Сущность ценовой политики. Ценовые стратегии маркетинга.
В учебнике по основам маркетинга Акулича И. Л. и Демченко Е. В. написано, что ценовая политика - один из элементов комплекса маркетинга, который в отличие от товарной, сбытовой, коммуникационной политика не сопряжен со значительными расходами. Вместе с тем ценовая политика оказывается иногда недостаточно обоснованной. Она должна решать ряд практических вопросов:
- в каких случаях необходимо активно использовать ценовую политику;
- когда целесообразно отреагировать с помощью цены на действия конкурентов;
- как сформировать цену на новый товар;
- по каким товарам необходимо предоставить определенные скидки и изменить цену;
- каким образом сочетать ценовые изменения со сбытовой политикой:
- как учесть в ценовой политике внешнюю и внутреннюю среду маркетинга;
- как учесть временной фактор при формировании цен. [3, стр. 142]
Также, в этом учебнике рассмотрены основные ценовые стратегии маркетинга:
«СТРАТЕГИИ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Выработка и оценка рыночной стратегии ценообразования предполагает учет как текущих, так и перспективных целей маркетинговой деятельности предприятия. Стратегия ценообразования позволяет ориентироваться на реальную оценку конъюнктуры рынка, условий сбыта, возможностей предприятия.
Все стратегии ценообразования подразделяются на следующие группы: дифференцированного, конкурентного, ассортиментного ценообразования.
В основе дифференцированного ценообразования лежит деление потребителей по какому-либо признаку (чаще всего по уровню дохода). При дифференциации цен продавец за один и тот же товар или одинаковые услуги устанавливает различные цены.
Действенность политики дифференциации пен определяется наличием отдельных потребительских сегментов и однородных
слоев покупателей, которые отличаются покупательной способностью (горизонтальная дифференциация цен), либо изолированных друг от друга рынков, где представлены покупатели всех уровней доходов (вертикальная дифференциация)».[5, стр. 164]
«СТРАТЕГИЯ СКИДКИ НА ВТОРОМ РЫНКЕ
Стратегия скидки на втором рынке заключается в том, что фирма предлагает один и тот же товар для разных слоев потребителей или на других рынках по различным ценам. Так называемый второй рынок характеризуется определенными географическими, демографическими особенностями. Как правило, скидка предоставляется детям, низкооплачиваемым слоям населения, пенсионерам, студентам (льготные билеты, тарифы и т.д.)» []
«СТРАТЕГИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СКИДКИ
Стратегия периодической скидки предполагает дифференциацию цен в зависимости от временного фактора, например предоставление сезонной скидки для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг. Дифференциация цен может осуществляться в зависимости от времени года, дня и даже часов.
В республике установлены льготные тарифы на услуги связи - в праздничные дни, вечерние часы. Это позволяет обеспечить равномерную загрузку предприятий связи и увеличить объём оказываемых услуг.
Кроме этого, могут применяться цены специальных мероприятий, например сезонные юбилейные распродажи».[5, стр. 165-166]
«СТРАТЕГИЯ СЛУЧАЙНОЙ СКИДКИ
Стратегия случайной скидки заключается в том, что потребителям предоставляется скидка в силу их информированности. Как правило, информированный покупатель, который наиболее чувствителен к цене, купит товар по самой низкой цене, т.е. со скидкой, неинформированный покупатель, ценя своё время на поисковые затраты предпочтет купить по обычной цене, хотя иногда может случайно приобрести товар со скидкой. Данная стратегия в основном рассчитана на потребителей с невысоким уровнем дохода». [5, стр. 166]
«СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК.
Стратегия внедрения на рынок является одной из стратегий конкурентного ценообразования, которые применяются на рынках, характеризующихся развитой конкурентной средой. Такая стратегия предполагает установление низких цен, способствующих привлечению большого числа потребителей и завоеванию большой доли рынка.
При применении данной стратегии необходимо учитывать эластичность спроса по цене, изменение издержек производства в связи с ростом объема продаж, а также возможности проведения ценовой конкуренции.
Как правило, политика низких цен не обеспечивает эффективной предпринимательской деятельности. Она приводит к ухудшению финансовых показателей, а также к неадекватной реакции рынка на попытки товарной интервенции». [5, стр. 166]
«СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ЦЕН
Стратегия конкурентных цен используется, когда фирму вполне устраивают цены конкурентов. В этом случае устанавливается в зависимости от ,спроса и уровня качества обычная рыночная цена. Так поступают фирмы, предлагающие туристические услуги в местах массового отдыха». []
«СТРАТЕГИЯ «СНЯТИЯ СЛИВОК»
Стратегия «снятия сливок» предполагает установление относительно высоких цен, которые характеризуют повышенные качественные параметры, престижность товара. Уровень качества превышает средний сложившийся рыночной уровень, товар является более привлекательным по отношению к аналогам. Например, такая политика применяется при установлении цен на изысканную парфюмерию, продаваемую эксклюзивными специализированными магазинами, на автомобили класса «люкс». Установление престижных цен позволяет привлечь потребителей, заинтересованных в качестве товара или услуги, его уникальности, статусе. Когда происходит насыщение этой группы потребителей, то цены снижаются, привлекая другой сегмент рынка. К тому же первоначальная цена создает образ высококачественное товара». [5, стр. 167]
«СТРАТЕГИЯ «СИГНАЛИЗИРОВАНИЯ ЦЕНАМИ»
В основе стратегии «сигнализирования ценами» лежит зависимость цены от уровня качества. Определенная группа потребителей считает, что более низкие цены соответствуют и более низкому качеству продаваемого товара, и наоборот, высокие цены — повышенному уровню качества. Базовое качество продукции является исходным для такой стратегии ценообразования. Среднестатистический потребитель рассматривает цену как надежный набор товарных качеств, особенно если товар слишком сложен технически или технологически, что характерно для товаров (радиоаппаратура, бытовая техника и т.д.)». [167-168]
«СТРАТЕГИЯ «ИМИДЖ»
Стратегия "Имидж" является одной из стратегий ассортиментного ценообразования, которые используются фирмами, реализующими определенный ассортимент взаимозаменяемых, взаимодополняющих товаров.
Такую стратегию, как правило, используют фирмы, пользующиеся устойчивым положением на рынке. При применении данной стратегии основным фактором, оказывающим влияние на цену, является стратегическое решение относительно положения фирмы на рынке. В этом случае цена указывает на качественные особенности товара именно этой фирмы. Фирма ориентируется на потребителя с высокими доходами. При этом выявляется максимальная величина, которую готов заплатить потребитель, например цены на продукцию фирмы «Sony», «Panasonic».
СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Стратегии комплектного ценообразования состоит в комплекта существенно ниже, чем сумма на составляющие его изделия. Как правило, предоставляется скидка по товарам, которые не пользуются высоким спрос.
Фирма получает прибыль за счет увеличения объема продаж. Потребитель покупает товар по сниженной цене (например, косметические наборы, наборы кассет и т.д.)».[5, стр. 169-170]
«УСТАНОВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЦЕНЫ
При установлении окончательной цены обычно учитывают психологические особенности потребителя и проводят модификацию цеп в рамках выбранной ценовой стратегии.
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕНЫ
Устанавливая окончательную цену, фирма должна учитывать некоторые психологические факторы, реакцию потребителей. В частности, существуют определенные ценовые пороги, т.е. уровни цен, при пересечении которых объемы продаж существенно возрастают или уменьшаются. Так, психологами установлено, что повышение цены, которая находится ниже «круглой суммы», например 29,5 тыс.р., до полной суммы 30 тыс.р. вызывает большее падение спроса, чем при повышении 31 тыс.р. Более выраженный рост продаж возникает в том случае, когда достигается новый (нижний) психологический уровень цены, отвечающий запросам нового сегмента рынка». [5, стр. 170]