SP в системе маркетинговых коммуникаций

Стимулирование сбыта, как форма маркетинговых коммуникаций, представляет собой систему краткосрочных побудительных мер и приемов, направленных на поощрение покупки или продажи товара и принимающих форму дополнительных льгот, удобств, экономии и т. п.

Иными словами, покупатели или другие целевые аудитории, на которых направлены мероприятия стимулирования сбыта, получают нечто бесплатно, или за меньшую цену, или с большими удобствами. Причем все это получается адресатом дополнительно, сверх того, что оговаривается основным, стандартным соглашением с продавцом.

В связи с тем, что название данной формы коммуникаций "стимулирование сбыта" звучит так же, как и одна из функций СМК, оправданно применение тождественного англоязычного термина - "сейлзпромоушн" (salespromotion).

В книге Ф. Котлера «Основы маркетинга» следующим образом расшифровывается понятие стимулирование потребителей и стимулирование сферы торговли.

Первое - это распространение образцов, льготные купоны, предложение о возврате денег, упаковки по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны, демонстрации. Стимулирование сферы торговли включает в себя «зачеты» за покупку, предоставление товаров бесплатно (на пробу), зачеты дилерам за включение в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов дилеров.

Субъектами (коммуникаторами) мероприятий продвижения продаж могут выступать фирмы - производители товаров и торговые посредники (как оптовые, так и розничные). Цели, достигаемые приемами стимулирования сбыта, определяются маркетинговыми задачами фирмы и характеристиками целевой аудитории, на которую они направлены.

Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителя (англ. - consumersalespromotion), чаще всего преследуют такие маркетинговые цели:

  • - познакомить потребителя с новинкой;
  • - "подтолкнуть" его к покупке;
  • - увеличить количество товарных единиц, покупаемых одним покупателем;
  • - поощрить приверженцев конкретной торговой марки и постоянных покупателей;
  • - снизить временные колебания сбыта (сезонные, по дням недели, в течение дня) и др.

При воздействии приемами стимулирования сбыта на торговых посредников (англ. tradepromotion) решаются следующие основные задачи:

  • - поощрить увеличение объема сбыта;
  • - стимулировать заказы максимальных по объему партий товара;
  • - поощрить обмен передовым опытом в реализации конкретного товара и т.п.


Мероприятия по стимулированию сбыта могут проводиться как самой фирмой, так и специализирующимся в этой сфере рекламными и коммуникационными агентствами, которые имеют опыт, необходимых квалифицированных специалистов, банк торгового персонала.

В наибольшей степени на практике применяется SP потребителей, оно направлено на убеждение непользователейприобрести продукт, а регулярных пользователей – увеличить закупки при помощи различных стимулов, которые, как правило, могут относиться к трем категориям:

  • финансовые стимулы;
  • осязаемые стимулы (подарки);
  • неосязаемые стимулы (преимущества).

Среди используемых стимулов имеет место:

1.скидки в цене – это довольно привлекательный и достаточно ощутимый для потребителя инструмент SP, предприятие использует различные варианты скидок:

  • 1.1 скидки при приобретении товара на определенных условиях;
  • 1.2.скидки для определенных категорий покупателей;
  • 1.3.скидки за регулярность приобретения товара.

2.снижение цены – этот вид стимулирования носит, как правило, временной и пространственный характер, позволяющий так привлечь в короткий промежуток времени покупателя, получить сезонного постоянного покупателя:

  • 2.1. распродажи (сезонные и праздничные и т. п.);
  • 2.2.талоны на потребление товаров по сниженным ценам.

3.продажа товаров в кредит. Данный вид предоставляет покупателю получить товар, оплачивая часть его стоимости:

  • 3.1.товары в кредит;
  • 3.2.товары по предоплате;
  • 3.3.товары под реализацию.

4.премии – это товары, предлагаемые по низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку. Формы различные:

  • 4.1. премии при покупке на определенную сумму;
  • 4.2. самоликвидирующая премия;
  • 4.3. зачетные талоны и т. п.

5.гарантия возврата денег в этом вопросе важна:

  • 5.1.гарантия;
  • 5.2.простая процедура возврата денег.

6. конкурс

7. подарки

Таким образом, SP необходимо рассматривать в системе МК и в системе всего комплекса маркетинга, а так же с позиции целеполагания всей системы, тогда эффект использования методов SP более значителен и достижение целей обеспечено с большей гарантией.

Наши рекомендации