Классификация как метод товароведения

Классификация— разделение множества объектов на под­множества по сходству или различию в соответствии с приня­тыми методами.

Объект классификации— элемент классифицируемого мно­жества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивиду­альных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг — товары промышленного назначения и товары для управленче­ской деятельности (оргтехника).

Признак классификации— свойство или характеристика объ­екта, по которому производится классификация.

Признаки классификации подразделяются на телеологиче­ские (назначение, применение), генетические (исходные мате­риалы, сырье, основные компоненты химического состава) и технологические (конструкция, рецептура, процессы производ­ства, способы отделки или оформления).

Примером телеологи­ческого признака может служить классификация непродоволь­ственных товаров на одежно-обувные, культурно-бытовые и хо­зяйственные товары. По этому же признаку выделены такие группы продовольственных товаров, как вспомогательные това­ры и продукты детского питания.

Генетические признаки поло­жены в основу классификации вкусовых товаров на алкоголь­ные, слабоалкогольные и безалкогольные; тканей — на льня­ные, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические.

По технологическому признаку чай подразделяется на зеленый, желтый, красный, черный; крупы — на полированные или шлифованные и т. д.

В качестве одного из наиболее распространенных в товаро­ведении признаков для укрупненных группировок используется назначение.

Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков технологический и генетиче­ский чаще всего выражаются качественно, а компоненты и хи­мический состав — количественно и качественно.

Целью классификацииявляется систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров.

Система­тизациядостигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации.

Идентифи­кация как установление тождественности наиболее существен­ных признаков возможна лишь при выявлении этих признаков, характерных для группировок или объектов классификации.

В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают две разновидности метода клас­сификации: иерархический; фасетный.

Иерархический метод классификации— последовательное разделение множества объектов на подчиненные классифика­ционные группировки. Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, вы­являемая через общность и различия основополагающих при­знаков. Основой деления множества на подмножества по осно­вополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.

Ступень классификации— этап классификации при иерархи­ческом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Каждая ступень и группировка выделены по своему осново­полагающему признаку. Различия между группировками заклю­чаются в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков — ответственная операция деления множества, от которой во многом зависит конечный результат. Такой выбор должен базироваться на целевом назначении классификации.

Количество признаков и ступеней определяет глубину клас­сификации.

Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике такая классификация чересчур громоздка и запутан­на, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это за­трудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификато­рах.

Однако при увеличении полноты ассортимента за счет видов и разновидностей глубина классификации может быть и бо­лее 10, что позволяет подразделять подмножество товаров до конечной единицы — торгового артикула.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации— параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные груп­пировки.

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова facette — грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группиров­ки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число при­знаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе стем ее информационная емкость мо­жет быть увеличена путем выделения общих и частных класси­фикационных группировок.

Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки — молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету — белые, розовые, красные; по тех­нологии — тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т. п.

Каждая разновидность методов классификации характеризу­ется определенными преимуществами и недостатками (табл. 1),знание которых позволяет рационально применять эти методы с учетом целевого назначения.

Наши рекомендации