Основы потребительского выбора и закон насыщения потребностей
В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.
Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения. Чем руководствуется потребитель, выбирая лучший набор благ, набор с максимальной полезностью? В чём состоит правило максимизации полезности?
Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности, и данный потребительский набор является наилучшим.
Наибольшую совокупную полезность приносит такой набор благ, в котором предельная полезность каждого блага в расчёте на рубль затрат является одинаковой для всех благ.
Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.
Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.
Существует бесконечное множество потребностей, но каждая в отдельности потребность имеет свой предел. Это привычное, коренное свойство человеческой натуры можно сформулировать в виде закона насыщаемых потребностей, или закона убывающей полезности, следующим образом: общая полезность вещи для человека (т.е. совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас. Если запас увеличивается равномерно, то извлекаемая из него выгода возрастает убывающим темпом. Иными словами, дополнительная польза, которую человек извлекает из данного прироста своего запаса какой-либо вещи, уменьшается с каждым новым приростом уже имеющегося запаса.
Кривая безразличия свойства
Ординалистский принцип потребительских предпочтений иллюстрирован в виде функции безразличия, с помощью графика и соответствующей кривой, множество точек которой — это множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя.
Таким образом, кривая безразличия — это графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора благ. С помощью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями. Любая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы безразлично, какой из них выбрать.
Представим себе четыре таких варианта, включающих товарный набор X (одежда) и набор У (продукты), из которых покупатель осуществляет свой выбор. Они различаются лишь сочетанием, т.е. комбинацией одних и тех же товаров, делающих эти наборы во всех вариантах равноценными.
Варианты наборов благ в различной комбинации (продукты и одежда)
Варианты, набора | Продукты, (единиц) | Одежда, (единиц) |
А | ||
В | ||
С | ||
д |
Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних вариантах окажутся для покупателей удовлетворительными, так как они уравновешены иным набором в других вариантах. Меньшее количество одного блага вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта — это наборы безразличия, которые удовлетворительны для покупателя в равной степени. Все варианты могут быть изображены на графике, формируя соответствующую кривую безразличия, (см. рис. 17).
У, продукты
Рис. Кривая безразличия: точки А, В, С, Д — варианты набора благ
Любая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированному в различных вариантах наборов благ. При этом наличие множества вариантов равнозначных наборов благ означает, что для потребителя они в определенной мере взаимозаменяемы. Количественная мера такой взаимозаменяемости измеряется
предельной нормой замещения — MRS (от англ. — marginal rate of substitution)
при U = const.
MRSy x — предельная норма замещения благ Y и X;
Qx, Qy — количества взаимозамещаемых благ X и У;
Рх, Ру — цены взаимозамещаемых благ;
U = const — фиксированный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.
Предельную норму замещения чаще всего обосновывают, опираясь на графическую иллюстрацию кривой безразличия. В частности, как видно из рис., приведенного чуть выше, кривая безразличия имеет отрицательный наклон; во-вторых, ей свойственна выпуклость к началу координат; в-третьих, она имеет нисходящий, ниспадающий вид. Перечисленные характеристики графической иллюстрации кривой безразличия имеют весьма важную трактовку применительно к теоретическим категориям и практике потребительского поведения.
Так, нисходящий вид кривой безразличия отражает величину MRS предельной нормы замещения, показывающей количество единиц блага, от которого покупатель готов отказаться ради дополнительного 1 приобретения и потребления другого блага с целью максимизации полезности набора благ. Используя графическую иллюстрацию кривой безразличия, величину предельной нормы замещения можно определить количеством единиц блага на вертикальной оси, от которого потребитель готов отказаться ради замены его единицей благ, отмеченных на горизонтальной оси.
Обычная выпуклость кривой безразличия к началу координат графика означает, что предельная норма замещения неуклонно уменьшается с увеличением потребления одного блага вместо другого в процессе их взаимного замещения. Кривая безразличия приняла бы вид прямой линии (с более крутым наклоном, чем бюджетная линия) при выборе совершенно взаимозаменяемых благ. Практический смысл этой ситуации состоит в том, что при совершенной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.
При совершенно дополняемых друг друга благах кривая безразличия приняла бы вид прямых углов (пример таких благ — пара перчаток, или пара обуви, которые предназначены только для правой и левой конечностей человека и не могут быть взаимно заменяемыми).
Отрицательный наклон кривой безразличия, как и выпуклость ее к началу координат графика означает, что предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Числовая величина MRS всегда со знаком «минус» поскольку, для получения большего количества благ, при сохранении достигнутого уровня благосостояния покупатель сокращает потребление другого блага. Однако для общей характеристики MRS обычно принимается во внимание лишь ее абсолютное значение (модуль числового значения). Предельная норма замещения одного блага другим уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия по ее ниспадающему наклону слева направо.