Тема 3. Товарная политика предприятия. Конкурентоспособность продукции.
Пример 3.1.На рынке продаются телевизоры JVC, Panasonic, «Витязь» (отечественный аналог этого же поколения) с размером экрана до 37 см. Требуется оценить конкурентоспособность по техническим, экономическим параметрам телевизоры JVC, «Витязь», пользующиеся на Смоленском рынке наибольшим спросом относительно телевизоров Panasonic. Рассчитайте интегральный показатель конкурентоспособности. По результатам опроса была составлена таблица 3.1, в которую занесены выбранные технические характеристики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение заданной потребности потребителя.
Таблица 3.1 - Технические характеристики телевизоров
Параметры | Panasonic | JVC | Витязь | Коэффициент значимости |
Размер экрана по диагонали, мм | ||||
Чувствительность экрана | ||||
Диапазон напряжения сети | ||||
Потребляемая мощность, Вт | ||||
Наработка на отказ (тыс. ч) | 3,55 | 3,6 | 3,4 | |
Дизайн (по 10-бальной системе) | ||||
Количество программ | ||||
Надёжность (тыс. ч) | 12,7 | 11,8 |
На втором этапе проводится расчет экономической конкурентоспособности товара. Данные, необходимые для расчета экономической конкурентоспособности, сведены в таблицу 3.2.
Таблица 3.2 - Характеристика экономических параметров
№ п/п | Характеристика | Panasonic | JVC | Витязь |
Цена продажи, руб. | ||||
Суммарные расходы потребителей за весь срок, руб. |
Решение:
1) Для расчета конкурентоспособности товара по техническим параметрам используют следующую формулу:
где Пт — индекс технической конкурентоспособности;
D — коэффициент значимости параметра;
gi — технический уровень оцениваемого изделия относительно
товара-аналога;
gi = Pоцен. / Pконк.;
п — количество оцениваемых технических параметров;
Pоцен .— величина параметра оцениваемого изделия;
Рконк — величина параметра изделия-аналога.
2) Для расчета конкурентоспособности товара по экономическим параметрам используют следующую формулу:
где Пэ — индекс экономической конкурентоспособности;
Sпотр.оцен. — цена потребления оцениваемого изделия (цена продажи + суммарные расходы);
Sпотр.конк. — цена потребления изделия-аналога (цена продажи + суммарные расходы).
Для оценки фактической конкурентоспособности телевизоров JVC, «Витязь» относительно Panasonic рассчитывается интегральный индекс конкурентоспособности. Можно осуществить расчет по формуле:
где Пт — индекс технической конкурентоспособности;
Пэ — индекс экономической конкурентоспособности.
Произведем необходимые расчеты по 1 этапу:
1. Рассчитываем индекс технической конкурентоспособности для телевизора JVC:
Пт = (360 : 360) 7 + (30 : 35) 11 + (130 : 130) 8 + (67 : 65) 16 + (3,60 : 3,55) 154 + (8 : 8) 12 + (90 : 70) 7 + (13 : 12,7) 24 = 101,73.
Рассчитываем индекс технической конкурентоспособности для телевизора «Витязь»:
Пт = (370 : 360) 7 + (40 : 35)11 + (72 : 130) 8 + (63 : 65) 16 + (3,40 : :3,55) 15 + (6 : 8) 12 + (90 : 70) 7 + (11,8 : 12,7) 24 = 94,4.
Телевизор JVC по техническим параметрам несколько превосходит Panasonic, а телевизор «Витязь» по техническим параметрам уступает телевизору Panasonic.
Далее произведем расчеты по 2 этапу:
1. Рассчитываем индекс экономической конкурентоспособности для телевизора JVC:
Пэ = 9300/9000 =1,03.
2. Рассчитываем индекс экономической конкурентоспособности для телевизора Витязь:
Пэ = 8100/9000 = 0,9.
Телевизор JVC по экономическим параметрам уступает телевизору Panasonic, а телевизор «Витязь» по экономическим параметрам превосходит телевизор Panasonic.
После расчета индекса технической и экономической конкурентоспособности производятся расчеты по 3 этапу:
1. Рассчитываем интегральный индекс конкурентоспособности телевизора JVC:
К1= 101,73:1,03 = 98,8.
2. Рассчитываем интегральный индекс конкурентоспособности телевизора «Витязь»:
К2 = 94,4 : 0,9 = 104,9.
3. Рассчитываем фактическую конкурентоспособность телевизоров JVC, «Витязь» относительно Panasonic.
По интегральной характеристике с учетом экономических и технических параметров телевизор JVC уступает телевизору Panasonic, а телевизор «Витязь» превосходит телевизор Panasonic за счет хороших экономических параметров.
Пример 3.2.Решается вопрос о выборе прототипа товара для производства. Cебестоимость товара А составляет 5 руб./ед., товар Б более сложен, его себестоимость на 20% выше. Опросы потребителей показали, что товар А приобретет 6 тыс. чел. На товар Б прогнозируется спрос вдвое меньше. Наценка составляет 15% к себестоимости. Прибыль 5% к товарообороту. Какой из товаров рекомендовать к выпуску?
Решение:
Наиболее целесообразно принятие решения на основе показателя прибыли от реализации того или иного товара.
ПрА = [(5 х 6 000) х 1,15]х0,05 = 1725 руб.
ПрБ = [(6 х 3 000) х 1,15]х0,05 = 1035 руб.
ПрА > ПрБ, следовательно нужно рекомендовать к выпуску товар А.
Тема 4. Ценообразование и ценовая политика предприятия
Пример 4.1. Магазин купил 30 костюмов по 2700 руб. за штуку, было продано 14 штук по 4200 руб. за каждый. Магазин уценил непроданные костюмы до 3500 руб. за штуку и продал по этой цене 8. Определите сумму уценки, общий объем продаж, процент скидки и размер полученной прибыли?
Решение:
Уценка = 8 х (4200 - 3500) = 5600 руб.
Общий объем продаж = (14 х 4200) + (8 х 3500) = 86800 руб.
Процент скидки = 5600/86800 = 6,45%
ПрА = Вр - ВИ = 86800 – (30х2700) = 5800 руб.
Вывод: несмотря на скидку магазина в размере 16,7% потери с общей партии составили всего 6,45%, однако за счет того, что непроданный товар списывается на убыток чистая прибыль невысока – 5800 руб.
Пример 4.2.Предприятие выходит на рынок с новым косметическим продуктом. Переменные затраты на единицу продукции составили 30 руб., постоянные 120 тыс. руб. По результатам исследования рынка было принято решение продавать продукт по цене 60 руб. за единицу. Отдел маркетинга предложил провести дополнительные рекламные мероприятия, которые потребуют финансирования в 30 тыс. руб.
Какими должны быть объемы продаж в точке безубыточности без дополнительных рекламных мероприятий и с ними?
Решение:
Точка безубыточности с исследованиями шт.
Точка безубыточности без исслед. шт.
Таким образом, дополнительные затраты потребуют увеличения порогового объема производства с 4000 шт. до 5000 шт.
Пример 4.3. Предприятие выпускает три вида продукции, данные по которым приведены в таблице. Общие затраты по предпроизводственной калькуляции составляют 960 тыс. руб.
Сведения о затратах на производство продукции
Наименование | Кол-во (шт.) | Материал (тыс. руб.) | Зарплата (тыс. руб.) | Общие переменные затраты (тыс. руб.) | На ед-цу продукции (руб.) |
1. Товар А | |||||
2. Товар Б | |||||
3. Товар С | |||||
Итого | - |
Решение:
Общие косвенные затраты: 960 - 580 = 380 тыс. руб.
Перераспределяем затраты.
Процент, добавленный к общим прямым затратам, составит:
Определяем себестоимость единицы продукции:
СА = 125 + 65,5% от 125 = 125 + 81,875 = 206,876 руб.;
СБ = 90 + 65,5% от 90 = 148,95 руб.;
СВ = 75+ 65,5% от 75 = 124,125 руб.
Пример 4.4. Предприятие выпускает и реализует 5000 штук радиоприемников. На проектирование товара и аренду помещения затрачивается 80 тыс. руб. Операционные затраты на производство единицы продукции 300 руб. Накладные расходы, связанные с транспортировкой и реализацией продукции составляют 25 тыс. руб. Планируемая прибыль с единицы продукции 100 руб. Определите цену, которая должна быть установлена и точку безубыточности в случае, если производитель захочет получить 30000 прибыли дополнительно.
Решение:
Минимальная цена Pмин = 80000+25000/5000 + 300+100 = 421 руб.
Точка безубыточности составляет
шт.
Вывод: при исходных условиях минимальная цена реализации составляет 421 руб. В случае, если производитель захочет получить 30000 прибыли дополнительно необходимо увеличить объем производства до 5248 шт.