Потребительского спроса на качество строительной продукции

На занятии происходит дальнейшее развитие ситуации, рассматриваемой в предыдущем разделе.

Руководство фирмы, основываясь на результатах маркетинговых исследовании, приняло решение о проектировании и выпуске в первоочередном порядке данного вида строительной продукции в полном соответствии с предпочтениями одной из выделенных групп потребителей.

Для успешной реализации планов выхода на рынок и привлечения покупателей в рамках разработки стратегии маркетинга, соответствующим службам поручено представить рекомендации по обеспечению потребительского спроса на качество строительной продукции.

Работники служб, в их роли выступают студенты, разрабатывают рекомендации, ограничиваясь рамками потребностей выбранного сегмента рынка: техническими параметрами, параметрами комфортности и ценовыми показателями строительной продукции.

Поставленная задача обеспечения потребительского спроса на качество строительной продукции рассматривается как сложная цель, требующая для своего достижения последовательного решения многих проблем.

Следовательно, сложную цель можно разделить на цели второго уровня, а их, в свою очередь, на цели третьего уровня и т.д. В результате получится дерево целей, которые предполагается достигнуть в итоге решения проблем.

Древовидная модель позволяет свести решение сложной проблемы к последовательному решению простых проблем, постепенно усложняющихся от этапа к этапу.

Разработанное дерево целей должно отвечать таким свойствам, как соподчиненность, развертываемость и соотносительная важность. Соподчиненность обуславливается наличием иерархии по времени и важности (значимости). Развертываемость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели нижележащего уровня. Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели вышестоящего уровня. Это позволяет ранжировать цели по степени важности.

Организация и последовательность построения дерева целей следующая:

1. Участникам четко формулируется главная цель разработки рекомендаций с указанием что нужно достичь и при каких условиях.

2. Каждый участник составляет дерево целей исходя из своих знаний, имеющегося опыта, логических соображений. Количество уровней дерева целей не ограничивается, но с учетом лимитов времени их может быть до трех-четырех.

На каждом шаге построения дерева целей участник должен ставить себе вопросы «Что нужно сделать или какие мероприятия должны быть выполнены для достижения цели?».

3. Из участников выбирается аналитическая группа, которая анализирует предложенные варианты дерева целей и составляет обобщенный единый вариант. Количественный состав группы должен быть не менее трех, но и не очень большим, чтобы не потерять оперативность в работе.

Группы выбирают различными методами: назначением, открытым или закрытым голосованием и т.д.

4. Аналитическая группа, основываясь на разработанных всеми участниками вариантах дерева целей, составляет единый обобщенный вариант и представляет его участникам для оценки значимости целей.

5. Для оценки значимости целей участники используют экспертные методы.

Оценка важности целей по отношению друг к другу на втором и последующих уровнях осуществляется методом ранжирования и взвешивания. При ранжировании каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня. При взвешивании устанавливают коэффициент значимости каждой цели в долях единицы по отношению к цели вышележащего уровня и по отношению к главной цели. При установлении коэффициентов значимости вопрос ставится так «Насколько будет достигнута главная цель (цель 1), если удастся полностью достигнуть цели 1.1?». Возможный ответ – на половину (0,5). Сумма коэффициентов значимости целей каждого уровня должна быть равной I.

Для определения коэффициентов значимости по отношению к главной цели необходимо последовательно перемножить коэффициенты значимости данной цели на коэффициенты значимости по всей цепи вышележащих целей. например (рис. 2)

потребительского спроса на качество строительной продукции - student2.ru

Это означает, что достижение цели 1.1.1 будет обеспечено достижение главной цели на 30%, а цели 1.1.1.1 – на 18%.

Получив варианты оценки значимости целей от всех участников, аналитическая группа, используя метод средней величины, находит единый обобщенный вариант.

Полученные результаты расчетов докладывают всем участникам разработки дерева целей.

Разработанный коллективно обобщенный вариант дерева целей может быть основой целевой программы, принятой фирмой по обеспечению потребительского спроса на качество строительной продукции.

Оценки значимости целей дают ориентиры для приоритетного ресурсного обеспечения мероприятий целевой программы.

Пример

Главная цель разработки рекомендаций – обеспечение потребительского спроса на качество коттеджей, запланированных к реализации на секторе рынка со средним уровнем покупательной способности (вторая группа потребителей, см. раздел 3).

Участники (студенты) разработки рекомендаций, развертывая главную цель, составили каждый свой вариант дерева целей, затем выбрали аналитическую группу в составе трех человек .

Аналитическая группа, проанализировав все варианты дерева целей, представленные участниками, составила обобщенный вариант. Пройдя этапы оценки значимости целей, дерево целей приобрело окончательный вид (см. рис. 2). Структура дерева целей следующая.

Главная цель: 1. Достижение качества коттеджа, соответствующее спросу потребителя. Цели 2-го уровня: 1.1. Применение качественных проектных решений; 1.2. Применение качественных материалов, конструкций, изделий и оборудования; 1.3. Качественное выполнение строительно-монтажных работ. Цели 3-го уровня: 1.1.1. Удовлетворение потребности в эстетических свойствах жилища; 1.2.1. Качество изготовления материалов; 1.2.2. Качество доставок и хранения; 1.2.3. Применение материалов с улучшенными техническими характеристиками; 1.3.1. Совершенство управления и организации производства; 1.3.2. Совершенствование технологии и механизации строительства. Цели 4-го уровня: 1.1.1.1. Улучшенная планировка жилых комнат; 1.1.1.2. Улучшенная планировка санитарно-бытовых и подсобных помещений; 1.1.2.1. Архитектурно-художественная выразительность здания, соответствующая вкусам потребителя; 1.1.2.2. Посадка здания на местности, соответствующая окружающей среде и ландшафту; 1.2.1.1. Организация эффективного контроля за соответствием поступающих материалов, конструкций, изделий и оборудования требованиям установленных нормативов; 1.2.1.2. Приобретение материалов, конструкций, изделий и оборудования у надежных, добросовестных поставщиков; 1.2.2.1. Применение эффективных средств пакетирования и контейнеризации; 1.2.2.2. Обеспечение требований и правил перевозок и хранения материалов, конструкций, изделий и оборудования; 1.2.3.1. Применение материалов с улучшенными прочностными характеристиками; 1.2.3.2. Применение материалов с улучшенными характеристиками долговечности; 1.3.1.1. Своевременное обеспечение качественной и комплектной проектной документации; 1.3.1.2. Своевременное обеспечение материальными ресурсами; 1.3.1.3. Обеспечение высоквалифицированными кадрами; 1.3.1.4. Внедрение прогрессивных методов организации производства и труда; 1.3.1.5. Своевременный и эффективный контроль качества строительно-монтажных работ; 1.3.1.6. Применение эффективных методов стимулирования качества работ; 1.3.2.1. Внедрение передовых технологий выполнения строительно-монтажных работ; 1.3.2.2. Повышение уровня малой механизации работ; 1.3.2.3. Внедрение высокопроизводительной строительной техники.

Наши рекомендации