Маркетинговые решения на стадиях жизненного цикла товара
Создав новый товар, предприятие организует его производство и продажу. Но каждый товар живет на рынке определенное время. То есть товар, как человек имеет свою жизнь. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. В связи с эти вводится понятие жизненного цикла товара.
Жизненный цикл товара – время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке.
Жизненный цикл состоит из следующих стадий:
1) начало продаж (внедрение на рынок);
2) рост;
3) зрелость;
4) спад.
Жизненный цикл характеризуется колебаниями объема продаж и прибыли от его реализации.
На приведенном ниже рисунке показан жизненный цикл большинства товаров (типичный жизненный цикл).
Объем продаж
и прибыли
Объем продаж
Прибыль
Время
Разработка 1) Начало 2) Рост 3) Зрелость 4) Спад
продукта продаж
Потери/
Капвложения
В реальных условиях протяженность отдельных этапов и интенсивность перехода от одного этапа к другому имеют существенные различия в зависимости от специфики товара и рынка.
Отдельные этапы жизненного цикла товара выделяются для того, чтобы разработать и реализовать соответствующую стратегию маркетинга. Например:
1-й этап характеризуется: медленным ростом объема продаж; высоким уровнем цен; предприятие несет убытки или получает незначительную прибыль.
Маркетинговая политика включает: мероприятия по увеличению объема продаж и повышению качества товара; эффективную рекламу; послепродажный сервис.
2-й этап характеризуется: увеличением объема продаж; снижением цены; снижением расходов на рекламу; товар получает признание у покупателей.
Маркетинговая политика включает: снижение цен;усиление рекламы; новые каналы распределения; новые рынки; сервисное обслуживание.
3-й этап (самый продолжительный) характеризуется: спрос на товар становится массовым; появляются оригинальные разработки конкурентов.
Маркетинговая политика включает 3 стратегии: модификация рынка (вывод товара на новые рынки);модификация товара (качество, оформление ит.д.);модификация комплекса маркетинга (4Р).
4-й этап характеризуется: резким снижением объема продаж, резким снижением прибыли.
Причинами могут быть: политический кризис в стране; моральное устаревание товара; действия конкурентов.
Маркетинговая политика включает: сокращение количества производимых товаров и маркетинговой программы;«оживление» продукта (изменение упаковки и т.д.);прекращение выпуска продукции.
Способами продления жизненного цикла товара являются: новые модификации товара, новые сферы использования товара, новые потребители, новые рынки, экспорт.