Способы предоставления выбора?
Для того чтобы дети могли самостоятельно выбрать вид деятельности, место работы, материалы и инструменты, партнеров, научиться планировать и контролировать свои действия, необходимо очертить круг возможностей, то есть провести своего рода презентацию возможностей. Трудность заключается в том, что взрослые невольно и незаметно для самих себя часто предписывают, чем дети будут заниматься в том или ином месте. Такой подход взрослые оправдывают тем, что дети уже получают заведомо больше возможностей, а также возникающим опасением, что дети не сумеют самостоятельно найти рациональные способы действия – «всему нужно учить».
Как предотвратить возникновение проблем
• Выделить в детской комнате (дома) или в группе детского сада «центры активности» или «станции», в которых материалы и игрушки будут скомпонованы по видам деятельности – центр искусства, центр кулинарии, центр математики и т. д.
• Наполнить центры активности открытыми материалами – такими, которые могут быть использованы самыми различными способами. К открытым материалам, например, относятся бумага, коробки, лоскуты ткани, мелкие предметы, карточки с вариантами заданий.
• Наполнить центры активности материалами, соблюдая принцип «избыточной достаточности», то есть материалов должно быть много. Обязательно каждый день вносить новые элементы.
• В детском саду предложить желающим пойти в центры активности (по 1 ребенку) и посмотреть, какие материалы там появились. По возвращении дети рассказывают всем остальным о том, что они увидели интересного.
• Предложить детям обойти все центры активности до начала группового сбора и посмотреть, что в них появилось нового, интересного, и уже на самом сборе решить, где они будут сегодня работать.
• Предложить ребенку подготовить материалы центра и на групповом сборе рассказать всем о том, что он подготовил.
• Воспитатель приносит из каждого центра активности самые привлекательные материалы, показывает их, рассказывает, что еще любопытного приготовлено в центрах.
• Использовать игру «Поезд». Дети «едут в поезде» от одного центра активности к другому. «Приезжая» в центр, рассматривают подготовленные материалы вместе с воспитателем (в последующем ориентируются сами) и по ходу движения «поезда» остаются в выбранных ими центрах.
• Использовать игру «Подзорные трубы». Дети рассматривают в «подзорную трубу», что же их ждет в центрах.
• Предложить ребенку, по желанию, рассказать о том, что ему удалось сделать в каком-либо центре и что он рекомендует сегодня попробовать другим.
Оглавление
· От автора
· 1. КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ
· Что стоит за «плохим» поведением?
· Как и за что хвалить ребенка?
· Когда и как помогать ребенку?
· Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?
· Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?
· Как развивать любознательность ребенка?
· Как помочь ребенку планировать свою деятельность?
· Как облегчить ребенку расставание с родителями?
· Как помочь ребенку заснуть в тихий час?
· Как удержать беспорядок в разумных пределах?
· Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?
· 2. ЕСЛИ РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ КАК-ТО НЕ ТАК…
· Если ребенок закатывает истерики?
· Если ребенок кусается?
· Если ребенок все время льнет к вам?
· Если ребенок дразнится и ругается?
· Если ребенок слишком много капризничает и плачет?
· Если ребенок дерется?
· Если ребенок балуется?
· Если ребенок перебивает взрослых?
· Если ребенок берет чужие вещи?
· Если ребенок сосет палец?
· Если ребенок плохо ест?
· Если ребенок слишком много смотрит телевизор?
· Если ребенок испытывает страхи?
· Если ребенок часто обманывает?
· Если ребенок сочиняет небылицы?
· Если ребенок ведет себя зло и жестоко?
· Если ребенок ябедничает?
· Если ребенок упрямится?
· Если ребенок не желает заниматься «серьезными делами»?
· Если у ребенка нет друзей?
· Если ребенок недостаточно активен?
· 3. СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
· Развод и новый брак?
· Если в семье появился еще один ребенок?
· Если ребенок попал в больницу?
· Смерть любимого человека?
· 4. ЧТО НОРМАЛЬНО ДЛЯ ДЕТЕЙ, НО ЧЕГО НЕ ЛЮБЯТ ВЗРОСЛЫЕ
· Несколько способов научиться читать и писать?
· Рисунки на обоях и домик под столом?
· Головастик в кармане?
· Путь-дорожка?
· 5. РАЗНЫЕ ДЕТИ, РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ
· Активный ребенок: направьте энергию в нужное русло?
· Рассеянный ребенок: понять и помочь?
· Стеснительный и замкнутый ребенок: одобрение и подбадривание?
· Одаренный ребенок: осторожность и свобода?
· Ребенок с повышенным чувством ответственности: думать и о себе самом?
· Ребенок с преждевременным сексуальным развитием: будьте бдительны!?
· Маленькая «коробочка»: выход во вне?
· 6. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
· Если в детском коллективе есть дети с особенностями развития?
· Предлагать ли детям делиться?
· Если дети играют в агрессивные игры?
· Как удержать нужную тему разговора во время занятий с детьми?
· Как научить детей сотрудничеству?
· Как жить «по правилам»?
· Как успокоить «нарушителей»?
· Как научить детей принимать решения?
· Общие мероприятия: как предотвратить возникновение проблем?
· Если дети во время общих мероприятий отвлекаются или болтают друг с другом?
· Если детям трудно сидеть спокойно во время общих мероприятий?
· Маленькие хитрости для больших мероприятий?
· Как использовать вопросы?
· 7. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ: РАЗБЕРИТЕСЬ В СЕБЕ
· Если вы не уверены в возможностях ребенка?
· Если вам не нравятся некоторые черты характера вашего ребенка?
· Как поддержать в ребенке «внутренний моторчик»?
· Как увидеть и оценить достижения в развитии ребенка?
· Как помочь другим ценить достижения вашего ребенка?
· Если вам не нравятся друзья ребенка?
· 8. ТО, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ И ЖЕЛАТЕЛЬНО РОДИТЕЛЯМ
· Если родители не хотят признавать проблему ребенка?
· Как вовлечь родителей в наблюдение?
· Как вовлечь родителей в работу группы?
· Как подтолкнуть родителей принимать участие в жизни ребенка в детском саду?
· Личностно ориентированный подход к ребенку в группе детского сада?
· Семейные ценности?
· Праздник на каждый день?
· Встречи в конце лета?
· Открытые материалы?
· Способы предоставления выбора?