Роли менеджера в организации
Межличностные роли
Главный руководитель - Символический глава выполняет обычные обязанности правового или социального характера
Лидер - Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
Связующее звено - Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних и внутренних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги
Информационные роли
Приемник информации - Получает специализированную информацию (в основном текущую) для использования в интересах дела; выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, поступающей в организацию
Описание
Представитель - Передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель - Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты изменений, контролирует разработку проектов
Устраняющий помехи - Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных помех
Распределитель ресурсов - Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации
Ведущий переговоры - Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах
Следует обратить внимание на то, что, во-первых, работа менеджера состоит из комбинации нескольких ролей, во-вторых, эти роли на практике взаимозависимы и взаимодействуют; в-третьих, важность этих ролей меняется в зависимости от уровня управления, в- четвертых, роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы. Реализация общих функций и ролей определяет успех управленческой деятельности и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы организации
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Робастное проектирование в задачах выбора инновационных проектов с учетом состояния рыночной среды.
2. Стратегия менеджмента инвестиций.
3. Участники инновационного процесса.
4. Понятие об инновационном процессе и промышленных циклах.
5. Структурирование функций качества.
6. Задачи инновационного менеджмента.
7. Виды рисков в инновационном менеджменте и их характеристика.
8. Управление проектами в инновационном менеджменте с помощью сетевых графиков.
9. Дисконтированные показатели эффективности инновационных проектов.
10. Классификация инноваций и их мотивация.
11. Характеристика требований к инновационному менеджменту.
12. Управленческие инновации в сфере логистики и снабжения.
1.
Обеспечивает получение продукции наивысшего (стабильного) качества и одновременно минимизирует потери производителя в процессе эксплуатации изделия. Робастность означает устойчивость значений итогового показателя качества к действию дестабилизирующих факторов, которое могут возникнуть на этапах производства, хранения, эксплуатации изделий после этапа проектирования. Такая робастность достигается путем подбора основных режимных и конструктивных параметров, проектируемых изделий с помощью экономических многофакторных планов при этом одновременно с помощью многофакторных планов имитируется действие выше указанных дестабилизирующих факторов и каждый вариант основных факторов испытывает в каждом варианте плана дестабилизирующем. Далее вычисляют обобщенный T – критерий Тагути и те значения основных факторов, при которых достигается максимальный T – критерий и соответствует наилучшему робастному режиму, при котором будут минимальные потери в процессе эксплуатации изделий (независимо от того, в каких условиях они эксплуатируют, хранились, испытывали действие дестабилизирующих факторов в определенном диапозоне.
2.
Исследование рынка для новых продуктов (потребностей, емкости рынка, эластичности ожидаемого спроса по цене продукта, предпочтений потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости и взаимозаменяемости нового продукта с другими продуктами и услугами и т.п.). Выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификаций, а также стратегии продвижения продукта к потребителям (выработка методов ознакомления их с продуктом, сертификация продукта, реклама, работа с клиентами).
- Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта - 0предление способов продажи нового продукта (реализация продукта своими силами или через посредников).
- Исследование конъюнктуры рынков ресурсов (оборудования, программных продуктов и т.д.), необходимых для производства и продажи новой услуги (с целью выяснения доступности этих ресурсов), прогнозирование меры стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.
- Нахождение субподрядчиков (субконракторов) на освоение и поставку требующихся для новой услуги оборудования, программных продуктов- Изучение возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и рискового продукта.
- Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования оптимальных (в краткосрочном и долгосрочном плане) объемов выпуска, продажных цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам.
- Оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта (с использованием критериев ценности инновации, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений).
- Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.
- Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг инновационного проекта; внутренний или внешний венчур).
- Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передания технологий в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта (лицензии, трансферты дочерним фирмам, откомандирование специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследования и разработки, научно-техническое сотрудничество и др.).
Инновационная деятельность в условиях рыночной экономики с ее динамичными изменениями требует от инновационного менеджера больших усилий и высокой профессиональной подготовки при реализации функций.
Он должен владеть информацией:
1) о состоянии рынка и наличии в нем состоянии ниш
2) о достижении науки и техники, интересующих областях приложений
3) добывать информацию из публикаций, патентных источников, опыта конкурентов.
4) организационные способности по производству и освоению инноваций, включая владения промышленного шпионажа ИП (инновационный процесс) трудно прогнозировать, отсутствие опыта и опыта аналогичных работ, его стратегией является многовариантная альтернатива планирования и проектирования для достижения целевых установок в долгосрочной перспективе. Главная черта инновационной стратегии – высокая степень их риска, как основа предпринимательства для достижения выдающихся успехов в случае реализации нововведения.
3.
Участники инновационного процесса - совокупность новаторов и инноваторов (отечественных и зарубежных), государственных, региональных, отраслевых и муниципальных учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, то есть всех субъектов инновационного процесса, выполняющих функции создания, продвижения и использования новшеств, регулирования и обслуживания инновационного процесса. Масштаб инноваций зависит от участия инновационного проекта. В качестве могут выступать заказчики нововведения, инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, поставщики материала и финансовых ресурсов, а так же другие субъекты – физические и юридические лица, включая иностранные организации и субъекты. В зависимости от масштаба и сложности инновационного проекта в его реализации могут принимать участие от нескольких единиц до 100 организаций и предпринимателей.Они имеют конкретные функции, несут соответствующие риски, и надежды на получение части прибыли от результатов инновации или от совершения рыночных отклонений путем обеспечения реализации инновации в форме соответствующих товаров и услуг.Заказчик инноваций планируется будущий владелец и пользователь результатов нововведений. Обычно он сам является главным субъектом по реализации совместной деятельности и организационной структурой находящейся в центре инновационного процесса. Во многих случаях, заказчик выступает инвестором инноваций. Необходимо отличать инновационное предприятие, продукция которого есть само новшество от субъекта инноваций. Обычно инновационные предприятия выступают научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технические работы по созданию образцов новшеств и их демонстрации потенциала потребителю, являясь участником инновационной деятельности. Управление инновационным менеджментом в такой структуре отношений имеет следующие особенности:1) объектом управления является научно-исследовательские работы по созданию новшеств.2) основной ресурс – интеллектуальный потенциал и надежность информации.
3) результатом являются образцы новшеств.Инновационная деятельность (ИД) – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов. ИД может осуществляться на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном, фирменном, бытовом. Она может быть межотраслевой и отраслевой.Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы. Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования, бизнес-обасть, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.
4.
Инновационный процесс– есть последний переход идеи возможности нововведения до создания продажи и диффузии этого нововведения. Он означает деятельность, направленную на разработку и реализацию результатов НИР и других достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, нового технологического процесса и их реализации на рынке.
Инновационный процесс включает 7 этапов:
1) Инициация – деятельность по выбору целей инновации, поставки задачи и ее выполнению, поиску идей для создания инноваций, технико-экономического обоснованию и материализации идей, т.е. превращение их в новый товар, новый продукт, документацию, имущественные права.
2) Маркетинговые исследования – изучение спроса на новую продукцию, планирование ее количества и объема выпуска, определение потребительских свойств, характеризующих новацию как товар, выходящий на рынок.
3) выпуск и производство инноваций.
4) их реализация на рынке
(Результатом 3 и 4 этапов является появление на рынке небольшой пробной партии инновации)
5) продвижение (реализация, реклама, торговля)
6) оценка экономической эффективности новшеств.
7) их диффузия (распространяется в новых регионах на новых рынках, в новых финансово-экономических ситуациях с разной % ставкой банковских кредитов, сроков депозитов вкладов и т.п.)
Кондратьев выделил, что экономика развивается неравномерно и можно выделить с обновлением 3 типа промышленных циклов развития
1) длинное 45-60 лет
2) характерные для смены базовых поколений техники, замена паровоза – электровозом
3) средние циклы длительностью 10-15 лет, отражающие ресурсные возможности новой техники. К ним примыкают строительство длительностью 20 лет, короткие 3-4 года, связаны с возникновением на рынке дисбаланса между предложением и покупкой товара. Когда предложение превышает спрос происходит омертвление ресурсов и это заставляет производителя переключаться на новые виды продукции и модификации, которые востребованы рынком в текущий обмен.
5.
Основная цель любой промышленной компании - поставлять на рынок новые (или производимые в данный момент) изделия раньше своих конкурентов, по более низкой цене и лучшего качества. Механизм достижения этой цели у японцев называется Структурированием Функции Качества (СФК). Существуют шесть основных понятий, связанных с СФК: СФК-общая концепция, которая обеспечивает средства для перевода потребительских требований в соответствующие технические требования на каждом этапе разработки изделия и его производства (то есть стратегия маркетинга, планирование, инженерная, разработка и конструирование изделия, оценивание прототипа, производство, сбыт). Эта концепция затем разбивается на "структурирование качества изделия" и "структурирование функции качества" (описывается ниже). Голос покупателя - потребительские требования, выраженные в терминах самих покупателей. Характеристики-двойники - выражение голоса покупателей в технических терминах, которые определяют требуемое покупателем качество; это основные характеристики, по которым определяется качество конечного продукта. Структурирование Функции Изделия - действия, необходимые для перевода голоса покупателя в характеристики-двойники. СФК-действия, необходимые для достижения качества, которого требует потребитель; распределение конкретной ответственности за качество между конкретными подразделениями. (Выражение "Функция качества" относится не к отделу управления качеством, а скорее к любой деятельности, необходимой для достижения качества, независимо от того, какой отдел осуществляет эту деятельность). Таблицы качества - серия матриц, применяемых для перевода голоса покупателя в показатели качества конечного продукта. В СФК все операции компании приводятся в движение "голосом покупателя"; СФК, следовательно, представляет собой переход от управления качеством производственного процесса к управлению качеством разработки изделия
.
Прогнозирование проектирование проектирование проектирование
продукции продукции технологии производства и объем
6.
Одной из главных задач инновационного менеджмента является выработка стратегии самих инновации и мер, направленных на их воплощение в жизнь. НИОКР, разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Задачи инновационного менеджмента: разработка планов и программ инновационной деятельности предприятия; обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами; наблюдение за ходом разработки инновационной продукции и ее внедрения; проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции. Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализ результатов и внесение корректив. Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании – составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.
7.
. Инновационная деятельность характеризуется высокими инновационными рисками. Последние бывают активными (от предпринимательства и инициативы) и пассивными (от безделья и медлительности действия). Среди рисков различают следующие 3 типа.1) рыночный риск, характеризует вероятность потери капитала из-за изменения спроса и предложения на инновационную продукцию и применения цен на факторы производства.2)производственный риск – связан с ошибками оценки эффективности новшеств, длительности инновационного периода, производственного и хозяйственных циклов, выбора системы организации работ и подбора кадров.
3)финансовый риск, связан со снижением стоимости денег и обесценивания активов в период инвестирования и реализации новшеств.Используются так же понятия деловых и психологических рисков, зависящих от надежности социальной инфраструктуры, обязательств в деловых отношениях и добросовестности в исполнении работ.В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Все риски делят на две большие группы: Чистые риски. На принятие управленческих решений всегда влияет ряд факторов, изменить действие которых невозможно. К числу таких факторов относятся налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои. Эти факторы порождают чистые риски. Спекулятивные риски в полной мере определяются управленческим решением. Нередко спекулятивные риски имеют неопределенный характер проявления, их аналитические оценки изменяются с течением времени.Инновационный риск чаще всего возникает при следующих ситуациях: при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися; при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании; при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии.
8/ Сетевой график — это так называемая модель достижения поставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различных вариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессов. Метод сетевого планирования — это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями. Использование метода сетевого планирования для управления инновациями позволит наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций по управлению инновациями и установить взаимосвязь между ними (сетевой график); обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности, выявить доминирующие операции и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой из операций.Основой сетевого планирования является графическое изображение плана (сетевой график), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь всех операций предстоящей работы. Сетевой график состоит из трех составных частей: «работа», «событие», «путь». Работа — это любой процесс, требующий затрат времени и ресурсов. На сетевом графике работу обозначают сплошной стрелкой, где число обозначает продолжительность выполнения данной работы в днях. Работы в виде стрелки на графике не являются векторами, поэтому вычерчиваются без масштаба. Каждая работа начинается и кончается событием, которое обозначается кружочком, например, где цифра 5 обозначает название данного события. Событие — это результат выполнения одной или нескольких работ, необходимый для начала следующих работ. Событие в отличие от работы совершается в определенный момент времени, не используя при этом никаких ресурсов. Начало выполнения комплекса работ есть начальное событие, момент завершения всех работ — конечное событие. Любой сетевой график имеет одно исходное и одно конечное событие. События могут быть простыми и сложными. Простые события имеют только одну входящую и одну выходящую работу. Сложные события имеют несколько входящих или несколько выходящих работ. Событие считается свершившимся, когда будет закончена самая длинная по продолжительности из всех входящих в него работ. Непрерывная последовательность работ от первого события до последнего называется путем. Такой путь называется полным. Полных путей может быть несколько. Длина пути определяется суммой продолжительностей лежащих на нем работ. В результате сравнения всех получившихся путей выбирают путь, на котором продолжительность всех содержащихся работ наибольшая. Этот путь носит название «критический путь». Критический путь определяет время, необходимое для выполнения всего плана, на который составлен сетевой график. Именно от работ, лежащих на критическом пути, и их продолжительности зависит конечный срок выполнения плана. Поэтому именно критический путь является основой оптимизации плана. Чтобы сократить срок выполнения всего плана, необходимо уменьшить продолжительность работ, лежащих на критическом пути. Все остальные полные пути, чья продолжительность меньше критического, называют некритическими. Они обладают резервами времени. Под резервами времени понимают допустимые сдвиги сроков совершения событий и выполнения работ, которые не изменяют срок наступления завершающего события. Резерв времени позволяет увеличить продолжительность выполнения работ или же начать их несколько позднее, а также дает возможность маневрировать внутренними финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами (деньгами, количеством техники, численностью работников, временем начала работ).
9/ В процессе дисконтирования обычно проводится приведение будущих затрат и результатов к настоящему времени. Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов: ( = 1/(1+Е)t, где ( - коэффициент дисконтирования; Е – ставка дисконта; t – время (год). Чистый приведенный доход представляет собой величину разностей результатов инвестиционных затрат за расчетный период, приведенных к одному моменту времени, т.е. с учетом дисконтирования денежного потока (результатов) и инвестиционных вложений (затрат): ЧПД = ДП – ИС, где ДП – сумма дисконтированного денежного потока; ИС – сумма дисконтированных инвестиционных вложений. Индекс доходности определяется как отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инновационным расходам. ИД показывает сколько дохода получает инвестор в результате осуществления этого проекта на каждый вложенный рубль. Расчет индекса доходности ведется по формуле: ИД = ДП / ИС. Период окупаемости-минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого чистый приведенный доход становится не отрицательным. Иными словами, это период, начиная с которого инвестиционные вложения покрываются суммарными результатами от реализации проекта. Период окупаемости определяется по формуле: ПО = ИС / ДП ср., где ДП ср. – сумма дисконтированного денежного потока в среднем за год. Внутренняя норма доходности ВНД = k, при котором ЧПД = 0, где k – ставка дисконта. Определение показателя ВНД может производиться с помощью метода последовательных операций: выбираются 2 значения ставки дисконта К1 и К2, таким образом чтобы в этом интервале ЧПД поменял свое значение с положительного на отрицательное. Среднее значение интервала ( ВНД, при котором ЧПД = 0.
10/. Классификация инноваций, их мотивирование и жизненный цикл.
Обоснованная классификация должна отвечать на 3 вопроса:
1) какова цель инноваций2) какова форма их реализации
3) какая сфера их примененияОбразуют систему классификации в форме целевого, внешнего и структурного признаковПо целевому признаку различают:- крупную инновацию- инновации развития
Внешние признаки:- по этому признаку могут быть выделены продуктивные и оперативные новации.
- новые технологии, новые правила, новые фиксированные операцииПо структурному признаку:
- производственные и торговые инновации (новые товары, технологии, новые формы организации и торговли)
- социально-экономические новации (новая организация труда, новые формы стимулирования работников)
- (новации по снижению себестоимости продукции, издержек обращения и роста объема выручки)
- финансовые инновации (новые финансовые продукты, новые финансовые операции)Целью инновации является замысел, т.е. заранее намеченное к достижению задание. Этот целевой признак указывает, что целью инновации является немедленное решение текущей задачи или задачей будущего времени (стратегические задачи).Тактические потребности в инновации вызываются потребностями хозяйственного процесса и необходимостью немедленной ликвидации кризиса за счет нововведений. Это и есть кризисная инновация.
Главным ее признаком является решение проблемы реализации товара, работы или услуги в связи со снижением спроса на них, а так же решение более сложных проблем выживания хозяйственного субъекта в условиях рыночной конкуренции.
Такая инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса хозяйственного субъекта.Мотивация – совокупность потребностей и их мотивов, определяющих активную деятельность в определенном направлении.
Мотивация инноваций - совокупность таких потребностей и мотивов, побуждающих производителя и менеджера к активной в области создания продажи и исполнения инноваций.
Мотив интегрируется путем покупки инноваций для ее исполнения в хозяйственном процессе. Различные мотивы создания и продажи инновации, мотивируют покупки инновации.Целью первой является получение денег от продажи новой продукции или операций для того, чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, повысить свой имидж и конкурентоспособность.Мотив создания продажи инноваций, является увеличение денежного потока, захват новых рынков, увеличение конкурентоспособности, новой продукции, снижение ресурсоемкости производимой продукции.Мотив покупки состоит в усилении конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет использования инноваций в хозяйственном обороте, являясь, элементом любого рынка и состоит частью рыночного хозяйствования.Как покупатель, так и продавец, инновации, учитывают запросы потребителей. Наличие конкуренции на внутреннем рынке и пополнение новаций на международном рынке.В период процветания у инвесторов появляется больше свободных денег и больше причин предлагать им новые продукты и операции, чем во время спада.При экономическом спаде основные акценты ИМ делается на снижение риска деятельности и обеспечения выживания.При экономическом подъеме стратегия ИМ ориентирована на экономический рост, т.е. когда продукции на рынке мало существует 1 задача выпустить в большом количестве и хорошего качества.
Важную роль играет бенчмаркетинг – сравнение продукции с лучшими отечественными и зарубежными образцами.
Важными мотивами покупки продажи инноваций, является субъективные и объективные факторы.Субъективные факторы – отражают интересы покупателей, профессионализм и психологические способности менеджеров.Объективные факторы – изменения налогообложения, достижения на международном рынке, изменение в управлении производством и торговлей.Схема жизненного цикла различных инноваций, различаются между собой по общей продолжительности цикла, длительности каждой стадии внутри цикла, особенностью развития самого цикла, однако, у всех циклов существует базовая последовательность четких выделений 7 стадий.
I - разработка нового продукта
II - вывод ее на рынок
III - развитие рынка
IV - стабилизация рынка
V - снижение рынка
VI - увеличение рынка продаж с помощью специальных предложений.
VII - падение рынка
11.
Одной из главных задач инновационного менеджмента является выработка стратегии самих инновации и мер, направленных на их воплощение в жизнь. НИОКР, разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Задачи инновационного менеджмента: разработка планов и программ инновационной деятельности предприятия; обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами; наблюдение за ходом разработки инновационной продукции и ее внедрения; проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции. Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализ результатов и внесение корректив. Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании – составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих
12/
Оптимизация организационно-управленческой деятельности по обеспечению количества продукции и снижению издержек (оптимальное управление ресурсами, складским хозяйством, службами снабжения и сбыта и т. д). решение этой проблемы в Японии осуществляется с использование принципа just in taim (точно в срок)-это система в которой отсутствуют складские запасы товаров, ожидающие обработки, а так же простаивающие рабочие или оборудование. Как показан опыт Японии использующей этот принцип обеспечивает сокращение издержек производства до 30% от их общего объема в рамках всей национальной экономики. Это достигается за счет сокращения затрат на склад и хранение сырья, запасов готовой продукции и комплектующих. При этом ускоряется время разработки и выхода готовой продукции на рынок.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
1. Методология современного системного подхода к управлению качеством,
2. Семь простых методов повышения качества.
3. Законодательные основы сертификации в России. Функции Госстандарта и др. органов в области сертификации.
4. Диаграмма причин и результатов (схема Исикавы). Экспертное ранжирование факторов по их влиянию на показатель качества.
5. Сертификация продукции и систем качества; ее назначение и порядок реализации.
6. Диаграмма Парето по причинам и результатам.
7. Международные организации по стандартизации и сертификации; стандарты по качеству серии ИСО 9000-9004
8. Роль информационного обеспечения в задачах управления качеством; CALS – система; ее структура и назначение.
9. Экономика качества, классификация расходов, их удельные показатели, отчет по расходам на качество.
10. Оценка эффективности и конкурентоспособности производства и продукции по функции потерь качества.
11. Методы построения интегральных показателей качества.
12. Контрольные карты для количественного и качественного показателей (методы построения и анализ).
13. Основные критерии Тагути.
14. Многофакторный анализ эффективности инвестиционных проектов и его программное обеспечение.
Методология современного системного подхода к управлению качеством
Управление качеством – инженерная и организационно-управленческая деятельность по обеспечению производства, реализации и обслуживании продукции с целью удовлетворения рыночного спроса на ней с обеспечением производственного и потребительского качества.
Современная концепция УК основана на след прин
1.ориентация на потребителя
2. лидерство и ответственность руководства
3. вовлечение в УК всего персонала
4. процессный подход
5. системный подход - предусматривает деятельность по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла продукции и всех сферах деятельности организации, включая маркетинговую, проектно-производственную и организационно-управленческую сферу.
6. стремление к постоянному улучшению качества и внушение такой идеологии ко всему персоналу
7. принятие решений на основе факторов
8. взаимовыгодное отношение с поставщиками
Во всех организациях, будь они производственными предприятиями, банками, магазинами, университетами или отелями, и вне их всегда имеет место ряд «цепочек качества» — взаимосвязанных процессов, включающих в себя поставщиков и потребителей. Например, секретарь-референт является поставщиком по отношению к своему начальнику, для него как потребителя важно, удовлетворяются ли его требования к срокам и качеству оформления документации? Эти «цепочки» могут быть нарушены в любой их точке одним человеком или одним элементом оборудования, не отвечающим требованиям потребителя, внешнего или внутреннего. Концепция внутренних и внешних потребителей и поставщиков составляет основу всеобщего качества.
Как можно повысить эффективность деятельности организации?
Эффективность деятельности организации можно повысить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика. Принцип системности управления реализуется за счет следующих действий: определение системы путем установления процессов, влияющих на заданные цели структуризация системы для достижения цели оптимальным способом понимание взаимозависимости между процессами в системе непрерывное совершенствование системы на базе оценки и аттестации установление в деятельности приоритета согласованности ресурсов Только при системном подходе к управлению станет возможным эффективное использование обратной связи с потребителем для формирования стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству.
Появление концепции 7 методов приписывается Японии, хотя сами методы почти все были известны и использовались в странах Европы и Америки. Заслуга японцев - они оформили методы в единую концепцию в виде простых инструкций и графиков, доступных для использ-я широкому кругу пользователей. Использование 7 методов