Шаг 1: Поставьте цель проведения фокус группы.

Шаг 1: Поставьте цель проведения фокус группы.

Для того, чтобы поставить четкие вопросы и получить достоверную информацию необходимо четко представлять себе, какова цель проведения фокус группы. Расплывчатые общие цели, например "узнать, что люди думают…" усложнят процесс обработки результатов, если таковой вообще будет возможный.

Поэтому, после того как Вы поставите цель спросите себя, - Зачем мне это нужно знать?. Обычно ответом на этот вопрос становится кардинальное изменение цели проведения "фокус - группы". Чем яснее цель, тем легче провести мероприятие.

Шаг 2: Составьте распорядок работы.

Невозможно организовать работу фокус группы за один день. Подготовка начинается не менее чем за четыре недели до мероприятия. Шесть или восемь недель оптимальный срок организации фокус группы. Как правило именно столько времени занимает подготовка, приглашение участников, подготовка и тестирование вопросов, организация места проведения, сбор дополнительных материалов для проведения мероприятия. Ниже представлен перечень действий, необходимых для организации и проведения фокус группы.

·Постановка цели - 6-8 недель до начала мероприятия.

·Отбор участников - 6-8 недель до начала мероприятия.

·Приглашение участников - 6-8 недель до начала мероприятия.

·Отбор координатора - 4-5 недель до начала мероприятия.

·Подготовка вопросов - 4-5 недель до начала мероприятия.

·Подготовка сценария - 4-5 недель до начала мероприятия.

·Подготовка места проведения мероприятия - 4 недели до начала мероприятия.

·Рассылка приглашений - 4-5 недель до начала мероприятия.

·Подтверждение участия - 2 недели до начала мероприятия.

·Подготовка помещения - 1 неделя до начала мероприятия.

·Рассылка напоминания о мероприятии - 2 дня до начала мероприятия.

·Подготовка дополнительных материалов для мероприятия - 2 дня до начала мероприятия.

·Проведение мероприятия -

·Рассылка писем благодарности - через два дня после проведения мероприятия

·Обработка записей - через два дня после проведения мероприятия.

·Подготовка заключения и рассылка результатов участникам - через 1 неделю.

·Подготовка отчета - после обработки всей полученной информации.

Шаг 3: Отбор и приглашение участников.

Решение о том, кто должен принять участие в фокус группе проводится в пять стадий:

·Решите сколько участников должно быть и сколько необходимо пригласить.

·Еще раз вспомните цель фокус группы и подготовьте лист ключевых характеристик, которые должны быть присущи участникам.

·Просмотрите список и выберите участников с как минимум двумя сходными характеристиками.

·Составьте список и разошлите приглашения.

Шаг 4: Составление вопросов.

Помните, что фокус группа проводится в течении полутора- двух часов, поэтому Вы сможете задать не более 4-5 вопросов. Не так уж и много как кажется, особенно если учесть "приветственный и разогревающий" вопросы. Таким образом, у Вас остается возможность задать всего три вопроса, относящиеся непосредственно к теме фокус группы.

Последовательность и тон задаваемых вопросов не менее важны, чем содержание вопросов. Чтобы добиться эффективности, вопросы должны быть открытыми, начиная от общего к частному.

Как только вы подготовили вопросы, вернитесь к цели фокус группы. Какие вопросы не целесообразны? Какие вопросы выглядят наиболее важными? На какие вопросы участники смогут ответить? Вычеркните из списка как можно больше вопросов. Если над вопросами работает группа, попросите каждого выделить пять наиболее важных на их взгляд вопросов из общего списка. Как только вы выбрали пять вопросов, обратитесь к профессиональному редактору для перефразирования. И в заключении расположите вопросы в порядке, наиболее пригодном для участников фокус группы. Следуйте следующей логике: от общего к частному, от простого к сложному, от позитивного к негативному.

Протестируйте вопросы. Насколько ответы обеспечивают Вас необходимой информацией? Зачастую, вопросы хорошо читаются, но не звучат. Задайте вопросы самому себе и попробуйте на них ответить, как если бы Вы сами были участником фокус группы. Соберите сотрудников и сымитируйте фокус группу. Если все нормально - готово. Если нет, пересмотрите вопросы.

Шаг 6: Выбор координатора.

Отличительной особенностью проведения фокус группы является наличие координатора, имеющего определенные навыки проведения подобного мероприятия. Не бойтесь этого требования. Это не означает, что Вам необходим высоко квалифицированный консультант, но что вам необходим человек с рабочими навыками проведения динамичных обсуждений в группе и с репутацией хорошего лидера. В частности, координатор должен обладать: чувством такта при разговоре с наиболее "горячими" участниками; способностью поддерживать дискуссию не уходя в сторону от тематики; умением предоставить всем участникам возможность высказаться.

Координатор может быть сотрудником организации или волонтером. Если средства позволяют, можно пригласить профессионала. Можно использовать команду координаторов из двух человек, когда один ведет дискуссию, а другой записывает.

Предостерегите координатора или координаторов о любых возможных дискомфортных ситуациях. Например, вам совершенно не надо, чтобы генеральный директор организации координировал фокус группу со своими сотрудниками, посвященную новой системе оценки эффективности деятельности.

Также возьмите в расчет такой факт, что с приглашенным консультантом участники будут более откровенны в своих высказываниях.

Шаг 10: Последействие

Величайшими ошибками в проведении фокус групп являются: не уведомление участников о результатах фокус группы и отсутствие последействия, т.е. не принятие мер, основанных на результатах фокус группы.

Помните, что в неправительственном секторе, фокус группа помогает объединить людей в конкретной области. Собрав их однажды вместе, не упускайте шанс. Сообщите участникам результаты фокус группы, отправьте им письмо благодарности, сообщите им, как были применены результаты. Конечно, фокус группа не является частью PR, но укрепляет доброе отношение к вашей организации среди участников.

Несколько предложений о практическом использовании полученных результатов:

·Запланируйте встречу для обсуждения результатов и их практическое применение.

·Соберите замечания участников фокус группы. Свяжите полученные замечания с поставленной целью. Сравните с другими источниками полученную информацию от фокус группы.

·Выделите основные темы, вопросы и проблемы которые возникли в процессе проведения фокус группы. Обсудите и отметьте, как вы собираетесь их решить.

Если собралось много информации, расставьте приоритеты. Решите, какие предпринять действия. Например, поделиться полученной информацией с местными органами власти, внести решение отдельных вопросов в рабочий план, включить решение отдельных вопросов в бюджет.

  1. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ - истолкование, уточнение смысла понятий. Понятия науки эксплицируются с помощью определений (дефиниций). Научные данные, фиксируемые в понятиях, важны как средство дальнейшего познания и решения практических задач. Чтобы понятия науки могли исполнять эту роль, требуется проведение процедуры интерпретации общих понятий, суть которой состоит в реконструкции схемы процесса познания, приведшего к определенной формулировке интерпретируемого понятия. Одно из назначений процедуры И.П. состоит в обеспечении правильного понимания понятий, используемых в процессах обучения и управления.

С формальной точки зрения, И.П. выступает как понижение уровня их общности путем сведения к понятиям меньшей общности через термины, модели, образы и иные доступные данной науке средства. Предел понижения общности интерпретируемого понятия задается целью интерпретации и инструментальными возможностями науки. Адекватная И.П. несовместима с концепцией редукционизма, развиваемой логическим позитивизмом, абсолютизирующим формальный момент интерпретации, при котором нижним пределом общности понятий во всех случаях являются только чувственные данные.

И.П. - необходимый элемент социологического исследования. Ее цели состоят в том, чтобы, реконструируя схему выведения содержательного определения понятий, обеспечить возможность их адекватного понимания и усвоения; редуцируя содержание понятия до эмпирических признаков, добиться сопоставления содержания общих понятий с реальной действительностью, создать возможность замера социологическими методами исследуемого явления, объекта, процесса; проводя операционализацию понятий, выявить факторы, влияющие на ход изучаемого процесса, для регулирования и управления данным процессом.

Интерпретация в социологии имеет теоретический, эмпирический и операциональный характер.

Теоретическая интерпретация представляет собой процесс реконструирования схемы выведения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в дефиницию эксплицируемого понятия. В практике социологических исследований при проведении теоретической интерпретации необходимо учитывать следующее. Многие понятия-интерпретанты (т.е. понятия, с помощью которых эксплицируется основное понятие) либо не имеют содержательных определений, либо имеют различные определения. В содержании каждого интерпретируемого понятия должна отражаться специфика объекта исследования. В программе прикладного исследования интерпретации подвергаются не отдельные понятия, а концептуальная схема исследования. Типичной ошибкой является фрагментарность процедуры, что затрудняет в дальнейшем реинтерпретацию. Поскольку задача прикладного исследования, как правило, связана с изучением сущностных характеристик явления и обусловливающих его факторов, постольку теоретическая интерпретация достигает своей цели лишь при условии формулировки понятийных индикаторов, т.е. понятий, которые не только эксплицируют общее понятие, но и позволяют разрабатывать методику замера. Необходимо учитывать, что и сама реконструкция пути получения понятий возможна лишь в главных, определяющих чертах.

Эмпирическая интерпретация - выведение наблюдаемых признаков, репрезентирующих содержание понятий-интерпретантов (понятийных индикаторов). Например, если одним из понятийных индикаторов общественно-политической активности рабочих является отношение к профсоюзным собраниям, то эмпирическими индикаторами самого отношения к собраниям будут: а) посещаемость собраний, б) количество выступлений на них, в) конструктивность предложений, г) критичность выступлений, д) участие в реализации решений собрания.

Операциональная интерпретация - совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Социолог, опирающийся в своей работе на опыт предыдущих исследователей, пользуется уже сложившимися в науке методиками замеров и индикаторами, имеющими чисто практический смысл. В этом случае он может использовать и операциональную интерпретацию понятий. Необходимо учитывать, что сама операция будет зависеть не только от квалификации социолога, но и от объекта исследования. Так, если в коллективе велись списки посещаемости собраний, то операция будет одной. Если списков нет, то необходимо опрашивать экспертов, вести наблюдения. Здесь операция (или несколько операций) будет иной. Этот процесс называют также операционализацией понятий.

Все три этапа научной И.П. применяются в единстве, их использование обеспечивает правильное построение методики социологического исследования, а в более широком плане - построение референтных и соизмеримых показателей.

Концептуализация - наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Концептуализация - это подведение частного под общее, но в рамках и средствами конкретной науки. Концептуализация - способ организации мыслительной работы, позволяющий двигаться от материала и первичных теоретических концептов к все более и более абстрактным конструктам, в пределе отражающим допущения, на которых базируется ТМПИ (теоретической модели предмета исследования).

Концептуальная схема задает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нем в исследовательских процедурах.

Цель концептуализации - обозначить универсум возможных на данный момент способов работы на теоретическом уровне, обеспечить внутреннюю связность используемых концептов и конструктов, предложить видение предметных полей работы в исследовательском режиме, задать представление об уровневой организации знания.

Если концептуализация задает вектор движения к более высокому уровню организации знания, то операционализация (процедура установления связи концептуальной схемы с методическим инструментарием) - это "обратное" движение к концептам (понятиям), их конкретизация. Операционализация в науке - это своего рода разложение целого на составляющие его части.

Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.

Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.

Эмпирическая интерпретация – это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие – это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.

  1. Целенаправленные и стихийные выборки.

• Целенаправленная — выбираются типичные для генеральной совокупности элементы по каким-то определенным критериям.
• Квотная — представляет собой модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов.
• Стихийная— часто называется выборкой «первого встречного». Критерии выбора не задаются. Исследуя какую-то проблему через газету, заранее трудно предопределить структуру массы читателей, которые заполнят и вышлют обратно анкеты. Поэтому выводы такого исследования будут распространяться только на определенных читателей.
Существует три типа вероятностных (случайных) выборок, простая случайная выборка, систематическая выборка, серийная выборка (часто ее называют гнездовой выборкой).
• Простая случайная выборка— используется таблица случайных чисел. Существуют разные последовательности случайных чисел объемом от нескольких десятков до миллиона цифр.
Если генеральная совокупность не очень велика, то можно использовать другой способ. Нумеруем единицы наблюдения, переносим номера на карточки, тщательно перемешиваем или складываем в барабан и вытаскиваем необходимое их количество.
• Систематическая случайная выборка — в этом случае отбор производится через какой-то определенный интервал из исходного списка. Им могут быть домовые книги, алфавитные списки, финансовые ведомости и т.д.
Первый элемент отбора определяется случайным способом (по таблице случайных чисел), также им может быть средний элемент списка или стоящий рядом с ним. Потом выбор единиц отбора будет производиться через один и тот же интервал. Такая выборка в социологии называется шаговой.Однако применяя ее, необходимо следить, чтобы шаг отбора не совпадал с какой-то внутренней закономерностью изучаемой генеральной совокупности. Если составляется выборка для опроса рабочих в цехе, надо проверить не попали ли в нее одни бригадиры.
• Серийная (гнездовая) выборка — единицей отбора будет статистическая серия, т.е. совокупность статистически различных единиц. Эта выборка используется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на однородные группы, гнезда (семьи, бригады, территориальные общности и т.д.).

  1. Концептуальное понятие в программе исследования.

Параллельно с появлением терминов "концепт", "категория", "прототип", которые стали ведущими терминами в аппарате когнитивной лингвистики, появилась и форма научных изысканий, названная концептуальным анализом. Концептуальный анализ есть основной метод исследования концептов. Он позволяет восстановить все знания и представления, которые имя связывает воедино. Как справедливо отмечено С.Е.Никитиной (1990: 56-57), само сочетание "концептуальный анализ" можно толковать по-разному. Мы ограничимся таким толкованием, при котором концепт понимается как объект анализа, а других ограничений не накладывается. Чтение работ разных авторов, которые в явной форме утверждают, что они заняты концептуальным анализом, показывает, что концептуальный анализ - это отнюдь не какой-то определенный метод (способ, техника) экспликации концептов. Более уместно было бы говорить о том, что соответствующие работы объединены некоторой относительно общей целью, а что касается путей ее достижения, то они оказываются весьма разными. Важно отметить при этом, что глубокие различия обнаруживаются не только в арсенале исследовательских приемов (т.е. в том, что считается анализом), но прежде всего в том, что в тех или иных трудах принято считать результатом (Фрумкина 1992: 32).

Вполне естественно, что появление новых целей в лингвистике вызвало к жизни и новые методы семантического анализа. В современных семантических исследованиях основной упор делается на экспериментальные данные, полученные в ходе психолингвистического эксперимента или анализа реальных употреблений языковых единиц. Традиционные процедуры описания семантики, несмотря на всю энциклопедичность и богатство сведений о многочисленных значениях языковых единиц в различных контекстах их употребления и несомненную их полезность (компонентный анализ, дескриптивный анализ и др.) оказались неспособными ответить на запросы новых, когнитивно ориентированных семантических штудий. Указанные методы имели ряд недостатков, среди которых игнорирование знаний и верований о мире занимает едва ли не главное место. Все это привело к тому, что ведущей практикой в семантических исследованиях стал психолингвистический эксперимент (см. например работы У.Лабова, Дж.Лакоффа, А.Вежбицкой и др.).

Решительный поворот к изучению языковых структур представления знаний привел к становлению в зарубежной лингвистике нового семантического направления, получившего название "прототипическая семантика", или "когнитивная семантика" (см. вышеупомянутых авторов, а также Э.Рош, Ч.Филмор и др.). Поэтому вполне закономерно, что в последние годы центр исследований переместился в сферу концептуального анализа.

  1. Структура и функции социально-демографического блока анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работыреспондента и дб.

В социологических анкетах эти правила довольно часто игнорируются, исследование из-за этого сильно проигрывает. Нередко анкеты начинаются с трудных, сложных программных вопросов. Можно подумать, что иной социолог специально поставил задачу отпугнуть опрашиваемых. Действительно, захочется ли отвечать на анкету, которая сразу начинается с вопросов о том, имеет ли респондент конфликт со своим непосредственным руководителем и как он оценивает его личные качества.

Так, в одной анкете, посвященной проблемам разводов, первый вопрос звучал так: "Как Вы считаете, почему, по каким причинам распалась Ваша семья?". Развод всегда связан с психологической травмой и открыть анкету с неприятного воспоминания - явно не лучшее начало. Таких примеров можно привести немало.

  1. Операционализация понятий. Операциональное понятие и система индикаторов в прикладном исследовании.

Операционализация Понятий - специфич. научн. процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методич. инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. О.п. не тождественна операциональному определению. Последнее - логич. процедура, указание эмпирич. значений теоретич. смыслов, одно из правил эмпирич. интерпретации, предпосылка эмпирич. исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. О.п. включает экспериментальную ситуацию и не является логич. процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов, шкал, анкет и т. д., т. е. то, что можно назвать "методич. экспериментом". Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура О.п. состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. О.п. является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы) , замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы) - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и "представляющие" изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математич., состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математич. моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями. О том, что понятие операционализировано (а не просто определено, хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методич. инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) соц. объекта. В процессе О.п. осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, к-рая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие к-рого подвергалось операционализации. При исследовании О.п. возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.

Операционализация понятий – это перевод содержания общих понятий в единичные, эмпирически фиксируемые индикаторы. Без эмпирической интерпретации общих понятий невозможно эмпирическое исследование. Данная процедура, пожалуй, самая сложная на этапе разработки исследовательской программы. Ее реализация, по сути дела, означает разработку концептуальной схемы исследования и создание предпосылок для выдвижения гипотез.

Суть операционализации любого понятия заключена в его эмпирическом истолковании, т.е. нахождении таких конкретизаций понятия, которые выражают важные характеристики объекта, доступные измерению социологическими методами. Признаки объекта, поддающиеся измерению, называются эмпирическими индикаторами. Операционализация понятия (скажем забастовки) означает построение системы эмпирических индикаторов, регистрация которых позволит судить о фактах ее наличия (отсутствия), вызревания (затухания), участия (неучастия) в ней, приятия (неприятия) ее рабочими, о ее законности (незаконности), о готовности (неготовности) к ней администрации, профсоюзной организации, разных категорий рабочих и т.д. и т.п.

Регистрация индикаторов может происходить на основе разных методов, техник и процедур, но при обязательном соблюдении общего правила – вычленения категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.

Категории анализа – эмпирические понятия, установленные в итоге операционализации теоретической категории и выражающие смысловые признаки объекта, поддающиеся социологическому измерению.

Единицы анализа – элементы (части, структуры, подсистемы) изучаемого объекта, которые будут измеряться.

Единицы счета – количественное выражение единиц анализа (численность людей, их определенных поступков, высказываний, мнений и т.п.), позволяющее фиксировать частоту проявления изучаемого признака объекта.

  1. Понятие социологической гипотезы. Требования к выдвижению гипотез.

Гипотезы исследования – априорные (доопытные) предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования. Поэтому в количественном отношении их не может быть меньше, чем задач. Как правило, их значительно больше, т.к. под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче будет исследование, тем более ценной, практически полезной станет полученная информация.

Последнее правило, однако, нуждается в существенном дополнении. Гипотез должно быть не просто больше задач. Их нужно конструировать:

* во-первых, исходя их логики ранее определенных задач исследования (основной задаче соответствует основная гипотеза, дополнительным – гипотезы-следствия);

* во-вторых, комплексно, т.е. так, чтобы в своей совокупности они давали прогнозные ответы на все задачи исследования (не должно быть ни одной задачи, не "прикрытой" соответствующей(ими) гипотезой(ами));

* в-третьих, логично, т.е. таким образом, чтобы подтверждение гипотезы-основания служило подтверждением гипотез-следствий, а опровержение первичной гипотезы выдвигало взамен вторичную;

* в-четвертых, системно, т.е. чтобы все гипотезы были взаимосвязаны друг с другом и выражали собой относительно автономную систему априорного знания 87>>> о проблеме;

* в-пятых, эвристично, иначе говоря, так, чтобы доказательство или опровержение тех или иных гипотез действительно давало новое знание об изучаемом объекте.

Различают описательные (или структурные) и объяснительные (детерминационные) гипотезы. Первые – научные предположения о структуре тех явлений и процессов, которые подлежат анализу. Вторые – предположения о причинно-следственных взаимозависимостях (детерминациях) анализируемых явлений и процессов. В эмпирических исследованиях используются, как правило, оба типа гипотез, но предпочтение оказывается объяснительным, т.к. на основе проверки их истинности открывается возможность формулирования конкретных рекомендаций.

  1. Сплошное и выборочное социологическое исследование.
Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все население страны. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным.Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Его основа — выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все население страны или ту его часть, которую социолог намеревается изучить, а выборочной — множество людей, опрашиваемых социологом непосредственно. В сплошном опросе генеральная и выборочная совокупности совпадают, а в выборочном — расходятся. Генеральную совокупность определяют в зависимости от целей исследования, выборочную — математическими методами. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается такого правила: любой выборщик независимо от места жительства места работы, состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затрудняющих доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность попасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных людей, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Правомерны вероятностный механизм отбора и специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отбора типичных представителей генеральной совокупности.

Главной проблемой выборочного исследования является от­бор из генеральной совокупности объектов такой подсовокупности (выборки), которая сделала бы исследование одновременно и пред­ставительным, и экономичным.

Представительностью или репрезентативностью выборки называется ее способность правильно отражать состояние дел в ге­неральной совокупности, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена. Понятие эффективности (экономичности) выборки связано со стоимостью исследования. Эффективной называ­ется выборка, которая позволяет получить наиболее точные результа­ты при заданной стоимости исследования либо обеспечить заданную точность результатов при минимальных затратах. Репрезентативность и эффективность зависят от дизайна выборки - стратегии и конкретных процедур ее формирования.

Дизайн исследования определяется его целями, задачами и ги­потезами, а также характеристиками генеральной совокупности. В зависимости от целей и задач различают дескриптивные (описатель­ные), аналитические, полевые исследования и исследования отдель­ных случаев.

Дескриптивные (описательные) исследования, называемые также просто обследованиями, предназначены для получения обоб­щенных характеристик генеральной совокупности. Они бывают сплошными и выборочными, а также разовыми и лонгитюдными. Основным методом сбора информации является интервьюирование (анкетирование).

Сплошное дескриптивное исследование предполагает обсле­дование всей генеральной совокупности, как, например, при пере­писи населения. Собранная информация может быть использована для классификации объектов, получения обобщенных характери­стик генеральной совокупности, измерения связей между показате­лями. Полное обследование позволяет получить абсолютно надеж­ную информацию, но требует значительных усилий и материальных средств.

Выборочное обследование имеет дело не со всей генеральной совокупностью, но только с некоторой ее частью. Для того, чтобы выборка была репрезентативной (позволяла воспроизвести основ­ные характеристики генеральной совокупности), необходимо со­блюдать специальные процедуры. Данные выборочного обследова­ния позволяют оценивать неизвестные характеристики генеральной совокупности, проверять гипотезы, анализировать парные и множе­ственные связи между переменными. Выборочное обследование яв­ляется самым распространенным дизайном в социальных исследо­ваниях, ниже мы рассмотрим его более подробно.

Как сплошные, так и выборочные обследования бывают разо­выми и лонгитюдными. Разовые исследования позволяют получить "срез" информации о состоянии генеральной совокупности в опре­деленный момент времени. При изучении социальных процессов в динамике возможна организация мониторингового исследования как последовательности разовых обследований, проводимых по об­щей программе и инструментарию, для каждого из которых строит­ся новая выборка. Обязательное требование к мониторинговым исследованиям - применение на всех этапах одних и тех жепроцедур формирования выборки.

Исследование случаев (case study) обычно направлено на ин­тенсивный анализ единичных случаев изучаемого феномена. Иссле­дователь интервьюирует индивидуумов или изучает документы ис­тории их жизни, чтобы глубже понять их поведение; пытается опре­делить как уникальные, так и общие черты, свойственные всем людям из данного класса (социальной группы). Для исследования общих тенденций случаи могут быть сгруппированы по типам. Ме­тод эффективен для исследований личности и процессов социализа­ции, разработки новых понятий либо проверки существующих. Данные об отдельных случаях могут быть закодированы для после­дующей статистической обработки.

Сплошное или выборочное обследование генеральной сово­купности может применяться в комбинации с исследованием от­дельных случаев для более глубокого освещения происходящих процессов и наблюдаемых феноменов. Случаи отбираются после обследования таким образом, чтобы продемонстрировать поведение объектов с типичными либо, наоборот, резко выделяющимися ха­рактеристиками. Таким образом, найденные статистические законо­мерности иллюстрируются данными об отдельных судьбах, что по­зволяет изучать и описывать процессы социализации личности с большей глубиной.

Результаты выборочных исследований всегда являются отчас­ти неопределенными. Это происходит потому, что изучается только часть генеральной совокупности, и измерения производятся с ошиб­ками. Однако при отсутствии грубых просчетов в планировании и реализации выборки эти ошибки можно контролировать, то есть с высокой вероятностью полагать, что они находятся в некоторых пределах, которые представляются исследователю допустимыми.

Обычно выделяют две составляющие ошибки выборки, одну из которых называют систематической, а другую случайной ошиб­кой. Систематическая ошибка представляет собой некоторое сме­щение выборочного среднего значения признака по отношению к генеральному среднему, не уменьшающееся с увеличением объема выборки. Систематические ошибки обычно связывают с ошибками проектирования выборки и ошибками инструментария исследова­ния. Их часто трудно обнаружить и еще труднее измерить; для этого проводятся специальные методологические исследования и приме­няются специальные процедуры тестирования выборки и измери­тельных шкал. Иногда систематические ошибки могут быть опреде­лены, если со временем становится известным распределение при­знака в генеральной совокупности (например, результаты выборов), или в результате скрупулезного анализа артефактов, обнаруженных при анализе данных.

  1. Групповое и индивидуальное анкетирование.

Групповое анкетирование широко применяется при обследовании респондентов в целях изучения профессиональной направленности, интересов, ценностных ориентации, других свойств и качеств личности. Анкеты раздаются респондентам для заполнения в аудитории, Обычно психолог работает с группой численностью 25 - 30 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную информацию по технике заполнения, а психолог, собирая анкеты, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются респондентам, а время возврата заранее обговаривается. Анкетирование Индивидуальное

- не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. А.и. проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности консультирует его по технике заполнения. Эта форма анкетирования увеличивает затраты времени на опрос по сравнению с групповыманкетированием, но обеспечивает контроль за правильностью отбора респондентов и полный возврат анкет. А.и. по форме сближается со стандартизированным интервью, когда интерв

Наши рекомендации