Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
Конкурентоспособность фирмы не может быть определена лишь конкурентоспособностью товара, так как охватывает всю деятельность организации. Термин «конкурентоспособность» в системе рыночных отношений относят и к продукции (товару, услуге), и к объекту (организации, отрасли), и к экономике страны в целом.
Европейский форум по проблемам управления определил конкурентоспособность организации как «реальную и потенциальную способность объекта проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.
Конкурентоспособность организации определяется соблюдением основных принципов взаимоотношений с бизнес - средой: гибкости, адаптации и взаимодействия. Высокая гибкость конкурентного поведения и эффективная адаптация внутренней деятельности организации к внешним условиям подразумевает постоянные организационные изменения в целях обеспечения устойчивого развития организации в условиях нестабильной внешней среды. Достижение конкурентоспособности возможно только при своевременном выявлении возможностей и угроз бизнес - среды и разработки эффективной конкурентной стратегии.
Выделяют четыре уровня конкурентоспособности фирмы:
1) внутренне нейтральная: высший менеджмент уверен в конкурентоспособности продукции и считает любые улучшения производства или управления излишеством;
2) внешне нейтральная: руководители стремятся заимствовать все управленческие и организационные приемы и методы у главных конкурентов;
3) поддерживаемая изнутри: управление активно воздействует на производственные системы с целью их развития и совершенствования;
4) поддерживаемая из - вне: эффективность деятельности фирмы определяется, в первую очередь, внешними факторами.
В современных трудах критериями конкурентоспособности организации определены производственные, сбытовые, рыночные и товарные критерии. Их основой являются долговременные конкурентные преимущества организации, субъективно воспринимаемые клиентом/потребителем как лучшие по сравнению с конкурирующими фирмами. Конкурентные преимущества фирмы принято классифицировать на две группы:
1) Внутренние конкурентные преимущества фирмы:
* Структурные (организационная структура, персонал, миссия фирмы);
* Ресурсные (поставщики, доступ к качественному дешевому сырью и др.);
* Технические (патентованный товар, технологии, качество товара и др.);
* Управленческие (состав менеджеров, организационные изменения, анализ выполнения заказов, др.);
* Рыночные (эксклюзивность товара, каналов распределения, рекламы и др.);
* Эффективность функционирования фирмы.
2) Внешние конкурентные преимущества фирмы:
* Уровень конкурентоспособности страны, региона;
* Налоговые ставки в стране и регионах;
* Научный уровень управления экономикой;
* Государственная поддержка науки, инновационной деятельности;
* Климатические условия и географическое положение;
* Качество информационного обеспечения на всех уровнях управления.
Исследование и выявление конкурентных преимуществ организации в сравнении с другими игроками рынка является необходимым элементом анализа ее конкурентоспособности.
Единая методика оценки конкурентоспособности предприятия отсутствует. В практике применяют различные подходы: «цепочка ценностей» М. Портера, система Mc Kinsey, диаграмма Р. Омае, портфельный анализ, разработаны авторские методики.
Сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий отрасли проводят двумя методами:
* Параметрический анализ носит качественный, неформализованный характер (данными служат субъективные суждения и неформальные источники информации).
* Рейтинговая оценка предприятий строится на количественном сравнении показателей с учетом коэффициентов их весомости. Выбор показателей должен отражать отраслевую специфику и важнейшие аспекты финансово – хозяйственной деятельности предприятия, а анализ должен проводиться на основе реальной информации об изменении потенциала за последние три - пять лет.
Конкурентоспособность (стратегического потенциала) характеризует возможности и динамику приспособления всех реальных и потенциальных ресурсов и деловых способностей организации к условиям рыночной конкуренции, способность эффективно вести все виды деятельности, способность занять и удержать устойчивую позицию на конкретном рынке в условиях противостояния конкурентов - производителей (продавцов) аналогичных товаров.
Для оценки конкурентоспособности фирмы необходимо провести анализ ее состояния на основе системного подхода. Он включает анализ по следующим сферам деятельности и. факторам, влияющим на конкурентоспособность:
1.Анализ качества используемых научных подходов в
управлении фирмой.
2.Анализ факторов макро- и микросреды маркетинга.
3. Анализ сильных и слабых сторон фирмы.
4. Анализ эффективности использования всех видов ресурсов.
5. Анализ инновационной активности организации.
6. Анализ широты и глубины ассортимента товаров.
7. Анализ конкурентоспособности реализуемой продукции.
8. Анализ послереализационного обслуживания.
9. Анализ сбытовой сети фирмы и др.
Среди методов оценки конкурентоспособности оргшанизаций наибольшее распространение получили:
1) метод балльной оценки;
2) метод анализа экономических показателей.
При методе балльной оценки обычно используют 5- и 10-балльные системы. Устанавливают основные технико-экономические и финансовые показатели соперничающих фирм и дают им сравнительную экспертную балльную оценку. По итоговой сумме баллов определяется уровень конкурентоспособности фирмы. Иногда учитывают коэффициенты значимости отдельных параметров.
Метод анализа экономических показателей конкурентоспособности состоит в определении важнейших экономических показателей функционирования фирм, которые сравниваются с соответствующими показателями конкурентов.
Анализируются в динамике за последние 3-5 лет следующие финансово-экономические показатели:
* рентабельность производства / продаж / затрат / инвестиций отдельных видов продукции и бизнеса в целом;
* отношение чистой прибыли к затратам на маркетинг;
* ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность;
* производительность труда;
*чистая прибыль на одного работника и на одного менеджера организации.
После расчета всех показателей строится многоугольник конкурентоспособности - лепестковая диаграмма (рис.). По итогам анализа формулируется вывод об уровне конкурентоспособности фирмы, разрабатываются мероприятия по повышению ее конкурентоспособности.