Определение спроса на продукты (услуги)

Выбор способа оценивания спроса на товар зависит прежде всего от того, о каком товаре идет речь: о потребительских товарах (длительного или кратковременного пользования), товарах производственного назначения или об услугах.

Как правило, для оценки спроса на потребительские товары определяют и используют следующие показатели:

• количество потенциальных пользователей (n);

• количество товара, приобретаемого одним пользователем (q); Совокупный спрос в натуральном выражении (Q) определяется по формуле:

Q= nх q; [1]

Для расчета объема продаж (R) или совокупного спроса в стоимостном выражении используют формулу:

R= Qх p; [2]

где p - цена единицы товара.

Спрос на услуги можно оценивать тем же способом, что и спрос на потребительские това­ры. Он напрямую зависит от количества потенциальных потребителей и от частоты пользования услугой. Некоторые сложности в оценке спроса на услуги могут возникнуть при определении ис­пользуемых единиц измерения услуг.

Анализ конкурентов

Необходимо собрать информацию о конкурентах и ответить на следующие вопросы (таблица 10).

Таблица 10

Описание конкурентов

Ключевые вопросы Комментарии
1. Кто ваши конкуренты?   Составить список фирм, являющихся вашими ближайшими (территориально) и крупными (по размеру) основными конкурентами, указав название и местонахождение каждой из них.
2. Каковы их основные продукты (услуги) Перечислить виды продукции (услуг), составляющие основу в общем объеме продаж конкурентов, а также указать, по вашему мнению, наиболее удачные из них.
3.На каких рынках они работают? Указать наиболее важные рынки сбыта каждого конкурента.
4. Каков объем продаж их продукции (за прошедший год)? Представить данные по объему реализации продукции конкурентов (в натуральном и стоимостном выражении) за последний год. Если привести подобные сведения невозможно, то можно ограничиться грубым сравнением объемов реализации продукции конкурента с продукцией своей фирмы (в терминах: больше, равно, меньше) по данной категории товара
5. Каковы наиболее сильные и слабые стороны конкурентов?   Выявить профиль каждого из конкурентов, указав присущие ему достоинства (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны). Цель - определить характерные особенности конкурентов (выход на международный рынок, доступ к дешевым рынкам сырья, транспортных услуг и т.д.), дающие им преимущества в сравнении с вашей фирмой, а также определить их слабые стороны, которые могут ограничить их успех.
6. Какова доля рынка, контролируемая конкурентом?   Полезно упорядочить конкурентов относительно контролируемой ими доли рынка. Наивысший ранг (1) присваивается конкуренту, контролирующему наибольшую долю рынка. Подобным образом ранжируются все остальные фирмы.
7. Какова сбытовая и ценовая политика конкурентов?   Выявить действующих на вашем рынке конкурентов, демонстрирующих успехи в области эффективного продвижения то­варов на рынок. Описать используемые ими методы, опреде­ляющие эффективность их сбытовой и ценовой политики (ис­пользуемые каналы сбыта, реклама, цены, скидки и др.).
8.Как шло развитие конку­ренции за последние 5 лет? Указать выявленные изменения в развитии конкуренции (уси­ление или ослабление) и в основных факторах конкуренции. Отметить появление новых или исчезновение бывших ранее конкурентов в отрасли, изменение вашей доли рынка в срав­нении с конкурентами. Какие фирмы испытывают трудности и почему?
9. Каков прогноз развития конкуренции в будущем и изменения ее основных фак­торов? Сделать прогноз развития конкуренции в будущем на основе выявленных изменений


Для проведения анализа конкурентов необходимо собрать информацию о сильных и слабых сторонах (максимум три) каждой из компаний – конкурентов. Для представления информации о конкурентах и последующего анализа удобно представить ее в табличной форме (таблица 11).

Таблица 11

Анализ конкурентов

Конкуренты (упорядочены по убыванию их значимости) Основные преимущества Основные недостатки Основной спектр продукции (совпадающий с вашей компанией) Маркетинго-вые предложения Использу-емая стратегия
Компания 1          
Компания 2          
Компания 3          
Компания 4          


Основные выводы на основе анализа конкуренции:

■ общие соображения относительно конкуренции на рынке;

■ перечень основных фирм-конкурентов и их характеристики;

■ разъяснение своих конкурентных преимуществ;

■ ожидаемое влияние конкуренции на деятельность компании.

План маркетинга

Прогноз продаж рекомендуется разработать для трех альтернативных сценариев развития событий (пессимистического, оптимистического и наиболее вероятного). Дальнейшие расчеты в финансовом разделе бизнес-плана проводятся в первую очередь по наиболее вероятному (реали­стичному) варианту. Форма представления сценарных прогнозов продаж приведена в таблице 12.

Таблица 12

Прогноз продаж продукции (услуг) на 201_-201-г.г.

Наименование Сценарии
Пессимистический (ед.) Наиболее вероятный (ед.) Оптимистический (ед.)
1,      
2.      
3.      
Итого      

На основе прогноза продаж разрабатывается план продаж (таблица 13) по первому году в помесячной разбивке с учетом факторов сезонности (если таковой имеется), целевой доли рынка, производственных возможностей предприятия, реализуемой стратегии маркетинга и других фак­торов, которые оказывают существенное влияние на объемы продаж.

Таблица 13

Наименование показателей Ед. изм. Периоды (по месяцам) Итого за год
      ...  
1. Изделие (услуга) А, в т.ч.:                    
- Объем продаж ед.                  
- Цена за ед. тыс. руб.                  
- Выручка от продаж тыс. руб.                  
2.Изделие (услуга) В, в т.ч.:                    
...                    
Всего: выручка от продаж тыс. руб.                  

Стратегия маркетинга должна раскрывать:

1.Главные стратегические установки маркетинга на рынке.

2.Комплекс маркетинга:

- товар и товарная политика;

- цены и политика ценообразования;

- продажи и сбытовая политика;

- реклама и продвижение.

В таблице 14 представлены ключевые вопросы, которые должны быть отражены при разработке комплекса маркетинга.

Таблица 14

Вопросы для разработки комплекса маркетинга

Товар и товарная политика Политика ценообразования
§ Комплекс продуктов (услуг) § Качество § Дизайн § Упаковка § Техническое обслуживание § Сервис § Гарантийное обслуживание § Цена продукта (услуги) § Метод ценообразования § Скидки и условия платежа § Формы оплаты § Срок и условия предоставления коммерче­ского кредита
Организация сбыта Реклама и продвижение
§ Каналы сбыта § География сбыта § Время оформления заказа д поставки § Запасы § Транспорт § План мероприятий по сбыту § Бюджет маркетинга (инвестиционные за­траты, текущие издержки § Объекты и каналы коммуникации § Персональная продажа § Политика в отношении торговой марки § План маркетинговых мероприятий § Бюджет маркетинга (инвестиционные за­траты, текущие издержки)  

3. Маркетинговая программа и бюджет маркетинга

Программа маркетинга включает детальное описание основных этапов, которые должны быть пройдены, необходимых ресурсов (финансовых, материальных, людских), сроков проведе­ния мероприятий и распределение обязанностей между ответственными исполнителями.

Детальная проработка плана маркетинга позволяет оценить затраты на маркетинг, которые используются в дальнейшем для разработки финансового раздела бизнес-плана.

План производства

6.1.Описание местоположения

6.2.Производственный процесс и его обеспечение

6.3.Инвестиционные затраты 6.4 Производственные затраты 6.5.Операционные конкурентные преимущества

Описание местоположения

Важно показать, насколько удачно выбрано место расположения предприятия, исходя из близости к рынку, поставщикам сырья и материалов, доступности транспортных магистралей и рабочей силы. Для предприятий сферы торговли, сервиса или общественного питания вопрос о выборе местоположения требует тщательного предварительного изучения. При этом важно учи­тывать такие факторы, как пешеходные и транспортные потоки, наличие стоянки для машин, ус­ловия аренды, конкурентное окружение, наличие подъездных путей и др.

Наши рекомендации