Вопрос 12. Библиотечный маркетинг: сущность, принципы, концепция

Библиотечный маркетинг — кон­цепция управления, ориентирующая библиотеку на наиболее полное удовлетворение познавательных, информационных и пр. потребностей ее пользователей при максимальной реализации ее собственных ресурсов и возможностей.

Принципы библ. маркетинга:комфортность библио­теч­ной среды, доступность услуг и информации, сегментация целевого рынка, конкретность и гибкость обслуживания, устой­чивые общественные связи библиотеки.

Комфортность библиотечной среды -уютно, быстро, профессионально и качественно. Такими же признаками характеризуется процесс предоставления библиотечной продукции при соблюдении первого принципа. Требование комфортности способствует разработке и производству новой продукции, направленных на совершенствование обслуживания пользователей.

Доступность продукции- обеспечение доступности знаний, информа­ции, культурного наследия для всех категорий пользователей независимо от их национальных, образовательных, религиоз­ных или др. различий. Требование доступности лежит в основе расширения ассортимента продукции. Однако соблю­де­ние этого принципа в библиотеке ограничено ресурсами. Все потребности нельзя удовлетворить, и увеличить произ­вод­ство одного вида продукции можно только за счет сокра­ще­ния производства другого. В связи с этим библиотека пред­лагает только такую продукцию или такие услуги, которые может качественно и профессионально реализовать в определенных рыночных условиях в соответствии со своим статусом.

Принцип рыночной сегментацииопределяет отношение отдельных групп потре­би­телей к конкретной продукции. Сегмент (часть) рынка – это однородная по своему поведению группа потребителей, а сегментация – это деление рынка на четкие группы потреби­те­лей итоговых продуктов деятельности учреждения. Сово­куп­ность потребителей получила название “целевой рынок (целевой сегмент)”, или “целевая аудитория”.

Применение сегментации при реализации продукта/услуги - создавать и продвигать новый продукт, производитель учиты­ва­ет все нюансы потребительского спроса. Выявленные раз­ли­чия позволяют по одному виду продукта/услуги создавать определенное количество модификаций (разновидностей), ориен­тированных на различные сегменты целевого рынка. Сег­ментация дает основания выпускать модификации опре­де­ленной продукции, ориентированной на особенности спро­са и потребности различных категорий пользователей, т.е. сегментация стимулирует развитие новой про­дук­ции.

Конкретность библиотечного обслуживания.Руковод­ству­ясь этим принципом, любой производитель продук­тов/услуг предоставляет своему потребителю то, что тот хо­чет, но не может получить в др. месте. С учетом соблю­де­ния данного принципа библиотечная продукция (оказывае­мые услуги и выпускаемые продукты), как и деятельность библиотеки в целом, существенно отличаются от продукции и деятельности др. библиотек, образовательных, информа­цион­ных, досуговых и просветительных организаций. И в данном случае задачи маркетинга – определить эти отличия и превратить их в конкурентные преимущества, отразить в стра­тегии библиотеки, обратить на них внимание пользова­те­лей, использовать для совершенствования деятельности биб­лио­теки. Работа в данном направлении строится на тщатель­ном изучении рынка, сильных и слабых сторон деятельности библиотеки и ее конкурентов, определении уникальных свойств продукта/услуги и их использовании при продви­же­нии этой продукции (в рекламных акциях, информационных сообщениях и т.п.).

Гибкость обслуживания -способность к об­нов­лению производства библ. продукции в соот­вет­ствии с требованиями рынка. Соблюдение данного принципа позволяет производить необходимые изменения в зависимо­сти от обстоятельств. Гибкость как принцип управления про­яв­ляется в оперативной постановке новых целей, опережаю­щем обновлении содержания, стратегии и тактики библио­теч­ной деятельности, быстрой реакции на различные собы­тия, происходящие как во внешней среде библиотеки, так и внутри ее, в использовании новых возможностей.

Устойчивые общественные связи -добро­же­ла­тельное отношение и удовлетворение интересов тех групп, которые составляют библиотечную общественность: пользо­ва­телей, “друзей библиотеки”, спонсо­ров и меценатов, про­фес­сионального библиотечного сообще­ства. От эффектив­нос­ти этой деятельности зависит отноше­ние к библиотеке местного сообщества и властей, ее финан­си­рование.

Цели библиотечного маркетинга – предоставить потребителю возможность выбора необходимой ему библио­теч­но-библиографической и информационной продукции, развивать перспективный спрос, помочь библиотеке занять собственную нишу на профильном рынке.

Сочетание социальных приоритетов основной деятель­но­сти библиотеки, ориентированной на пользователей, с эко­но­мическими интересами в области предпринимательской деятельности обусловливает необходимость использования в библиотечной сфере как коммерческого, так и некоммер­чес­кого маркетинга при доминирующей роли последнего.

Деятельность библ. маркетинга:

- сбор, обработка и анализ информации;

-определение требований пользователей;

- формирование и удовлетворение пользователей;

- освоение инноваций

- формирование имиджа;

- организация системы коммуникаций;

- разработка рекламной кампании;

- составление аналитических обзоров;

- разработка новых услуг библиотеки.

Наши рекомендации