Вопрос 10. Концепция стратегического управления библиотечно-информационной деятельностью

Стратегическое управление БИД - управление, которое опирается на кадровый потенциал, ориентирует функции библиотеки на запросы пользователей, гибко реагирует и своевременно проводит изменения в библиотеке, соответствующие требованиям внешней среды, что в совокупности дает возможность библиотеке функционировать в долгосрочной перспективе и достигать при этом своих целей.

СУ является важнейшей составляющей жизнедеятельности каждой библиотеки.

Этапы стратегического управления БИД:

· предварительный анализ состояния дел в библиотеке и ее внешней среде,

· определение "дерева целей" стратегического плана,

· выбор стратегии и ее реализации,

· разработка политики осуществления этой стратегии,

· определение ресурсов.

СУ библиотекой представлено в четырех процессах:

1. разработка и осуществление стратегии развития;

2. проектная деятельность;

3. маркетинговые стратегии

4. персонал-стратегия.

1. Разработка и осуществление стратегии развития:определение миссии и целей библиотеки, анализ среды, выбор стратегии, организация выполнения стратегии, анализ и контроль.

Проектная деятельность

Управление проектами становится важной и актуальной сферой деятельности, позволяющей библиотеке находиться в постоянном развитии. В библиотечном деле осознана важность проектов, которые позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с органами власти, общественностью и партнерами. В результате проекты превращаются в ключевой фактор, определяющий успех и расширение библиотечной деятельности.

Маркетинговые стратегии

Библиотечный маркетинг – управленческая деятельность библиотеки, организованная на принципах классического маркетинга, направленная на наиболее полное удовлетворение познавательных, информационных и пр. потребностей пользователей библиотеки при максимальной реализации ее собственных ресурсов и возможностей, обеспечение адаптации библиотеки к современным социально-экономическим условиям.

Цели библиотечного маркетинга – предоставить потребителю возможность выбора необходимой ему библиотечно-библиографической и информационной продукции, развивать перспективный спрос, помочь библиотеке занять собственную нишу на профильном рынке.

Применение маркетинга в библиотеке строится на основе соблюдения принципов: комфортность библиотечной среды, доступность услуг и информации, сегментация целевого рынка, конкретность и гибкость обслуживания, устойчивые общественные связи библиотеки.

Деятельность библ. маркетинга:

- сбор, обработка и анализ информации;

-определение требований пользователей;

- формирование и удовлетворение пользователей;

- освоение инноваций

- формирование имиджа;

- организация системы коммуникаций;

- разработка рекламной кампании;

- составление аналитических обзоров;

- разработка новых услуг библиотеки.

4. Персонал-стратегия (стратегическое управление персоналом) - совокупность и последовательность принимаемых решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на персонал для реализации избранного принципа развития организации. Персонал библиотеки признается объектом стратегии. Персонал – ресурс, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. Стратег. управление персоналом – перспективные направления развития, использующие предоставленные внешней средой возможности для упрочения и сохранения стабильности функционирования библиотеки с помощью ее сотрудников.

Персонал-стратегия библиотеки включает:

• прогнозирование перспективных потребностей библиотеки в персонале;

• изучение рынка труда;

• разработка программы мероприятий по освоению рынка труда;

• планирование, набор, отбор персонала

• адаптация персонала;

• система обучения персонала;

• анализ системы рабочих мест;

• разработка программ мероприятий по развитию персонала;

• мотивация персонала.

Вопрос 11. Стратегическое планирование в библиотеках. Виды стратегических планов библиотеки

Стратегический подход к определению перспектив развития библиотеки позволяет объективно оценить ситуацию, в которой находится библиотека, пути будущего развития, определить, что нужно сделать сейчас, в ближайшем будущем, в течение нескольких лет, какие мероприятия следует осуществить, чтобы достичь намеченных целей.

Разработка стратегии – это перспективное и стратегическое планирование.

Перспективное – разработка планов на перспективу, т.е. на будущее.

Стратегическое – поиск новых возможностей, выработка долгосрочной стратегии для достижения целей библиотеки, что ДОЛЖНО быть. Исходя из этого, строятся задачи, методы и формы работы. Главное - обозначить не мероприятие, а РЕЗУЛЬТАТ.

Стратегический план помогает диагностировать состояние внутренней среды библиотеки и ее внешнего окружения, составить реалистичное и ясное представление о перспективах, четко сформулировать цели и задачи библиотеки, достичь необходимого согласия с муниципальными органами, с собственным коллективом, определить ресурсную базу библиотеки, осуществлять контроль деятельности. Таким образом, стратегическое планирование ориентирует библиотеку на решение настоящих и будущих проблем, не доводя их до кризисного состояния.

Виды планы в библиотеке:

- стратегические и перспективные на 5, 10 и более лет;

- оперативные на год, квартал, месяц;

- с различными интервалами действия: текущие (годовые, квартальные, месячные), долгосрочные (на весь период деятельности библиотеки);

- универсальные(на всю работу в целом) и тематические (только по одному направлению деятельности).

По срокам выполнения планы делят на:

- долгосрочные (больше 5 лет) – эти планы относятся, в основном, к категории планов-целей.

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет) – они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.

- краткосрочные – планируются на срок до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.

Наши рекомендации