 4, 5 − мотивационные критические состояния, возникающие при переходе от одного этапа к другому.
Мотивационные образования: А −неосознанное побуждение, В −осознанное побуждение, С −принятый мотив, D −реализуемый мотив, Е −потенциальное побуждение.
Линии: сплошная со стрелкой − путь развертывания мотивационных тенденций, пунктирная со стрелкой − путь свертывания мотивационных тенденций, зигзагообразная со стрелкой − путь образования мотивационных кризисов, крестики на сплошной горизонтальной линии − блокировки этапов формирования мотивационных образований.
Первый этап − возникновение и осознание побуждения.
Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть в потенциальном (скорее − скрытом) состоянии. Побуждение − еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения.
Файзуллаев считает, что для того, чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осознанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные источники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.
Второй этап − принятие мотива.
Под этим несколько нелогичным названием этапа (Если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения − «делать − не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т.е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.
Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.
Третий этап − реализация мотива.
На протяжении этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса).
Четвертый этап − закрепление мотива.
Закрепленный мотив становится чертой характера.
Пятый этап − актуализация потенциального побуждения.
Это осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания.
Предложенная Файзуллаевым схема мотивационного процесса довольно логична. Однако основные мотивационные понятия использованы им недостаточно четко:
1) не обозначено авторское понимание мотива (отсюда не ясно, что значит «принять мотив»);
2) понятие «побуждение» используется им и в качестве понятия «побудитель» (т.е. стимул);
3) не объяснено, мотивированным или немотивированным является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на принятом мотиве).
Все это говорит о том, что схема мотивационного процесса по Файзуллаеву нуждается в уточнениях и разъяснениях.
3. В 1923 г. специалист в области бизнес-психологии, профессор Гарвардской школы бизнеса Дэниел Старч (1883−1979)составил один из первых списков нужд человека.