Сущность понятия «рекламный бюджет». Расчет рекламного бюджета в зависимости от оборота.
Расчет рекламного бюджета в зависимости от объемов рекламных бюджетов фирм-конкурентов.
Расчет рекламного бюджета по остаточным средствам.
Расчет рекламного бюджета исходя из критерия оптимальности затрат на рекламу.
17. Основные методики оценки деятельности рекламных агентств.
18. Оценка эффективности работы рекламных агентств по организации и проведению промо.
19. Обзор рекламных агентств г. Брянска.
20. Оценка деятельности рекламных агентств в регионе (на примере Брянской области).
21. Особенности создания рекламного агентства в регионе (на примере г. Брянска).
22. Особенности продвижения рекламного агентства в регионе (на примере Брянской области).
23. Сущность и предпосылки аутсорсинга. Что такое «аудит в рекламе»?
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
7.1. Рекомендуемая литература:
Основная:
Авер, Бернс. Современная реклама - М.: "Довгань", 1995 – 957с.
Айзенберг М. Менеджмент рекламы. - М.: ТОО ”ИнтелТех”, 1993
Батра Р., Майерс Д.Д., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. 5-е изд. - М.: СПб., 1999.
Валовая М.Д. 13 бесед о рекламе. - М.: Нива ХХI век, 1994
Викентьев И.Л. Приемы рекламы. - С-Пб.; Триз-шанс, 1995
Гермогенова Л. Эффективная реклама в России. - Москва 1994
Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология, - Москва 1998
Дейян А. Реклама. - М.: "Прогресс", 1993
Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. – Минск, 1996
Дёмина И.Н. Теоретические основы рекламного дела. Учеб. пособие. – Иркутск: Иркут. Ун-т, 1996.
Джугенхаймер Д.У. Основы рекламного дела. - Самара, 1996
Дихтль Е. Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие. - М., Высшая школа, 1995
Дымшиц М. Кто есть медиаплэннер? – Рекламист, 1996.- №3, с.24
Картер Г. Эффективная реклама - М., Прогресс, 1991
Котлер Ф. Маркетинг. - М.: "Прогресс", 1998
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. С англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998.
Король А.Н. Организация и планирование рекламы: Учебное пособие. - Хабаровск: ХГАЭП, 1998
Книга доходов и расходов ООО “ГрАни” за 2004 г.
Крылов В.И. Теория и практика рекламы в России. - М.: Центр, 1996
Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. - Таллин, 1993
Маркетинг: учебное пособие, под ред. Уткина З.А. - М.: ЭКСМОС, 1998
Маркетинг: учебник для ВУЗов., под ред. Романова А.И. - М.: "Банки и биржи", ЮНИТИ, 1999.
"Маркетинг" / Под ред. Романова А.Н. - Москва 1996
Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. - М.: Компания “Евразийский регион”, 1998
“Найти свой путь в рекламном деле”, перевод с англ. Кукушкиной В.А. - М.: "Ай Кью", 1999.
Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2000.
Петрик К. Это сколько же нужно знать медиапланировщику? Рекламист.- 1996.- №1, с.16-17.
Реклама: экономика, политика, искусство. - М.: ГПНТ, 1997
Рожков И.Я. Реклама: планка для профи. - М.: Юрайт, 1997
Рожков И.Я. Международное рекламное дело. - М.: "Банки и биржи", ЮНИТИ, 1994
Райс Э, Траут Д. Маркетинговые войны - СПб.: Питер, 2001
Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю.. Маркетинг - М.: "Банки и биржи", 1999
“Считанные минуты”, статья А. Мироновой, журнал “Индустрия Рекламы”, №24, 2004
Сэндидж Ч. Реклама: теория и практика. - М.: "Прогресс", 1998
Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика, - Петрозаводск: "Фониум", 1994 –308с.
Эванс Н, Джоэль Р. Маркетинг - М.: "Экономика", 1993
Эванс Н. Маркетинг. - М.: "Прогресс", 1996
КУРС ЛЕКЦИЙ
Лекция 1:
Рекламное агентство: понятие и его типы
План:
1. Основное значение понятия «рекламное агентство».
2. Классификация рекламных агентств.
1.
Рекламное агентство является посредником между специалистами, создающими рекламное обращение (художниками, текстовиками, производителями, исследователями, планировщиками, администраторами). Все рекламные агентства выполняют одинаковые функции:
- планирование;
- подготовка;
- создание;
- размещение рекламы.
Основное отличие заключается в объемах предоставляемых услуг.
Рекламное агентство – независимая организация, состоящая из творческих работников и коммерсантов, которые разрабатывают, готовят и размещают в СМИ рекламу для заказчиков, стремящихся найти покупателей для своих товаров или услуг.
2.
Классификация рекламных агентств:
[1]Диапазон рекламных агентств весьма широк: от небольших ателье до гигантов с тысячами сотрудников. В США в любом крупном секторе рынка работают десятки рекламных агентств. Первые 20 агентств США и мира представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Первые 20 агентств США и мира
(агентства США, ранжированные по валовому доходу)
Ранг | Валовой доход,$ | Торговый оборот,$ | ||||
2005г. | 2006г. | Агентство | Штаб-квартира | 2006г. | Изм.,% | 2006г. |
Leo Burnett Co. | Чикаго | 370,6 | 15,1 | 2 484,8 | ||
J. Walter Thompson Co. | Нью-Йорк | 347,0 | 9,3 | 2 419,9 | ||
о | Grey Advertising | Нью-Йорк | 326:7 | 7,3 | 2 178,9 | |
DDB Needham Worldwide | Нью-Йорк | 284,7 | 9,2 | 2 546,0 | ||
McCann-Ericksan Worldwide | Нью-Йорк | 279,6 | 9,2 | 1 865,0 | ||
Saatchi & Saatchi Advertising | Нью-Йорк | 275,5 | 14,1 | 2 204,1 | ||
BBDO Worldwide | Нью-Йорк | 259,5 | 5,5 | 2 621,8 | ||
Foote, Cone & Balding Communications | Чикаго | 244,2 | 2,9 | 2 827,0 | ||
Ogilvy & Mather Worldwide | Нью-Йорк | 209,5 | 20,6 | 2 091,7 | ||
Young & Rubicam | Нью-Йорк | 205,8 | 9,1 | 2 142,6 | ||
Bozell Worldwide | Нью-Йорк | 200,3 | 25,6 | 1 585,0 | ||
D'Arcy Masius Benton & Bowels | Нью-Йорк | 191,4 | -5,5 | 1 960,4 | ||
Bates Worldwide | Нью-Йорк | 152,1 | -2,5 | 1 217,1 | ||
TMP Worldwide | Нью-Йорк | 137,4 | 16,7 | 915,9 | ||
TBWA Chiat/Day | Нью-Йорк | 130,7 | 0,1 | 1 046,5 | ||
Ammirati Pun's Lintas | Нью-Йорк | 113,8 | 0,1 | 870,0 | ||
Gage Marketing Group | Миннеаполис | 108,5 | 13,4 | 723,8 | ||
Wunderman Cato Johnson | Нью-Йорк | 101,0 | 25,8 | 842,6 | ||
N.W.Ayer & Partners | Нью-Йорк | 94,1 | -4,8 | 851,9 | ||
Wells Rich Greene BDDP | Нью-Йорк | 89,2 | -3,9 | 850,3 |
Цифры даны в $ млн. Данные не учитывают дочерние агентства в США, включена ассоциируемая с агентством деятельность в международных сетях.
Кроме этих местных агентств существуют также их крупные общенациональные и международные сети. В любом крупном секторе рынка есть местные агентства, ассоциированные с какой-либо большой группой вроде BBDO, Bates, Young & Rubicam, Ogilvy & Matherили DDBNeedkam.Например, агентствоWalter Thompsonимеет 218 офисов по всему миру. Есть также группы независимых агентств, такие как Международные объединенные рекламные агентства(AAAI). Эта группа представляет собой ассоциацию со всемирной штаб-квартирой в Денвере; на большинстве основных секторов рынка есть агентства, входящие в эту ассоциацию. Независимые агентства ассоциируются, чтобы конкурировать с большими сетями агентств.
Общая картина еще более усложняется существованием таких холдинговых компаний, как Interpublic,WPPи Omnicom,владеющих несколькими сетями агентств. Например, Omnicom владеет рекламными конгломератами BBDO и DDB Needham, а также более мелкими агентствами Goodby, Silverstein and Partnersи Diversified Services (DAS), сетью так называемых агентства маркетинговых коммуникаций,предназначенной для оказания услуг в таких сферах маркетинговой коммуникации, как связи с общественностью, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и проведение мероприятий.
В более мелких секторах рынка небольшие агентства предлагают спектр специализированных услуг. Например, Lewis Advertisingв Мобиле, штат Алабама, имеет собственный отдел связи с общественностью, дополнительное производственное подразделение и отдел, занимающийся рекламой больничного оборудования и медицинских средств. Агентство Hood, Light & Geiseв Харисбурге, Пенсильвания, имеющее суммарный счет менее $ 5 млн, располагает тремя отделами: рекламным, связей с общественностью и управления ассоциаций. Marketing Resources of Americaвблизи Канзас-Сити концентрирует внимание на стратегическом маркетинге для клиентов, а затем набирает команды профессионалов, необходимых конкретным заказчикам; агентство, в основном, занимается рекламой, но может заниматься продвижением товара в торговой точке и обучением дилеров. На более крупных секторах рынка местные независимые агентства обычно специализируются либо на создании рекламы или дополнительных материалов (брошюры, отчеты, информационные бюллетени), либо на конкретных секторах рынка, например здравоохранение, сельское хозяйство или предметы роскоши.
Формы организации, услуги и типы агентств постоянно изменяются. Границы услуг определяются рамками дохода агентства, но могут расширяться до любых пределов в зависимости от согласованной с клиентом оплаты. Представим, полную классификацию типов рекламных агентств.
1) Агентство полного цикла-агентство, которое обеспечивает маркетинговые усилия клиента и выполняет следующие функции: исследование, управление счетом, разработка творческих концепций, закупка рекламных площадей, производство рекламных материалов.
В рекламном бизнесе агентство полного цикла — это организация, выполняющая четыре основные функции: управление счетом, творческие услуги, планирование и приобретение площади и времени в СМИ плюс исследования, Рекламное агентство полного обслуживания обычно имеет собственную службу по ведению счета клиента (account), отдел движения, выполняющий всю работу по внутреннему отслеживанию реализации проектов, подразделения для разработки широковещательной и печатной продукции (обычно организуемые внутри творческого подразделения) и отдел кадров.
Как правило, соглашение между агентством полного цикла и клиентом определяет, что агентство за комиссионные или согласованный гонорар выполняет анализ данных рынка, предлагает стратегию, готовит рекомендации, выполняет рекламу, размещает ее в заранее согласованных СМИ, проверяет рекламу на соответствие требованиям заказчика, выставляет счет-фактуру клиенту в рамках утвержденного бюджета, получает денежные средства клиента на свои счета и оплачивает услуги СМИ и поставщиков.
Обычно агентство принимает на себя функции, не включенные в базовое соглашение и не оплачиваемые отдельно: работа по связям с общественностью, исследовательские проекты, прямой маркетинг, маркетинг мероприятий и продвижение продаж. В России агентства полного цикла такие как: «Приор», «Максима», Immedia Holding, Art-com, BBDO Moscow, представляют следующие виды рекламных услуг:
- маркетинговые исследования (полевые и кабинетные);
- выработка маркетинговой стратегии (профили постоянных и потенциальных покупателей, позиционирование, маркетинговое предложение);
- выработка рекламной стратегии (определение целевой группы воздействия, выбор средств рекламы, разработка коммуникационной стратегии, составление рекламного обращения);
- медиапланирование (выбор средств и носителей рекламных сообщений);
- творческие разработки, соответствующие концепции рекламной стратегии, а также креатив для специальных акций;
- создание и подготовка рекламных материалов;
- размещение рекламных сообщений в средствах массовой информации, в том числе Интернет;
- производство полиграфической, сувенирной продукции, наружной рекламы;
- проведение promo и специальных акций;
- PR-поддержка рекламных кампаний;
- анализ эффективности рекламных кампаний.
Некоторые агентства предлагают такие услуги через свои подразделения или дочерние предприятия, предоставляющие специфические услуги; клиенты могут также использовать другие специализированные агентства.
2)Специализированные агентства.Подход многих агентств отличается от традиционного подхода агентства полного цикла. Эти агентства специализируются либо в определенных функциях (например, творческих или по закупке площади и времени в СМИ), на определенных аудиториях (например, национальных меньшинствах или молодежи) или в определенных отраслях (например, здравоохранение, компьютеры, сельское хозяйство или бизнес-коммуникация). Существуют специализированные агентства в разных областях маркетинга, таких как прямой маркетинг, стимулирование сбыта, связи с общественностью, маркетинг через общественные и спортивные мероприятия, дизайн упаковки, дизайн корпоративной символики и т. п. Кроме того, находят себе применение и агентства, представляющие всего одного клиента, например Focusв Далласе, обслуживающее только GTE,и, несомненно, существуют агентства в фирмах рекламодателей, действующие на собственный страх и риск. Агентства, именуемые бизнес-агентствами, специализируются в торговой коммуникации. Их клиенты продают другим изготовителям или поставщикам услуг, а не потребителям. Наряду с бизнес-рекламой такие агентства занимаются продвижением торговли, торговыми выставками и презентациями. Поскольку маркетингу бизнеса, апеллирующего к другому бизнесу, свойственно использование многих средств коммуникации, подобные агентства часто являются агентствами интегрированных маркетинговых коммуникаций. В России специализированными РА являются такие как: «Аврора», «Вгик-Арт», «Родная речь», Ультима», East News, предоставляющие видео-фото услуги:
- креативные услуги;
- изготовление кино-видеопродукции;
- изготовление аудиопродукции.
Так же «Вершки и корешки», «Имидж-спички», «Регистратура.РУ», Cinema International:
- сувенирная продукция;
- реклама в кинотеатрах;
- нестандартные виды рекламы.
«Реклама – Качество», «Реквямика» - услуги в области наружной рекламы. «Адверти», «Олпринт», «Репортер» - услуги в области сувенирной продукции. «Волекс» (одно из крупнейших Интернет-агентств Санкт-Питербурга), представляет следующие виды услуг рекламы:
- создание сайтов и полное их сопровождение;
- разработка мультимедиа презентаций и тиражирование CD и DVD дисков;
- медиапланирование;
- проведение масштабных рекламных компаний в Интернете.
Рассмотрим некоторые типы специализированных рекламных агентств.
А) Агентства, ориентированные на промышленность.
Есть множество агентств, работающих в определенной области или в таких отраслях, как сельское хозяйство, медицина и фармакология, здравоохранение или компьютеры. Эти агентства работают с множеством клиентов из определенной отрасли, поэтому способны использовать в обслуживании клиентов свой специальный опыт.
Для лучшего понимания рассмотрим агентство, сконцентрированное на рекламе для фармацевтических компаний, таких как Abbott, Merck, Pfizer, Hoffman-LaRockeи Upjohn.Медицинским агентствам необходимо иметь в штате сотрудников со знанием химии и фармакологии, а также разбирающихся в практической медицине и законах, касающихся рекламы в области здравоохранения. Такие организации часто нанимают или приглашают в качестве консультантов людей, обладающих высокими научными степенями. Агентства этого типа обычно выполняют большую часть функций агентства полного сервиса, но сосредоточиваются в области медицины. Фармацевтические агентства часто планируют и проводят семинары, симпозиумы; координируют написание и публикацию специальных статей. Такие агентства могут быть малыми, как Durot, Donakoe & Purohitв Роузмонте, Иллинойс, где всего 12 работников, либо крупными, как нью-йоркские КаШг Phillips Ross, Sudler & Hennesseyи Medicus Intercom(более 100 человек).
Медицинские агентства растут гораздо быстрее, чем рекламная индустрия в целом, поскольку лекарства, отпускавшиеся по рецептам, уже давно продают свободно, что составляет часть усилий правительства по снижению затрат на здравоохранение. Многие агентства полного сервиса и холдинговые компании в ответ на эти усилия приобрели агентства медицинской направленности. Восемь из десяти первых медицинских рекламных агентств принадлежат организациям, обеспечивающим полный комплекс рекламных услуг. Управляемая конкуренция и кооперативы по закупке лекарств, вероятно, сократят рынок для рекламных медицинских агентств.
Б) Агентства национальных меньшинств.
Число агентств, нацеленных на какую-то этническую группу, или агентств национальных меньшинств, заметно увеличилось в 1980-е гг., когда работающие на этом рынке компании стали осознавать, что афро- и испаноамериканцы, два самых крупных национальных меньшинства США, отличаются по своим приоритетам и покупательским стереотипам от рынка в целом. Эти агентства во многом похожи на агентства полного сервиса, но располагают специалистами по рынку национальных меньшинств и общению с соответствующей аудиторией.
Burrell Advertisingв Чикаго — это одно из крупнейших и процветающих афроамериканских агентств. Основатель агентства Том Баррелл работал ранее в нескольких агентствах на рынке, Имея более сотни сотрудников, Burrell Advertisingпредставляет таких клиентов, как Brown-Forman Beverage Co., Ford Motor Company, McDonald's, Polaroid, Procter & Gamble, Coca-Cola, Stroh's Brewery и Sony Corporation.
Conill Advertising, основанная в 1968 г., является представителем испано-язычных агентств. Conill обслуживает счета национального масштаба и управляется людьми, относящимися к национальному меньшинству. Это нью-йоркское агентство сейчас принадлежит Saatchi & Saatchiи имеет 45 служащих. В число клиентов агентства входят Helene Curtis, Procter & Gamble и Toyota.
Согласно переписи населения 1990 г., в США на иностранных языках говорят более чем в 24 млн. семей. Из них на испанском говорят 71 % или 17,3 млн. семей; следом идут немецкий — 1,5 млн., итальянский — 1,3 млн..и китайский — 1,2 млн.
Ориентация на национальные меньшинства порождает проблемы. Афроамериканские общественные группы в Нью-Йорке и Чикаго пытались убрать щиты с рекламой алкоголя и сигарет из своих районов. Компания R. J. Reynoldsпод давлением общественности, после критики со стороны Луиса Салливана, секретаря департамента здравоохранения, прекратила тестирование сигарет Uptown. Эта марка была ориентирована на афроамериканцев. В 1990 г. PUSH бойкотировала обувь Nike, когда этой афроамериканской организации показалось, что Nikeобращается в основном к афроамериканцам, но возвращает им мало доходов (Nikeшироко использовала в рекламе афроамериканских атлетов, но не использовала афроамериканские агентства). После этого началось сотрудничество Nikeс таким агентством.
В) Творческие мастерские.
Творческие мастерские — это небольшие агентства, сосредоточенные на творческих решениях рекламы клиентов (creative).Творческая мастерская имеет в штате одного или нескольких писателей и художников. Такая организация может подготовить рекламу для печатных средств массовой информации, наружную рекламу, рекламу для радио и телевидения. В ней нет штатных должностей по взаимодействию с СМИ, исследованиям, стратегическому планированию или составлению годовых планов. Творческие мастерские обычно нанимаются клиентами, но иногда их приглашают к сотрудничеству и агентства. Творческие мастерские не столь долговечны, как рекламные агентства полного сервиса. С уходом ключевой фигуры мастерская может прекратить существование. С другой стороны, некоторые успешно работающие мастерские превращаются в агентства полного сервиса. Нью-йоркское агентство Grace and Rothchildначиналось с творческих услуг; сейчас его счет превосходит $75 млн. В России креативные РА, такие как
E-generator, представляют следующие виды рекламных услуг:
- разработка рекламных идей, названий, слоганов, сценариев;
- создание уникального наполнения для веб-рессурсов и печатных изданий;
- разработка дизайна логотипов, флеш-открыток, баннеров, карикатур, комиксов;
- тестирование Интернет-услуг;
- исследования.
Г) медиа-баинговые рекламные агентства.
Данная категория рекламных агентств занимается закупкой рекламного эфира на телевидении. Оптовые закупка предполагают, значительные скидки для покупателей Они составляют около 40%.
Д) медиа-селлинговые рекламные агентства
Они представляют собой структуры, которые по поручению или от имени телеканалов продают рекламные пространства. Медиа-селлинговые агентства делятся на следующие виды:
а) Осуществление продажи с помощью собственных служб;
б) Продажи осуществляются внешними рекламными службами;
в) Продажи осуществляются по комбинированной схеме;
г) Телеканалы;
д) Рекламные отделы фирм рекламодателя.
В России закупкой рекламного эфира на телевидение занимаются РА Starcom Russia; Мега Медиа; Media Vest; Видео Интернешнл; APR Media Services.
3)Агентства внутри фирм.
Агентства внутри фирм — это рекламные агентства, находящиеся в собственности или под управлением компаний, занимающихся рекламной деятельностью. Например, крупный розничный торговец вроде Macy's может иметь в фирме рекламный отдел или агентство, поскольку его ежедневный рекламный бюджет может быть больше, чем у многих сторонних рекламных агентств. Агентства в фирмах организованы подобно независимым агентствам, но могут иметь разную форму. Директор по рекламе обычно является и главным управляющим такого агентства. Под началом этого директора находятся менеджеры счетов, ответственные за отдельные товарные марки и группы бизнеса. По мере надобности внутрифирменные агентства включают в свой штат составителей рекламных текстов и художников, персонал для контроля продвижения, специалистов по СМИ, функции каждого из которых будут рассмотрены в этой главе ниже. Если компания имеет исследовательское подразделение, соответствующие специальности, вероятнее всего, не будут дублироваться в таком рекламном подразделении. Агентство внутри фирмы может вести и собственные счета, проводить выплаты и взимать плату, но в большинстве случаев для выполнения этих функций используется центральная бухгалтерия компании. С какой целью прибегают к использованию внутрифирменных агентств? Для этого есть веские причины:
• экономия.В объеме работ, которые рекламное агентство выполняет, дублируя возможности специалистов из штата клиента или привлекаемых им на временной основе, агентство внутри фирмы может отказаться от соответствующих издержек. Вероятно, наиболее привлекательная причина кроется в том, что любое агентство изыскивает возможность заработать на бизнесе клиента, следовательно, выполнение работы в самой фирме всегда дает экономию. Однако неудачи в практической реализации этой сэкономленной прибыли побуждали многих вновь обращаться к сторонним агентствам.
• специализация.Клиенты высокотехнологических направлений бизнеса часто сталкиваются с проблемой: рекламные тексты, полученные от сторонних агентств, не корректны. Клиенты видят, как овладевшего специализацией автора повышают или переводят «на другой счет» (обслуживание другого клиента). Лучше всего иметь такого специалиста в штате собственного агентства внутри фирмы. Недостатком подобного решения является то, что автор может «перегореть», работая в одной области на однообразной работе.
•приоритеты в обслуживании. Само собойразумеется, что агентство внутри фирмы работает только на клиента, и в любой момент доступно для проектов с высоким приоритетом. Здесь не бывает конфликтов с другими клиентами ни в использовании ключевого персонала, ни в отношении времени, уделяемого работе руководством.
• минимальный штат. Внутрифирменное агентство набирает штат по минимуму и дополнительно привлекает людей, чтобы справиться с пиковыми нагрузками. Такие люди не всегда свободны и, кроме того, могут не обладать необходимыми знаниями. Управление сторонними профессионалами является, однако, функцией, органически присущей внутрифирменному агентству, а проблемы могут быть разрешены при хорошем планировании. Как отмечалось в предыдущем разделе, когда возникают проблемы, некоторые клиенты снова приглашают рекламные агентства, сглаживая таким образом пики и спады нагрузки на собственные агентства.
4) люди свободных профессий
Человек свободной профессии — это творческая личность, чья работа отличается от работы творческой мастерской, главным образом, системой трудоустройства и объемом предоставляемых услуг. Такие личности самостоятельно участвуют в бизнесе; у них множество клиентов-агентств, и обычно они редко работают на одного клиента. Многие из этих людей работают дома, хотя у некоторых есть и собственные офисы. «Свободный» писатель может работать в команде с таким же свободным художником и снабжать друг друга работой, Они могут предлагать свои творческие рекомендации клиенту вместе, но остаются независимыми.
5) виртуальные агентства
Недавно возник некий феномен агентства, работающего подобно группе лиц свободных профессий. Тенденция появления виртуальных агентств видится также и в том, что теряется понятие привычного офиса. Главный управляющий делами Chiat/Day, базирующейся в Лос-Анджелесе, Аделаида Хортон говорит, что в любой момент от одной трети до половины офисов любого агентства пустуют, поскольку люди выехали по вызову клиентов или находятся на каких-то встречах. Зачем платить за пустующее пространство? Chiat/Dayвыдвинула концепцию, названную «рабочим местом команды», или виртуальным офисом, В подобном Chiat/Dayвиртуальном агентстве сотрудники не имеют постоянных офисов — они работают дома, в автомобилях или в офисах своих клиентов. Современные технологии обеспечивают членов такой команды всем необходимым для работы вне офиса. Их совещания организуются по принципу видеоконференций или посредством обмена электронной почтой. Когда членам команды необходимо собраться в офисе, они могут занять любое свободное помещение и включить компьютер. Компактные многофункциональные стойки с необходимыми для работы вещами можно привезти на текущее рабочее место. В рамках концепции пространство, разделенное на части, заменяется свободным пространством с помещением для сотрудников, компьютеров, факсов, телефонов и всего того, что члены команды приносят с собой.
Рассмотрим рейтинг российских рекламных агентств. Газета «Коммерсантъ» и журнал «Индустрия рекламы» составили рейтинг 30 крупнейших российских рекламных агентств за 2003 год (ранжированы по биллингам, $ млн). Рейтинг был опубликован 12 октября 2004 года в «Коммерсанте» и в № 20 «Индустрии рекламы» и представлен и таблице 3.
Для составления рейтинга рекламных агентств использовались следующие данные:
- расходы рекламодателей в 2003 году на ТВ, в печатных СМИ и в наружной рекламе (источники – TNS Gallup AdFact, «ЭСПАР-Аналитик»);
- объем рынка рекламы в 2003 году (источник – АКАР);
- данные о закупках рекламы на ТВ медиа агентствами в 2003 году (источник – Информационно-аналитический центр ГК «Видео Интернешнл», «НТВ-Медиа»);
- данные о закупках рекламы в печатных СМИ медиа агентствами в 2003 году (источник – ИД «Коммерсантъ», ИД «Семь дней»);
- данные о закупках наружной рекламы медиаагентствами в 2003 году (источник – News Outdoor Russia, «В. Е. Р.А. & Олимп»);
-данные о медийных подрядчиках крупнейших рекламодателей, источник – AdMarket.ru.
Если говорить о положении отдельных РА и рекламных групп на вершине национального рекламного рынка, о занимаемой ими доле рынка, то на настоящий момент, точнее всего это можно оценить по данным распределения телевизионных рекламных бюджетов. Лидерский пул стабилен, и в нем лидирует группа "Видео Интернешнл". Уже несколько лет происходит концентрация бюджетов и укрепление ведущих медиа-рекламных холдингов. На рекламном рынке очень высокая концентрация рекламных бюджетов у лидеров рынка. На фоне роста рынка телерекламы доля, которую занимают на российском рынке крупнейшие медийные группы, также увеличивается. Три лидера рынка - группа "Видео Интернейшл», ADV и Starcom/MediaVest контролируют около 50% всех телебюджетов. По оценкам "Видео Интернешнл",21 агентство, часть из которых объединена в рекламные группы, в первом полугодии 2005 г. контролировало 91,7% телевизионного рекламного рынка. Российские РА находят оригинальные решения в области рекламных услуг. Так, например РА полного цикла «Меркатор» к мультипликационному клипу на песню Аниты Цой «Погода – это мы» - разработала оригинальное решение в области корпоративных имиджевых презентаций. Анита Цой написала песню специально к десятилетию телекомпании Метео-ТВ. Через некоторое время РА «Меркатор» сделали к этой песне забавный мульт-клип. В клипе (в виде мульт-образа) «снялась» и сама Анита, а так же «приняли участие» известные ведущие прогнозов погоды. Так же РА «Меркатор» был подготовлен информационно-справочный киоск для ЦИК России. Во время проведения выборов в здании ЦИК были расставлены информационные киоски. Любой желающий мог просмотреть трехмерную схему самого здания, получить статистические данные по предыдущим выборам в ГосДуму 1995, 1999 года и выборам Президента РФ 1996, 2000 года, посмотреть электоральные паспорта субъектов России. В режиме «он-лайн» в киоски выводились данные хода голосования и предварительные результаты текущих выборов. Система отображения данных в информационных киосках оказалась весьма популярна. Ею активно пользовались и журналисты, и наблюдатели, и кандидаты в депутаты. Нередко можно было видеть журналистов, дежуривших у киосков перед очередным обновлением информации. Полезной оказалась и трехмерая модель-схема здания ЦИК — она многим помогла сориентироваться и найти зал заседаний, телестудии, места для курения, буфеты, лифты или медпункт. Интерфейс и наполнение информационных киосков были разработаны веб-студией группы «Меркатор» специально для отображения Выборов 2003 по заказу Центральной Избирательной Комиссии России. Для интерфейса использованы собственные программные разработки студии. Программа просмотра данных создана и оптимизирована специально для работы на компьютерах с системой «TouchPadScreen». Система навигации напоминает обычный интернет-броузер с минимумом укрупненных кнопок. Это позволяет даже неподготовленному пользователю быстро находить требуемую информацию. Еще одним интересным событием от РА «Меркатор» стало создание корпоративного фильма о телекоммуникационных услугах МГТС. Как рассказать о телекоммуникационных услугах легко и интересно? Да очень просто. Представим себе, что ими пользуется сказочная мутипликацонная семья — и покажем это. Такова базовая идея нового фильма МГТС. Герои фильма — Михаил Потапович, его супруга и их сынишка — пользуются различными услугами МГТС в различных ситуациях. Серьезный по содержанию и развлекательный по форме — именно таким и должен быть корпоративный фильм. Сценки из жизни медведей разбавляет общая информация, представленная в нашем фирменном стиле — съемки с использованием спецэффектов. Фильм дебютировал на выставке «Связь-Экспокомм-2006» 10 мая 2006 года (см. электронное Приложение 1).
Что касается самих РА, то все больше начинают появляться специализированные РА: Human Media – продажа времени на нишевых телевизионных каналах, «STOP – Промо» - агентство по промо-акциям, а так же появляются новые должности, такие, как музыкальный продюсер в РА BBDO Moscow. Теперь об этом подробнее.
В конце 2006 года на рынке телевизионной рекламы появился новый игрок - рекламное агентство Human Media. Его специализацией стала продажа рекламного времени на нишевых телевизионных каналах. В настоящее время Human Media является эксклюзивным продавцом рекламного времени на таких каналах, как "Авто +" (информационно-познавательный канал для автолюбителей), "Боец" (канал о боевых искусствах и единоборствах), "Индия ТВ" (кинофильмы и телепрограммы Индии), "Комедия ТВ" (развлекательный канал отечественных и зарубежных комедий), "Ля минор" (авторская музыка, русский шансон), "365 Дней" (исторический телеканал, документальное кино), "Русская Ночь" (первый круглосуточный эротический канал), "Много ТВ" (канал хороших телесериалов). Все эти каналы транслируются на платформе "НТВ-ПЛЮС" и кабельными сетями России, стран СНГ и Балтии. Суммарная зрительская аудитория каналов оценивается в миллионы качественных телезрителей. В Human Media считают, что за нишевыми телеканалами будущее. Как показывает мировая практика, нишевые каналы позволяют точнее сегментировать аудиторию, а значит, проводить более эффективные рекламные кампании, создавать актуальный для зрителей контент, более естественно интегрируя в него информацию о тех или иных брэндах.
Группа компаний "S'TOP - PR, реклама, консалтинг", работающая в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с 1993 г., информирует, что с 12 марта 2007 года в группе компаний появляется новое агентство - «S'TOP – Промо». Промо-акциями агентства группа компаний занимается с 1997 года, до сегодняшнего момента организацией подобных акций занималось Коммуникационное агентство "S'TOP - PR, реклама, консалтинг". За последние 2 года агентство провело около 250 промо-акций, заказчиками которых были международные и российские брэнды. Выделение «S'TOP – Промо» в отдельную структуру связано с тем, что схемы работы в области PR и Events существенно отличаются от работы в области организации акций промоушн. Таким образом, появляются две специализированных структуры, что скажется положительным образом на качестве и скорости оказываемых услуг.
С этого года в BBDO Moscow, в отделе производства, введена новая должность – музыкальный продюсер. Это первый случай в российской практике, когда в агентство для работы над музыкой приглашаются специальные люди. Первоочередная задача музыкального продюсера заключается в построении системы приобретения агентством прав интеллектуальной собственности у правообладателя и усилении контроля над сложной процедурой согласования передачи всех прав. В круг его обязанностей также входит поиск и выбор интересного, необычного музыкального сопровождения к рекламным роликам. Новая позиция введена с целью повышения качества и профессионализма в работе с музыкой и желанием обезопасить как агентство, так и клиентов от исков, связанных с нарушением закона об авторском праве. Также в BBDO Moscow надеются, что появление музыкальных продюсеров в рекламных агентствах поможет сделать более цивилизованным рынок рекламных треков и работу с музыкальными подрядчиками. Для этого в BBDO Moscow приглашены сразу два опытных музыкальных продюсера: Дмитрий Рубежов и Игорь Медведев.
Таким образом,российский рекламный рынок все теснее интегрируется с мировым, у него большие перспективы развития, связанные с увеличением бюджетов иностранных и местных рекламодателей и с ростом уровня жизни населения страны. Продолжается укрупнение рекламных групп с увеличивающейся специализацией агентств внутри них.Холдинги растут, увеличивая свои обороты, количество сотрудников, охватывают все новые направления деятельности. При этом каждая часть холдинга занимается одним узким направлением, становясь все более профессиональной.
Лекция 2: