Конспект лекции по специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»

Конспект лекции по специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»

Дисциплина «Маркетинговые исследования»

Понятие, сущность и задачи маркетинговых исследований

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение, использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (возможностей).

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ маркетинговых исследований означает, что необходимо логично, строго и последовательного планировать действий на всех этапах процесса маркетинговых исследований.Процедуры, сопровождающие каждой этап, должны бытьметодологически обоснованными,хорошо задокументированными, максимально заранее спланированными.

Маркетинговые исследования включают идентификацию,сбор,анализ,распространение,использование информации.В маркетинговых исследованиях используется научный метод познания, предусматривающий сбор и анализ данных для проверки предварительно выдвинутых идей или гипотез.

ЗАДАЧА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ — предоставление точной, объективной информации, которая отражает истинное состояние дел. Они должны проводится беспристрастно. Исследование должно быть свободно от личных, экономических или политических пристрастий его самого или руководства.

Конспект лекции по специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» - student2.ru

Роль маркетинговых исследований в системе принятия управленческих решений

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ включает в себя выделение проблемы маркетингового исследования в общем виде (общей проблемы) и определение ее отдельных компонентов. Только после этого маркетинговое исследование может быть разработано и проведено соответствующим образом. Этот момент очень важен: неадекватное определение проблемы приводит к провалу маркетинговых исследований.

Конспект лекции по специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» - student2.ru

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА предполагает определенные действия топ-менеджера: Как остановить потерю рыночной доли?Должен ли рынок быть сегментирован по-другому? Стоит ли выводить на рынок новый продукт? Нужно ли увеличить бюджет на продвижение товара?

ПРОБЛЕМА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - решение которое предполагает получение определенной информации. Ее определение связано с тем, какая информация необходима и как ее получить наиболее эффективно.

ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ включает следующие компоненты: методология исследования, аналитические модели, поисковые вопросы, гипотезы и факторы,влияющих на план исследования.

ТЕОРИЯ - это взаимосвязь определенных концепций, опирающаяся на фундаментальные утверждения, называемые аксиомами, которые принимаются как истинные.ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ, беспристрастные и подтвержденные эмпирически, собираются из вторичных источников.АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ включает набор переменных и их взаимосвязей и предназначена для того, чтобы представить с ее помощью в целом или по частям некоторую реальную систему или процесс.ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ уточняют отдельные компоненты проблемы, каждый из которых может быть в свою очередь разбит на составляющие.ГИПОТЕЗА - это недоказанное утверждение или предположение относительно фактора или явления, интересующих исследователя.

План проведения, количество и виды фокус-группв маркетинговых исследованиях.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФГ

1. Определить задачи и проблему маркетингового исследования

2. Конкретизировать задачи качественного исследования

3. Сформулировать задачи (вопросы) для рассмотрения в ходе проведения фокус-группы

4. Составить анкету для отбора участников фокус-группы

5. Разработать план проведения фокус-группы

6. Провести фокус-группу

7. Посмотреть записи и проанализировать данные

8. Обобщить полученные данные и составить план дальнейших действий

КОЛИЧЕСТВО ФГ, проводимых в связи с одним предметом обсуждения, зависит от

· характера обсуждаемого предмета,

· количества конкретных сегментов рынка,

· количества новых идей, предложенных каждой последующей группой,

· от времени и средств.

Необходимо проводить ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФГ до тех пор, пока ведущий не сможет услышать ничего нового. Это происходит обычно после трех-четырех обсуждений одного и того же предмета.Рекомендуется проводить по меньшей мере две ФГ.

ВИДЫ ФГ

· Двустороннее интервью.

· ФГ с двумя ведущими.

· ФГ с двумя ведущими-оппонентами.

· ФГ с респондентом-ведущим.

· ФГ с заказчиком в роли участника.

· Мини-группы.

· Удаленная ФГ.

· ФГ в режиме online.

Конспект лекции по специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»

Дисциплина «Маркетинговые исследования»

Наши рекомендации