Понятие, цель, критерии и особенности проведения фокус-группыв маркетинговых исследованиях.
ФОКУС-ГРУППА (ФГ)- неструктурированное интервью, которое специально подготовленный ведущий непринужденно берет у небольшой группы респондентов. Ведущий направляет ход обсуждения.
ЦЕЛЬ – получение представления о том, что думает группа людей, представляющая конкретный целевой рынок, о проблемах интересующих исследователя.ЦЕННОСТЬ этого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию.
ОСОБЕННОСТИ ФОКУС-ГРУПП:
· Количество чел. в группе - 8-12 (Группы из 12 и больше участников слишком многочисленные, что не способствует связной беседе в естественной обстановке)
· Состав группы - Однородный; предварительный отбор респондентов (Люди, принадлежащие к одному так сказать "сословию", не склонны конфликтовать с остальными членами группы по поводу вопросов, не относящихся к предмету обсуждения)
· Обстановка - Неофициальная, непринужденная атмосфераспособствует высказыванию любых произвольных мнений
· Время - 1-3 часа. (За это время необходимо достичь взаимопонимания с участниками группы и подробно разобраться в их убеждениях, чувствах, представлениях, социальных установках по поводу темы беседы)
· Запись - Аудио- и видео (Видеозапись позволяет зафиксировать выражение лиц и движения тел. Часто заказчики наблюдают за интервью через одностороннее зеркало)
· Ведущий - Требуется наблюдательность и коммуникабельность
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФГ:
· Более точное определение самой проблемы маркетингового исследования.
· Разработка альтернативных вариантов управленческих решений.
· Разработка подхода к решению проблемы.
14. Организация, подготовка и проведение фокус-группыв маркетинговых исследованиях.
Необходимо подготовить ДЕТАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФГ, которым будет руководствоваться ведущий. Для этого проводятся всесторонние консультации между заказчиком, исследователем и ведущим.
ВЕДУЩИЙ должен отслеживать важные идеи, высказанные участниками.Поэтому, он обязан быть в курсе дел заказчика, понимать задачи ФГ и знать, как в дальнейшем будут использованы полученные данные.
Использование ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ФГ позволит избежать некоторых проблем, связанных с достоверностью данных.
Тщательное ИЗУЧЕНИЕ ВСЕХ МАТЕРИАЛОВ ФГ составляет основу для последнего этапа – принятия решения о следующих действиях.В большинстве случаев принимают решение о проведении дополнительного исследования.
ХОД ИНТЕРВЬЮ записывается на всем протяжении обсуждения, часто на видео. Видеозапись позволяет зафиксировать выражение лиц и движения тел. Часто заказчики наблюдают за интервью через одностороннее зеркало.
УСПЕХ ФОКУС-ГРУППЫ зависит главным образом ОТ ВЕДУЩЕГО, который должен:
· добиться взаимопонимания с участниками интервью,
· грамотно вести обсуждение темы,
· поощрять респондентов высказывать собственное мнения.
ВЕДУЩИЙ играет важную роль в анализе и обработке информации. Это должен быть
опытный, компетентный человек, умеющий работать с группой людей.
Главные качества, которыми должен обладать ведущий фокус-группы
1. Доброжелательность и решительность.
2. Терпимость.
3. Привлечение к участию.
4. Неполное понимание.
5. Поощрение.
6. Гибкость.
7. Чувствительность.
План проведения, количество и виды фокус-группв маркетинговых исследованиях.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФГ
1. Определить задачи и проблему маркетингового исследования
2. Конкретизировать задачи качественного исследования
3. Сформулировать задачи (вопросы) для рассмотрения в ходе проведения фокус-группы
4. Составить анкету для отбора участников фокус-группы
5. Разработать план проведения фокус-группы
6. Провести фокус-группу
7. Посмотреть записи и проанализировать данные
8. Обобщить полученные данные и составить план дальнейших действий
КОЛИЧЕСТВО ФГ, проводимых в связи с одним предметом обсуждения, зависит от
· характера обсуждаемого предмета,
· количества конкретных сегментов рынка,
· количества новых идей, предложенных каждой последующей группой,
· от времени и средств.
Необходимо проводить ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФГ до тех пор, пока ведущий не сможет услышать ничего нового. Это происходит обычно после трех-четырех обсуждений одного и того же предмета.Рекомендуется проводить по меньшей мере две ФГ.
ВИДЫ ФГ
· Двустороннее интервью.
· ФГ с двумя ведущими.
· ФГ с двумя ведущими-оппонентами.
· ФГ с респондентом-ведущим.
· ФГ с заказчиком в роли участника.
· Мини-группы.
· Удаленная ФГ.
· ФГ в режиме online.