Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы
Торговля – это особая деятельность людей. Связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Торговля как отрасль общественного хозяйства представляет такую организацию рынка потребительских товаров, при которых продажа товаров населению становится предметом хозяйственной деятельности специальных предприятий – торговых предприятий, а текущее регулирование рынка потребительских товаров – функцией отрасли в целом.
Отрасль торговли - группа качественно однородных хозяйственных единиц (организаций, предприятий, учреждений), которые характеризуются особыми условиями предпринимательской деятельности, в системе общественного разделения труда однородными услугами и выполняющих общую функцию в национальной экономике.
Отрасль торговли подразделяют на внутреннюю и внешнюю торговлю.
Внутреннюю формируют предприятия оптовой и розничной торговли и общественного питания, которые обслуживают национальный рынок.. Большую роль внутренняя торговля страны играет в организации денежного обращения.
Внешняя является составной частью внешне-экономической деятельностью предприятий торговли и формируется совокупностью товарооборота на внешнем рынке.
Различают следующие виды торговли, образующие отрасль:
1. Оптовая торговля - реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу и переработку.
2. Розничная торговля – реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
3. Общественное питание представляет собой предприятия, выполняющие следующие функции:
-производственная;
- реализация (продажа) товаров;
- создание условий для потребления.
Функции торговли во многом определены ее сущностью, как формой товарного обращения.
Важнейшими функциями торговли являются:
а) реализация производственной потребительной стоимости товаров и услуг (исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта);
б) доведение предметов потребления до потребителя (выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к покупателю, осуществляя при этом ряд операций – транспортировку, упаковку и т.д.);
в) поддержание баланса между спросом и предложением по объему и ассортименту;
г) сокращение издержек обращения в сфере потреблении в виде снижения затрат покупателей на потребление товаров путем совершенствования технологий торговли (самообслуживание, торговые сети);
д) функции маркетинга – разработка товаров, исследование рынка, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса.
Роль торговли как особой отрасли общественного хозяйства значительна и с развитием рыночных отношений проявляется более многопланово.
Торговля играет важную роль в осуществлении межотраслевого, межрегионального обмена, установлении связи между городом и деревней. Между промышленностью и сельским хозяйством осуществляется рыночный обмен средствами производства, сырьем и полуфабрикатами, в котором активно участвует торговля. Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю.
Именно в процессе реализации товаров проявляется наиболее полная связь между производством и потреблением, выявляется уровень развития производства. Влияние торговли на его развитие в рыночной экономике весьма заметно. Торговля обеспечивает непрерывность и повышает эффективность кругооборота ресурсов. Доводя товары до потребителя, она реализует интересы всех участников товарного обмена. По каналам прямой связи происходит движение товара от производства к потребителю, а по каналам обратной связи возмещаются затраты производителю за используемые ресурсы, производитель получает прибыль, а общество – чистый доход. Именно торговля с помощью потребителя определяет место и роль каждого конкретного товара, удовлетворяя потребности в нем. Торговля выявляет изменения в структуре потребления, следовательно, стимулирует производство и задает ему конкретное направление.