Сущность понятия «рекламный бюджет». Расчет рекламного бюджета в зависимости от оборота.

Расчет рекламного бюджета в зависимости от объемов рекламных бюджетов фирм-конкурентов.

Расчет рекламного бюджета по остаточным средствам.

Расчет рекламного бюджета исходя из критерия оптимальности затрат на рекламу.

17. Основные методики оценки деятельности рекламных агентств.

18. Оценка эффективности работы рекламных агентств по организации и проведению промо.

19. Обзор рекламных агентств г. Брянска.

20. Оценка деятельности рекламных агентств в регионе (на примере Брянской области).

21. Особенности создания рекламного агентства в регионе (на примере г. Брянска).

22. Особенности продвижения рекламного агентства в регионе (на примере Брянской области).

23. Сущность и предпосылки аутсорсинга. Что такое «аудит в рекламе»?

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

7.1. Рекомендуемая литература:

Основная:

Авер, Бернс. Современная реклама - М.: "Довгань", 1995 – 957с.

Айзенберг М. Менеджмент рекламы. - М.: ТОО ”ИнтелТех”, 1993

Батра Р., Майерс Д.Д., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. 5-е изд. - М.: СПб., 1999.

Валовая М.Д. 13 бесед о рекламе. - М.: Нива ХХI век, 1994

Викентьев И.Л. Приемы рекламы. - С-Пб.; Триз-шанс, 1995

Гермогенова Л. Эффективная реклама в России. - Москва 1994

Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология, - Москва 1998

Дейян А. Реклама. - М.: "Прогресс", 1993

Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. – Минск, 1996

Дёмина И.Н. Теоретические основы рекламного дела. Учеб. пособие. – Иркутск: Иркут. Ун-т, 1996.

Джугенхаймер Д.У. Основы рекламного дела. - Самара, 1996

Дихтль Е. Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие. - М., Высшая школа, 1995

Дымшиц М. Кто есть медиаплэннер? – Рекламист, 1996.- №3, с.24

Картер Г. Эффективная реклама - М., Прогресс, 1991

Котлер Ф. Маркетинг. - М.: "Прогресс", 1998

Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. С англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998.

Король А.Н. Организация и планирование рекламы: Учебное пособие. - Хабаровск: ХГАЭП, 1998

Книга доходов и расходов ООО “ГрАни” за 2004 г.

Крылов В.И. Теория и практика рекламы в России. - М.: Центр, 1996

Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. - Таллин, 1993

Маркетинг: учебное пособие, под ред. Уткина З.А. - М.: ЭКСМОС, 1998

Маркетинг: учебник для ВУЗов., под ред. Романова А.И. - М.: "Банки и биржи", ЮНИТИ, 1999.

"Маркетинг" / Под ред. Романова А.Н. - Москва 1996

Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. - М.: Компания “Евразийский регион”, 1998

“Найти свой путь в рекламном деле”, перевод с англ. Кукушкиной В.А. - М.: "Ай Кью", 1999.

Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2000.

Петрик К. Это сколько же нужно знать медиапланировщику? Рекламист.- 1996.- №1, с.16-17.

Реклама: экономика, политика, искусство. - М.: ГПНТ, 1997

Рожков И.Я. Реклама: планка для профи. - М.: Юрайт, 1997

Рожков И.Я. Международное рекламное дело. - М.: "Банки и биржи", ЮНИТИ, 1994

Райс Э, Траут Д. Маркетинговые войны - СПб.: Питер, 2001

Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю.. Маркетинг - М.: "Банки и биржи", 1999

“Считанные минуты”, статья А. Мироновой, журнал “Индустрия Рекламы”, №24, 2004

Сэндидж Ч. Реклама: теория и практика. - М.: "Прогресс", 1998

Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика, - Петрозаводск: "Фониум", 1994 –308с.

Эванс Н, Джоэль Р. Маркетинг - М.: "Экономика", 1993

Эванс Н. Маркетинг. - М.: "Прогресс", 1996

КУРС ЛЕКЦИЙ

Сущность понятия «рекламный бюджет». Расчет рекламного бюджета в зависимости от оборота. - student2.ru

Лекция 1:

Рекламное агентство: понятие и его типы

План:

1. Основное значение понятия «рекламное агентство».

2. Классификация рекламных агентств.

1.

Рекламное агентство является посредником между специалистами, создающими рекламное обращение (художниками, текстовиками, производителями, исследователями, планировщиками, администраторами). Все рекламные агентства выполняют одинаковые функции:

- планирование;

- подготовка;

- создание;

- размещение рекламы.

Основное отличие заключается в объемах предоставляемых услуг.

Рекламное агентство – независимая организация, состоящая из творческих работников и коммерсантов, которые разрабатывают, готовят и размещают в СМИ рекламу для заказчиков, стремящихся найти покупателей для своих товаров или услуг.

2.

Классификация рекламных агентств:

[1]Диапазон рекламных агентств весьма широк: от небольших ателье до гигантов с тысячами сотрудников. В США в любом крупном секторе рынка работают десятки рекламных агентств. Первые 20 агентств США и мира представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Первые 20 агентств США и мира

(агентства США, ранжированные по валовому доходу)

Ранг     Валовой доход,$ Торговый оборот,$
2005г. 2006г. Агентство Штаб-квартира 2006г. Изм.,% 2006г.
Leo Burnett Co. Чикаго 370,6 15,1 2 484,8
J. Walter Thompson Co. Нью-Йорк 347,0 9,3 2 419,9
о Grey Advertising Нью-Йорк 326:7 7,3 2 178,9
DDB Needham Worldwide Нью-Йорк 284,7 9,2 2 546,0
McCann-Ericksan Worldwide Нью-Йорк 279,6 9,2 1 865,0
Saatchi & Saatchi Advertising Нью-Йорк 275,5 14,1 2 204,1
BBDO Worldwide Нью-Йорк 259,5 5,5 2 621,8
Foote, Cone & Balding Communications Чикаго 244,2 2,9 2 827,0
Ogilvy & Mather Worldwide Нью-Йорк 209,5 20,6 2 091,7
Young & Rubicam Нью-Йорк 205,8 9,1 2 142,6
Bozell Worldwide Нью-Йорк 200,3 25,6 1 585,0
D'Arcy Masius Benton & Bowels Нью-Йорк 191,4 -5,5 1 960,4
Bates Worldwide Нью-Йорк 152,1 -2,5 1 217,1
TMP Worldwide Нью-Йорк 137,4 16,7 915,9
TBWA Chiat/Day Нью-Йорк 130,7 0,1 1 046,5
Ammirati Pun's Lintas Нью-Йорк 113,8 0,1 870,0
Gage Marketing Group Миннеаполис 108,5 13,4 723,8
Wunderman Cato Johnson Нью-Йорк 101,0 25,8 842,6
N.W.Ayer & Partners Нью-Йорк 94,1 -4,8 851,9
Wells Rich Greene BDDP Нью-Йорк 89,2 -3,9 850,3

Цифры даны в $ млн. Данные не учитывают дочерние агентства в США, включена ассо­циируемая с агентством деятельность в международных сетях.

Кроме этих местных агентств существуют также их крупные общенациональ­ные и международные сети. В любом крупном секторе рынка есть местные агентства, ассоциированные с какой-либо большой группой вроде BBDO, Bates, Young & Rubicam, Ogilvy & Matherили DDBNeedkam.Например, агентствоWalter Thompsonимеет 218 офисов по всему миру. Есть также группы независимых агентств, такие как Международные объединенные рекламные агентства(AAAI). Эта группа представляет собой ассоциацию со всемирной штаб-квартирой в Денвере; на большинстве основных секторов рынка есть агентства, входящие в эту ассоциацию. Независимые агентства ассоциируют­ся, чтобы конкурировать с большими сетями агентств.

Общая картина еще более усложняется существованием таких холдинговых компаний, как Interpublic,WPPи Omnicom,владеющих несколькими сетями агентств. Например, Omnicom владеет рекламными конгломератами BBDO и DDB Needham, а также более мелкими агентствами Goodby, Silverstein and Partnersи Diversified Services (DAS), сетью так называемых агентства марке­тинговых коммуникаций,предназначенной для оказания услуг в таких сферах маркетинговой коммуникации, как связи с общественностью, стимулирование сбы­та, прямой маркетинг и проведение мероприятий.

В более мелких секторах рынка небольшие агентства предлагают спектр спе­циализированных услуг. Например, Lewis Advertisingв Мобиле, штат Алабама, имеет собственный отдел связи с общественностью, дополнительное производ­ственное подразделение и отдел, занимающийся рекламой больничного оборудо­вания и медицинских средств. Агентство Hood, Light & Geiseв Харисбурге, Пенсильвания, имеющее суммарный счет менее $ 5 млн, располагает тремя отде­лами: рекламным, связей с общественностью и управления ассоциаций. Marke­ting Resources of Americaвблизи Канзас-Сити концентрирует внимание на стра­тегическом маркетинге для клиентов, а затем набирает команды профессионалов, необходимых конкретным заказчикам; агентство, в основном, занимается рекла­мой, но может заниматься продвижением товара в торговой точке и обучением дилеров. На более крупных секторах рынка местные независимые агентства обычно специализируются либо на создании рекламы или дополнительных мате­риалов (брошюры, отчеты, информационные бюллетени), либо на конкретных секторах рынка, например здравоохранение, сельское хозяйство или предметы роскоши.

Формы организации, услуги и типы агентств постоянно изменяются. Границы услуг определяются рамками дохода агентства, но могут расширяться до любых пределов в зависимости от согласованной с клиентом оплаты. Представим, полную классификацию типов рекламных агентств.

1) Агентство полного цикла-агент­ство, которое обеспечивает маркетин­говые усилия клиента и выполняет следующие функции: исследование, управление счетом, разработка творческих концепций, закупка рекламных пло­щадей, производство рекламных мате­риалов.

В рекламном бизнесе агентство полного цикла — это организация, выпол­няющая четыре основные функции: управление счетом, творческие услуги, планирование и приобретение площади и времени в СМИ плюс исследования, Рекламное агентство полного обслу­живания обычно имеет собственную службу по ведению счета клиента (account), отдел движения, выполняю­щий всю работу по внутреннему отслеживанию реализации проектов, подразделе­ния для разработки широковещательной и печатной продукции (обычно организу­емые внутри творческого подразделения) и отдел кадров.

Как правило, соглашение между агентством полного цикла и клиентом опреде­ляет, что агентство за комиссионные или согласованный гонорар выполняет ана­лиз данных рынка, предлагает стратегию, готовит рекомендации, выполняет рекла­му, размещает ее в заранее согласованных СМИ, проверяет рекламу на соответствие требованиям заказчика, выставляет счет-фактуру клиенту в рамках утвержденного бюджета, получает денежные средства клиента на свои счета и оплачивает услуги СМИ и поставщиков.

Обычно агентство принимает на себя функции, не включенные в базовое согла­шение и не оплачиваемые отдельно: работа по связям с общественностью, исследо­вательские проекты, прямой маркетинг, маркетинг мероприятий и продвижение про­даж. В России агентства полного цикла такие как: «Приор», «Максима», Immedia Holding, Art-com, BBDO Moscow, представляют следующие виды рекламных услуг:

- маркетинговые исследования (полевые и кабинетные);

- выработка маркетинговой стратегии (профили постоянных и потенциальных покупателей, позиционирование, маркетинговое предложение);

- выработка рекламной стратегии (определение целевой группы воздействия, выбор средств рекламы, разработка коммуникационной стратегии, составление рекламного обращения);

- медиапланирование (выбор средств и носителей рекламных сообщений);

- творческие разработки, соответствующие концепции рекламной стратегии, а также креатив для специальных акций;

- создание и подготовка рекламных материалов;

- размещение рекламных сообщений в средствах массовой информации, в том числе Интернет;

- производство полиграфической, сувенирной продукции, наружной рекламы;

- проведение promo и специальных акций;

- PR-поддержка рекламных кампаний;

- анализ эффективности рекламных кампаний.

Некоторые агентства предлагают такие услуги через свои подразделения или дочерние предприятия, предоставляющие специфические услуги; клиенты могут так­же использовать другие специализированные агентства.

2)Специализированные агентства.Подход многих агентств отличается от традиционного подхода агентства пол­ного цикла. Эти агентства специализируются либо в определенных функциях (например, творческих или по закупке площади и времени в СМИ), на опреде­ленных аудиториях (например, национальных меньшинствах или молодежи) или в определенных отраслях (например, здравоохранение, компьютеры, сельское хозяйство или бизнес-коммуникация). Существуют специализированные агент­ства в разных областях маркетинга, таких как прямой маркетинг, стимулирова­ние сбыта, связи с общественностью, маркетинг через общественные и спортив­ные мероприятия, дизайн упаковки, дизайн корпоративной символики и т. п. Кроме того, находят себе применение и агентства, представляющие всего одного клиента, например Focusв Далласе, обслуживающее только GTE,и, несомненно, существуют агентства в фирмах рекламодателей, действующие на собственный страх и риск. Агентства, именуемые бизнес-агентствами, специализируются в торговой коммуникации. Их клиенты продают другим изготовителям или поставщикам услуг, а не потребителям. Наряду с бизнес-рекламой такие агентства занимаются продвижением торговли, торговыми выставками и презентациями. Посколь­ку маркетингу бизнеса, апеллирующего к другому бизнесу, свойственно исполь­зование многих средств коммуникации, подобные агентства часто являются агентствами интегрированных маркетинговых коммуникаций. В России специализированными РА являются такие как: «Аврора», «Вгик-Арт», «Родная речь», Ультима», East News, предоставляющие видео-фото услуги:

- креативные услуги;

- изготовление кино-видеопродукции;

- изготовление аудиопродукции.

Так же «Вершки и корешки», «Имидж-спички», «Регистратура.РУ», Cinema International:

- сувенирная продукция;

- реклама в кинотеатрах;

- нестандартные виды рекламы.

«Реклама – Качество», «Реквямика» - услуги в области наружной рекламы. «Адверти», «Олпринт», «Репортер» - услуги в области сувенирной продукции. «Волекс» (одно из крупнейших Интернет-агентств Санкт-Питербурга), представляет следующие виды услуг рекламы:

- создание сайтов и полное их сопровождение;

- разработка мультимедиа презентаций и тиражирование CD и DVD дисков;

- медиапланирование;

- проведение масштабных рекламных компаний в Интернете.

Рассмотрим некоторые типы специализированных рекламных агентств.

А) Агентства, ориентированные на промышленность.

Есть множество агентств, работающих в определенной области или в таких отраслях, как сельское хозяйство, медицина и фармакология, здравоохранение или компьютеры. Эти агентства работают с множеством клиентов из определенной отрасли, поэтому способны использовать в обслуживании клиентов свой специ­альный опыт.

Для лучшего понимания рассмотрим агентство, сконцентрированное на рекла­ме для фармацевтических компаний, таких как Abbott, Merck, Pfizer, Hoffman-LaRockeи Upjohn.Медицинским агентствам необходимо иметь в штате сотруд­ников со знанием химии и фармакологии, а также разбирающихся в практической медицине и законах, касающихся рекламы в области здравоохранения. Такие организации часто нанимают или приглашают в качестве консультантов людей, обладающих высокими научными степенями. Агентства этого типа обычно вы­полняют большую часть функций агентства полного сервиса, но сосредоточи­ваются в области медицины. Фармацевтические агентства часто планируют и проводят семинары, симпозиумы; координируют написание и публикацию специ­альных статей. Такие агентства могут быть малыми, как Durot, Donakoe & Purohitв Роузмонте, Иллинойс, где всего 12 работников, либо крупными, как нью-йоркские КаШг Phillips Ross, Sudler & Hennesseyи Medicus Intercom(бо­лее 100 человек).

Медицинские агентства растут гораздо быстрее, чем рекламная индустрия в целом, поскольку лекарства, отпускавшиеся по рецептам, уже давно продают сво­бодно, что составляет часть усилий правительства по снижению затрат на здраво­охранение. Многие агентства полного сервиса и холдинговые компании в ответ на эти усилия приобрели агентства медицинской направленности. Восемь из деся­ти первых медицинских рекламных агентств принадлежат организациям, обеспе­чивающим полный комплекс рекламных услуг. Управляемая конкуренция и коо­перативы по закупке лекарств, вероятно, сократят рынок для рекламных медицинских агентств.

Б) Агентства национальных меньшинств.

Число агентств, нацеленных на какую-то этническую группу, или агентств национальных меньшинств, заметно увеличилось в 1980-е гг., когда работающие на этом рынке компании стали осознавать, что афро- и испаноамериканцы, два самых крупных национальных меньшинства США, отличаются по своим приори­тетам и покупательским стереотипам от рынка в целом. Эти агентства во многом похожи на агентства полного сервиса, но располагают специалистами по рынку национальных меньшинств и общению с соответствующей аудиторией.

Burrell Advertisingв Чикаго — это одно из крупнейших и процветающих афроамериканских агентств. Основатель агентства Том Баррелл работал ранее в нескольких агентствах на рынке, Имея более сотни сотрудников, Burrell Advertisingпредставляет таких клиентов, как Brown-Forman Beverage Co., Ford Motor Company, McDonald's, Polaroid, Procter & Gamble, Coca-Cola, Stroh's Brewery и Sony Corporation.

Conill Advertising, основанная в 1968 г., является представителем испано-язычных агентств. Conill обслуживает счета национального масштаба и уп­равляется людьми, относящимися к национальному меньшинству. Это нью-йорк­ское агентство сейчас принадлежит Saatchi & Saatchiи имеет 45 служащих. В число клиентов агентства входят Helene Curtis, Procter & Gamble и Toyota.

Согласно переписи населения 1990 г., в США на иностранных языках гово­рят более чем в 24 млн. семей. Из них на испанском говорят 71 % или 17,3 млн. семей; следом идут немецкий — 1,5 млн., итальянский — 1,3 млн..и китайский — 1,2 млн.

Ориентация на национальные меньшинства порождает проблемы. Афроамериканские общественные группы в Нью-Йорке и Чикаго пытались убрать щиты с рекламой алкоголя и сигарет из своих районов. Компания R. J. Reynoldsпод давлением общественности, после критики со стороны Луиса Салливана, секретаря департамента здравоохранения, прекратила тестирование сигарет Uptown. Эта мар­ка была ориентирована на афроамериканцев. В 1990 г. PUSH бойкотировала обувь Nike, когда этой афроамериканской организации показалось, что Nikeобра­щается в основном к афроамериканцам, но возвращает им мало доходов (Nikeшироко использовала в рекламе афроамериканских атлетов, но не использовала афроамериканские агентства). После этого началось сотрудничество Nikeс таким агентством.

В) Творческие мастерские.

Творческие мастерские — это небольшие агентства, сосредоточенные на твор­ческих решениях рекламы клиентов (creative).Творческая мастерская имеет в штате одного или нескольких писателей и художников. Такая организация может подготовить рекламу для печатных средств массовой информации, наружную рек­ламу, рекламу для радио и телевидения. В ней нет штатных должностей по взаи­модействию с СМИ, исследованиям, стратегическому планированию или составле­нию годовых планов. Творческие мастерские обычно нанимаются клиентами, но иногда их приглашают к сотрудничеству и агентства. Творческие мастерские не столь долговечны, как рекламные агентства полно­го сервиса. С уходом ключевой фигуры мастерская может прекратить суще­ствование. С другой стороны, некоторые успешно работающие мастерские пре­вращаются в агентства полного сервиса. Нью-йоркское агентство Grace and Rothchildначиналось с творческих услуг; сейчас его счет превосходит $75 млн. В России креативные РА, такие как

E-generator, представляют следующие виды рекламных услуг:

- разработка рекламных идей, названий, слоганов, сценариев;

- создание уникального наполнения для веб-рессурсов и печатных изданий;

- разработка дизайна логотипов, флеш-открыток, баннеров, карикатур, комиксов;

- тестирование Интернет-услуг;

- исследования.

Г) медиа-баинговые рекламные агентства.

Данная категория рекламных агентств занимается закупкой рекламного эфира на телевидении. Оптовые закупка предполагают, значительные скидки для покупателей Они составляют около 40%.

Д) медиа-селлинговые рекламные агентства

Они представляют собой структуры, которые по поручению или от имени телеканалов продают рекламные пространства. Медиа-селлинговые агентства делятся на следующие виды:

а) Осуществление продажи с помощью собственных служб;

б) Продажи осуществляются внешними рекламными службами;

в) Продажи осуществляются по комбинированной схеме;

г) Телеканалы;

д) Рекламные отделы фирм рекламодателя.

В России закупкой рекламного эфира на телевидение занимаются РА Starcom Russia; Мега Медиа; Media Vest; Видео Ин­тернешнл; APR Media Services.

3)Агентства внутри фирм.

Агентства внутри фирм — это рекламные агентства, находящиеся в собствен­ности или под управлением компаний, занимающихся рекламной деятельностью. Например, крупный розничный торговец вроде Macy's может иметь в фирме рекламный отдел или агентство, поскольку его ежедневный рекламный бюджет может быть больше, чем у многих сторонних рекламных агентств. Агентства в фирмах организованы подобно независимым агентствам, но могут иметь разную форму. Директор по рекламе обычно является и главным управляющим такого агентства. Под началом этого директора находятся менеджеры счетов, ответ­ственные за отдельные товарные марки и группы бизнеса. По мере надобности внутрифирменные агентства включают в свой штат составителей рекламных текстов и художников, персонал для контроля продвижения, специалистов по СМИ, функции каждого из которых будут рассмотрены в этой главе ниже. Если компания имеет исследовательское подразделение, соответствующие спе­циальности, вероятнее всего, не будут дублироваться в таком рекламном подраз­делении. Агентство внутри фирмы может вести и собственные счета, проводить выплаты и взимать плату, но в большинстве случаев для выполнения этих функций используется центральная бухгалтерия компании. С какой целью при­бегают к использованию внутрифирменных агентств? Для этого есть веские причины:

• экономия.В объеме работ, которые рекламное агентство выполняет, дубли­руя возможности специалистов из штата клиента или привлекаемых им на временной основе, агентство внутри фирмы может отказаться от соответ­ствующих издержек. Вероятно, наиболее привлекательная причина кроется в том, что любое агентство изыскивает возможность заработать на бизнесе клиента, следовательно, выполнение работы в самой фирме всегда дает эко­номию. Однако неудачи в практической реализации этой сэкономленной при­были побуждали многих вновь обращаться к сторонним агентствам.

• специализация.Клиенты высокотехнологических направлений бизнеса час­то сталкиваются с проблемой: рекламные тексты, полученные от сторонних агентств, не корректны. Клиенты видят, как овладевшего специализацией автора повышают или переводят «на другой счет» (обслуживание другого клиента). Лучше всего иметь такого специалиста в штате собственного аген­тства внутри фирмы. Недостатком подобного решения является то, что ав­тор может «перегореть», работая в одной области на однообразной работе.

•приоритеты в обслуживании. Само собойразумеется, что агентство внут­ри фирмы работает только на клиента, и в любой момент доступно для проектов с высоким приоритетом. Здесь не бывает конфликтов с другими клиентами ни в использовании ключевого персонала, ни в отношении време­ни, уделяемого работе руководством.

• минимальный штат. Внутрифирменное агентство набирает штат по миниму­му и дополнительно привлекает людей, чтобы справиться с пиковыми нагруз­ками. Такие люди не всегда свободны и, кроме того, могут не обладать необхо­димыми знаниями. Управление сторонними профессионалами является, однако, функцией, органически присущей внутрифирменному агентству, а проблемы могут быть разрешены при хорошем планировании. Как отмечалось в преды­дущем разделе, когда возникают проблемы, некоторые клиенты снова пригла­шают рекламные агентства, сглаживая таким образом пики и спады нагрузки на собственные агентства.

4) люди свободных профессий

Человек свободной профессии — это творческая личность, чья работа отли­чается от работы творческой мастерской, главным образом, системой трудоуст­ройства и объемом предоставляемых услуг. Такие личности самостоятельно участвуют в бизнесе; у них множество клиентов-агентств, и обычно они редко работают на одного клиента. Многие из этих людей работают дома, хотя у некоторых есть и собственные офисы. «Свободный» писатель может работать в команде с таким же свободным художником и снабжать друг друга работой, Они могут предлагать свои творческие рекомендации клиенту вместе, но оста­ются независимыми.

5) виртуальные агентства

Недавно возник некий феномен агентства, работающего подобно группе лиц свободных профессий. Тенденция появления виртуальных агентств видится так­же и в том, что теряется понятие привычного офиса. Главный управляющий делами Chiat/Day, базирующейся в Лос-Анджелесе, Аделаида Хортон говорит, что в любой момент от одной трети до половины офисов любого агентства пустуют, поскольку люди выехали по вызову клиентов или находятся на каких-то встречах. Зачем платить за пустующее пространство? Chiat/Dayвыдвину­ла концепцию, названную «рабочим местом команды», или виртуальным офисом, В подобном Chiat/Dayвиртуальном агентстве сотрудники не имеют постоянных офисов — они работают дома, в автомобилях или в офисах своих клиентов. Со­временные технологии обеспечивают членов такой команды всем необходимым для работы вне офиса. Их совещания организуются по принципу видеоконферен­ций или посредством обмена электронной почтой. Когда членам команды необхо­димо собраться в офисе, они могут занять любое свободное помещение и включить компьютер. Компактные многофункциональные стойки с необходимыми для ра­боты вещами можно привезти на текущее рабочее место. В рамках концепции пространство, разделенное на части, заменяется свободным пространством с поме­щением для сотрудников, компьютеров, факсов, телефонов и всего того, что члены команды приносят с собой.

Рассмотрим рейтинг российских рекламных агентств. Газета «Коммерсантъ» и журнал «Индустрия рекламы» составили рейтинг 30 крупнейших российских рекламных агентств за 2003 год (ранжированы по биллингам, $ млн). Рейтинг был опубликован 12 октября 2004 года в «Коммерсанте» и в № 20 «Индустрии рекламы» и представлен и таблице 3.

Для составления рейтинга рекламных агентств использовались следующие данные:

- расходы рекламодателей в 2003 году на ТВ, в печатных СМИ и в наружной рекламе (источники – TNS Gallup AdFact, «ЭСПАР-Аналитик»);

- объем рынка рекламы в 2003 году (источник – АКАР);

- данные о закупках рекламы на ТВ медиа агентствами в 2003 году (источник – Информационно-аналитический центр ГК «Видео Интернешнл», «НТВ-Медиа»);

- данные о закупках рекламы в печатных СМИ медиа агентствами в 2003 году (источник – ИД «Коммерсантъ», ИД «Семь дней»);

- данные о закупках наружной рекламы медиаагентствами в 2003 году (источник – News Outdoor Russia, «В. Е. Р.А. & Олимп»);

-данные о медийных подрядчиках крупнейших рекламодателей, источник – AdMarket.ru.

Если говорить о положении отдельных РА и рекламных групп на вершине национального рекламного рынка, о занимаемой ими доле рынка, то на настоящий момент, точнее всего это можно оценить по данным распределения телевизионных рекламных бюджетов. Лидерский пул стабилен, и в нем лидирует группа "Видео Интернешнл". Уже несколько лет происходит концентрация бюджетов и укрепление ведущих медиа-рекламных холдингов. На рекламном рынке очень высокая концентрация рекламных бюджетов у лидеров рынка. На фоне роста рынка телерекламы доля, которую занимают на российском рынке крупнейшие медийные группы, также увеличивается. Три лидера рынка - группа "Видео Интернейшл», ADV и Starcom/MediaVest контролируют около 50% всех телебюджетов. По оценкам "Видео Интернешнл",21 агентство, часть из которых объединена в рек­ламные группы, в первом полуго­дии 2005 г. контролировало 91,7% телевизионного рекламного рынка. Российские РА находят оригинальные решения в области рекламных услуг. Так, например РА полного цикла «Меркатор» к мультипликационному клипу на песню Аниты Цой «Погода – это мы» - разработала оригинальное решение в области корпоративных имиджевых презентаций. Анита Цой написала песню специально к десятилетию телекомпании Метео-ТВ. Через некоторое время РА «Меркатор» сделали к этой песне забавный мульт-клип. В клипе (в виде мульт-образа) «снялась» и сама Анита, а так же «приняли участие» известные ведущие прогнозов погоды. Так же РА «Меркатор» был подготовлен информационно-справочный киоск для ЦИК России. Во время проведения выборов в здании ЦИК были расставлены информационные киоски. Любой желающий мог просмотреть трехмерную схему самого здания, получить статистические данные по предыдущим выборам в ГосДуму 1995, 1999 года и выборам Президента РФ 1996, 2000 года, посмотреть электоральные паспорта субъектов России. В режиме «он-лайн» в киоски выводились данные хода голосования и предварительные результаты текущих выборов. Система отображения данных в информационных киосках оказалась весьма популярна. Ею активно пользовались и журналисты, и наблюдатели, и кандидаты в депутаты. Нередко можно было видеть журналистов, дежуривших у киосков перед очередным обновлением информации. Полезной оказалась и трехмерая модель-схема здания ЦИК — она многим помогла сориентироваться и найти зал заседаний, телестудии, места для курения, буфеты, лифты или медпункт. Интерфейс и наполнение информационных киосков были разработаны веб-студией группы «Меркатор» специально для отображения Выборов 2003 по заказу Центральной Избирательной Комиссии России. Для интерфейса использованы собственные программные разработки студии. Программа просмотра данных создана и оптимизирована специально для работы на компьютерах с системой «TouchPadScreen». Система навигации напоминает обычный интернет-броузер с минимумом укрупненных кнопок. Это позволяет даже неподготовленному пользователю быстро находить требуемую информацию. Еще одним интересным событием от РА «Меркатор» стало создание корпоративного фильма о телекоммуникационных услугах МГТС. Как рассказать о телекоммуникационных услугах легко и интересно? Да очень просто. Представим себе, что ими пользуется сказочная мутипликацонная семья — и покажем это. Такова базовая идея нового фильма МГТС. Герои фильма — Михаил Потапович, его супруга и их сынишка — пользуются различными услугами МГТС в различных ситуациях. Серьезный по содержанию и развлекательный по форме — именно таким и должен быть корпоративный фильм. Сценки из жизни медведей разбавляет общая информация, представленная в нашем фирменном стиле — съемки с использованием спецэффектов. Фильм дебютировал на выставке «Связь-Экспокомм-2006» 10 мая 2006 года (см. электронное Приложение 1).

Что касается самих РА, то все больше начинают появляться специализированные РА: Human Media – продажа времени на нишевых телевизионных каналах, «STOP – Промо» - агентство по промо-акциям, а так же появляются новые должности, такие, как музыкальный продюсер в РА BBDO Moscow. Теперь об этом подробнее.

В конце 2006 года на рынке телевизионной рекламы появился новый игрок - рекламное агентство Human Media. Его специализацией стала продажа рекламного времени на нишевых телевизионных каналах. В настоящее время Human Media является эксклюзивным продавцом рекламного времени на таких каналах, как "Авто +" (информационно-познавательный канал для автолюбителей), "Боец" (канал о боевых искусствах и единоборствах), "Индия ТВ" (кинофильмы и телепрограммы Индии), "Комедия ТВ" (развлекательный канал отечественных и зарубежных комедий), "Ля минор" (авторская музыка, русский шансон), "365 Дней" (исторический телеканал, документальное кино), "Русская Ночь" (первый круглосуточный эротический канал), "Много ТВ" (канал хороших телесериалов). Все эти каналы транслируются на платформе "НТВ-ПЛЮС" и кабельными сетями России, стран СНГ и Балтии. Суммарная зрительская аудитория каналов оценивается в миллионы качественных телезрителей. В Human Media считают, что за нишевыми телеканалами будущее. Как показывает мировая практика, нишевые каналы позволяют точнее сегментировать аудиторию, а значит, проводить более эффективные рекламные кампании, создавать актуальный для зрителей контент, более естественно интегрируя в него информацию о тех или иных брэндах.

Группа компаний "S'TOP - PR, реклама, консалтинг", работающая в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с 1993 г., информирует, что с 12 марта 2007 года в группе компаний появляется новое агентство - «S'TOP – Промо». Промо-акциями агентства группа компаний занимается с 1997 года, до сегодняшнего момента организацией подобных акций занималось Коммуникационное агентство "S'TOP - PR, реклама, консалтинг". За последние 2 года агентство провело около 250 промо-акций, заказчиками которых были международные и российские брэнды. Выделение «S'TOP – Промо» в отдельную структуру связано с тем, что схемы работы в области PR и Events существенно отличаются от работы в области организации акций промоушн. Таким образом, появляются две специализированных структуры, что скажется положительным образом на качестве и скорости оказываемых услуг.

С этого года в BBDO Moscow, в отделе производства, введена новая должность – музыкальный продюсер. Это первый случай в российской практике, когда в агентство для работы над музыкой приглашаются специальные люди. Первоочередная задача музыкального продюсера заключается в построении системы приобретения агентством прав интеллектуальной собственности у правообладателя и усилении контроля над сложной процедурой согласования передачи всех прав. В круг его обязанностей также входит поиск и выбор интересного, необычного музыкального сопровождения к рекламным роликам. Новая позиция введена с целью повышения качества и профессионализма в работе с музыкой и желанием обезопасить как агентство, так и клиентов от исков, связанных с нарушением закона об авторском праве. Также в BBDO Moscow надеются, что появление музыкальных продюсеров в рекламных агентствах поможет сделать более цивилизованным рынок рекламных треков и работу с музыкальными подрядчиками. Для этого в BBDO Moscow приглашены сразу два опытных музыкальных продюсера: Дмитрий Рубежов и Игорь Медведев.

Таким образом,российский рекламный рынок все теснее интегрируется с мировым, у него большие перспективы развития, связанные с увеличением бюдже­тов иностранных и местных рекла­модателей и с ростом уровня жиз­ни населения страны. Продолжается укрупнение рекламных групп с увеличиваю­щейся специализацией агентств внутри них.Холдинги растут, уве­личивая свои обороты, количест­во сотрудников, охватывают все новые направления деятельности. При этом каждая часть холдинга занимается одним узким направ­лением, становясь все более про­фессиональной.

Лекция 2:

Наши рекомендации