Вопрос 23. Библиотечный коллектив: структура, особенности, социально-психологический аспект
Коллектив- уровень развития персонала, который стал обществом людей, сплоченных общими профессиональными целями и задачами.
Трудовой коллектив библиотеки неоднороден по структуре, его образуют различные группы, которые принято разделять на большие и малые.
Большая группа – коллектив учреждения, где непосредственно личное общение между каждым сотрудником практически невозможно (как правило, ввиду территориальной разобщенности).
Малая группа – сотрудники связаны между собой непосредственными межличностными отношениями. Именно малые группы в наибольшей степени выражают сущность коллектива, поскольку люди в них находятся в устойчивом взаимодействии.
Коллектив библиотеки как объект управления и регулирования обладает специфичными особенностями:
· Его образуют различные сочетания малых групп, члены которых имеют разные социально-демографические и профессионально-квалификационные характеристики. В этом отношении коллективы библиотек зачастую являются «постаревшими» - в них преобладают сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста. Это происходит из-за низкой заработной платы и неустойчивости рыночных условий. Поэтому в библиотеках часто прослеживается недостаток и молодых, и квалифицированных специалистов.
Для библиотечных коллективов характерен гендерный признак - представлен в большем количестве сотрудниками женского пола;
Определенную сложность управления создает территориальная разобщенность сотрудников, которая существует в больших библиотеках, имеющих несколько зданий и отделения в разных регионах;
Специфика трудовой деятельности – монотонность повторяемости процессов и операций, многофункциональность труда, разностороннее общении с большим количеством людей и др., что ведет к стрессовым ситуациям.
В процессе общения в коллективе возникает определенная психологическая атмосфера отношений, получившая название социально-психологического климата. Структура соц.-псих. климата определяется системой сложившихся отношений внутри коллектива, параметры:
· Взаимоотношения по вертикали и горизонтали
· Стиль и нормы общения
· Организация и условия труда
· Система стимулирования
В зависимости от условий развития данных характеристик складывается устойчивый эмоциональный настрой коллектива, повышается производительность труда, снижается текучка кадров и т д.
Наибольшее влияние оказывает параметр организация и условия труда -определяет степень удовлетворенности сотрудников своим трудом и воздействует на межличностные отношения, снижая риск конфликтности.
Служебные взаимоотношения так же играют важную роль в формировании соц.-псих. климата. Их характер, степень формализации и централизации создают соответствующий настрой в коллективе.
Сложившиеся нормы и стиль делового взаимодействия также определяют состояние соц.-псих. климата. Эти нормы складываются в служебный этикет, диктующий правила поведения на работе и диктуют линию поведения в кризисные моменты.
На соц-псих. климат влияет и система стимулирования сотрудников. Она должна соотноситься с моральными и правовыми нормами, психологическими особенностями личности и качеством труда сотрудника. Руководитель может использовать стимулирующие методы, не забывая о справедливости и по мере возможности должен объективно оценивать работу каждого сотрудника.
Состояние соц.-псих. климата залог благополучия библиотеки. Оптимистичная психологическая атмосфера благотворно влияет на производительность труда и не подвергает риску здоровье сотрудников.
Вопрос 24. Организационная культура библиотеки - совокупность господствующих в данном учреждении ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников, независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей. Организационная культура складывается из компонентов:
· представления о миссии, назначении библиотеки, основных целях деятельности, осознанных и разделяемых всеми сотрудниками;
· ценностей организации; средств, использование которых допустимо для достижения целей деятельности библиотеки;
· принятых норм распределения власти и полномочий; стиля взаимоотношений как внутри библиотеки, так и при ее взаимодействии с др. учреждениями;
· внимания к собственной истории, традициям, обычаям;
· порядка приобщения новых членов коллектива к ценностям библиотеки;
· условий, создаваемых для самореализации сотрудников, и принятых норм их поощрения.
Организационная культура базируется на представлениях о миссии, целевом начале в деятельности библиотек. Широкое понимание миссии характеризует предназначение библиотеки.
Ценности и нормы деятельности — выступает по отношению к миссии в качестве ограничителя. Деятельность библиотеки направлена на удовлетворение потребностей пользователей, следовательно, средства реализации целей деятельности оцениваются сквозь призму этих ценностей. Иначе говоря, главным критерием результативности становится качество обслуживания пользователей, их удовлетворенность оперативностью и комфортностью предоставляемых услуг.
Остальные компоненты организационной культуры выступают в роли мотиваторов, способов претворения в жизнь целей деятельности библиотеки с соблюдением принятых в коллективе ценностей и норм поведения. Так, принятые нормы распределения власти и полномочий, частично отраженные в Уставе, зафиксированы в “Правилах внутреннего трудового распорядка сотрудников”. Они регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные обязанности работников и администрации, рабочее время и его использование, поощрения за успехи в работе и ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Создание условий для самореализации сотрудников и принятые формы их поощрения. Принятые формы поощрения работников включают: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценными подарками, награждение почетной грамотой. За особые трудовые заслуги работники представляются в вышестоящие органы к поощрению почетными грамотами, медалями, орденами, к присвоению почетных званий.
Создание условий для самореализации сотрудников является наиболее важным для бибсферы ввиду большого объема монотонных, рутинных операций. В этих целях используются такие формы: повышение квалификации сотрудников за счет библиотеки, выделение рабочего времени на ознакомление с новой профессиональной литературой, конкурсы и др.
Развитая организационная культура способствует созданию в библиотеке психологического климата, обеспечивает высокую и качественную производительность труда библ работников, приверженность сотрудников организации, повышению имиджа. Организационная культура влияет на все процессы работы библиотеки, а также факторы, их сопровождающие (от этикета библиотекаря до качественного обслуживания читателя). Несмотря на то, что все основные процессы в библиотеках унифицированы, для каждой из них организационная культура является индивидуальной, она обладает только ей присущими уникальными характеристиками.