SP в системе маркетинговых коммуникаций
Стимулирование сбыта, как форма маркетинговых коммуникаций, представляет собой систему краткосрочных побудительных мер и приемов, направленных на поощрение покупки или продажи товара и принимающих форму дополнительных льгот, удобств, экономии и т. п.
Иными словами, покупатели или другие целевые аудитории, на которых направлены мероприятия стимулирования сбыта, получают нечто бесплатно, или за меньшую цену, или с большими удобствами. Причем все это получается адресатом дополнительно, сверх того, что оговаривается основным, стандартным соглашением с продавцом.
В связи с тем, что название данной формы коммуникаций "стимулирование сбыта" звучит так же, как и одна из функций СМК, оправданно применение тождественного англоязычного термина - "сейлзпромоушн" (salespromotion).
В книге Ф. Котлера «Основы маркетинга» следующим образом расшифровывается понятие стимулирование потребителей и стимулирование сферы торговли.
Первое - это распространение образцов, льготные купоны, предложение о возврате денег, упаковки по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны, демонстрации. Стимулирование сферы торговли включает в себя «зачеты» за покупку, предоставление товаров бесплатно (на пробу), зачеты дилерам за включение в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов дилеров.
Субъектами (коммуникаторами) мероприятий продвижения продаж могут выступать фирмы - производители товаров и торговые посредники (как оптовые, так и розничные). Цели, достигаемые приемами стимулирования сбыта, определяются маркетинговыми задачами фирмы и характеристиками целевой аудитории, на которую они направлены.
Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителя (англ. - consumersalespromotion), чаще всего преследуют такие маркетинговые цели:
- - познакомить потребителя с новинкой;
- - "подтолкнуть" его к покупке;
- - увеличить количество товарных единиц, покупаемых одним покупателем;
- - поощрить приверженцев конкретной торговой марки и постоянных покупателей;
- - снизить временные колебания сбыта (сезонные, по дням недели, в течение дня) и др.
При воздействии приемами стимулирования сбыта на торговых посредников (англ. tradepromotion) решаются следующие основные задачи:
- - поощрить увеличение объема сбыта;
- - стимулировать заказы максимальных по объему партий товара;
- - поощрить обмен передовым опытом в реализации конкретного товара и т.п.
Мероприятия по стимулированию сбыта могут проводиться как самой фирмой, так и специализирующимся в этой сфере рекламными и коммуникационными агентствами, которые имеют опыт, необходимых квалифицированных специалистов, банк торгового персонала.
В наибольшей степени на практике применяется SP потребителей, оно направлено на убеждение непользователейприобрести продукт, а регулярных пользователей – увеличить закупки при помощи различных стимулов, которые, как правило, могут относиться к трем категориям:
- финансовые стимулы;
- осязаемые стимулы (подарки);
- неосязаемые стимулы (преимущества).
Среди используемых стимулов имеет место:
1.скидки в цене – это довольно привлекательный и достаточно ощутимый для потребителя инструмент SP, предприятие использует различные варианты скидок:
- 1.1 скидки при приобретении товара на определенных условиях;
- 1.2.скидки для определенных категорий покупателей;
- 1.3.скидки за регулярность приобретения товара.
2.снижение цены – этот вид стимулирования носит, как правило, временной и пространственный характер, позволяющий так привлечь в короткий промежуток времени покупателя, получить сезонного постоянного покупателя:
- 2.1. распродажи (сезонные и праздничные и т. п.);
- 2.2.талоны на потребление товаров по сниженным ценам.
3.продажа товаров в кредит. Данный вид предоставляет покупателю получить товар, оплачивая часть его стоимости:
- 3.1.товары в кредит;
- 3.2.товары по предоплате;
- 3.3.товары под реализацию.
4.премии – это товары, предлагаемые по низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку. Формы различные:
- 4.1. премии при покупке на определенную сумму;
- 4.2. самоликвидирующая премия;
- 4.3. зачетные талоны и т. п.
5.гарантия возврата денег в этом вопросе важна:
- 5.1.гарантия;
- 5.2.простая процедура возврата денег.
6. конкурс
7. подарки
Таким образом, SP необходимо рассматривать в системе МК и в системе всего комплекса маркетинга, а так же с позиции целеполагания всей системы, тогда эффект использования методов SP более значителен и достижение целей обеспечено с большей гарантией.