Тема 3. Принципы создания службы маркетинга на предприятии.
Стратегический подход к созданию маркетингово-ориентированной организации. Понятие и принципы создания системы маркетинга на предприятии. Взаимосвязь понятий управления маркетинговой деятельностью предприятия и маркетингового управления. Структура системы маркетинга предприятия. Факторы комплексного подхода к функционированию маркетинга на предприятии. Принципы создания службы маркетинга на предприятии. Характеристика основных вариантов места и роли маркетинга в организации.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности маркетингово-ориентированной организации?
2. Каковы принципы создания и структура системы маркетинга на предприятии?
3. Каковы принципы создания службы маркетинга на предприятии?
Рекомендуемая литература:
1. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 696 с. |
2. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с. |
3. Волкова К.А., Казакова Ф.К. Предприятие. Положения об отделах и службах. Должностные инструкции. – М.: «Изд. «Экономика», 2000. – 321 с. |
4. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. Часть II. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 312 с – глава 14. |
5. Корольков Е.М. Организация маркетинга на предприятии. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета, 2006 г. |
6. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496 с. |
7. Медведев П. Организация маркетинговой службы с нуля. – СПб: Изд-во «Питер», 2006 |
8. Джон О`Шонесси Принципы организации управления фирмой. – 2009 г. |
Тема 4. Типы организации маркетинговой службы на предприятии.
Особенности использования вертикальных иерархических организационных структур в маркетинге. Программный принцип организации маркетинговой службы на предприятии. Построение функциональных организационных структур службы маркетинга на предприятии. Применение матричных организационных структур в маркетинге. Маркетинг в дивизиональных структурах управления. Маркетинг в условиях создания структуры Торгового дома на предприятии. Функционирование маркетинга внутри холдинговых структур. Современные организационные структуры в маркетинге. Методика создания стратегической системы маркетинга на предприятии. Организация службы стратегического маркетинга на российских предприятиях: особенности, проблемы, перспективы.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности использования вертикальных иерархических организационных структур в маркетинге?
2. Обозначьте особенности и недостатки функциональных организационных структур службы маркетинга на предприятии.
3. Назовите преимущества и недостатки матричных организационных структур в маркетинге.
Рекомендуемая литература
1. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 696 с. |
2. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с. |
3. Волкова К.А., Казакова Ф.К. Предприятие. Положения об отделах и службах. Должностные инструкции. – М.: «Изд. «Экономика», 2000. – 321 с. |
4. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. Часть II. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 312 с – глава 14. |
5. Корольков Е.М. Организация маркетинга на предприятии. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета, 2006 г. |
6. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496 с. |
7. Медведев П. Организация маркетинговой службы с нуля. – СПб: Изд-во «Питер», 2006 |
8. Джон О`Шонесси Принципы организации управления фирмой. – 2009 г. |
Раздел 2. Планирование маркетинга.
Тема 5. Система планирования маркетинга на предприятии. Типы маркетинговых планов.
Понятие системы планирования маркетинга на предприятии. Типы маркетинговых планов и программ. Уровни маркетингового планирования. Процесс разработки маркетингового плана. АСП – подход к планированию маркетинга. Цикличность процесса маркетингового планирования. Документ маркетингового плана и его структура.
Контрольные вопросы:
1. Каковы типы маркетинговых планов и программ?
2. Назовите этапы процесса разработки маркетингового плана?
3. Дайте характеристику первых пяти этапов процесса разработки маркетингового плана.
4. В чем особенности седьмого этапа процесса разработки маркетингового плана?
Рекомендуемая литература
1. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию.-СПб: Питер,2001.-256с. |
2. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с. |
3. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496 с. |
4. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. Часть II. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 312 с – глава 15. |
5. Хибинг-мл. Р.,Купер С. Настольная книга директора по маркетингу: маркетинговое планирование. Полное пошаговое руководство.-3-е изд.-м.:Эксмо, 2007.-832с. |
Тема 6. Процесс разработки стратегической маркетинговой программы (плана).
Понятие маркетинговой стратегии. Процесс разработки стратегической маркетинговой программы предприятия. Отличительные особенности стратегической маркетинговой программы. Структура документа стратегической маркетинговой программы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику процесса разработки стратегической маркетинговой программы предприятия?
2. В чем состоят отличительные особенности стратегической маркетинговой программы?
3. Дайте характеристику структуры итогового документа стратегической маркетинговой программы.
Рекомендуемая литература:
1. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию.-СПб: Питер,2001.-256с. |
2. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с. |
3. Вуд, Мэриан Берк. Маркетинговый план: практическое руководство по разработке.: Пер. с англ.-М.:Издательский дом «Вильямс»,2005.-352с. |
4. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. Часть II. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 312 с – глава 15. |
5. Хибинг-мл. Р.,Купер С. Настольная книга директора по маркетингу: маркетинговое планирование. Полное пошаговое руководство.-3-е изд.-м.:Эксмо, 2007.-832с. |
6.Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы. Учебник для бизнес-школ. – М.: НОРМА, 2008 – 384 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=159646, ЭБС http://znanium.com 7.Данько Т.П. Управление маркетингом/Учебник/Т.П.Данько – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 363 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=124825 |