Конкурентные стратегии в современных условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу
Для того чтобы формировать эффективную стратегию, необходимо учитывать современные тенденции социально-экономического развития, и в первую очередь те из них, которые влияют на воспроизводственные процессы:
- переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, бурное развитие информационных технологий;
- глобализация социально-экономических процессов.
Универсальной тенденцией современного социально-экономического развития является переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Эта тенденция носит глобальный характер и проявляется практически во всех странах мира и практически во всех регионах и городах. Основной характеристикой этого перехода является изменение структуры воспроизводственных процессов как на макро-, так и на микроуровне.
На макроуровне это прежде всего уменьшение удельного веса промышленности и сельского хозяйства и увеличение удельного веса сферы услуг в совокупном продукте. В развитых странах сфера услуг занимает до 70-80% внутреннего валового продукта.
На микроуровне (уровне отдельного предприятия или на уровне цепочки создания стоимости конкретного продукта) все больший удельный вес в стоимости продукта занимают те виды деятельности, которые непосредственно относятся не к стадии производства, а к стадии «обслуживания»:
- создание нового продукта, инжиниринг;
- маркетинг, реклама, продвижение товара на рынок;
- транспортировка, логистика;
- финансы, информационные системы;
- консультации, бухучет, аудит.
Информационные технологии начинают играть ведущую роль в современном обществе. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, копировальных устройств и сканеров, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и ноны технологий с помощью компьютерных программ.
В целом Интернет, мобильная связь, новые коммуникационные технологии революционным образом изменяют нашу жизнь. Прогреcс в этих сферах человеческой активности открывает все новые возможности. Эти возможности возникают в первую очередь благодаря беспрецедентным темпам снижения стоимости ус-r связи и проведения вычислительных операций.
Скорость распространения Интернет в мире беспрецедентна. Если мня того чтобы появилось 50 млн. пользователей радио с момента его появления потребовалось 38 лет, для распространения в тех же масштабах телевизоров — менее 13 лет, персональных компьютеров — около 16 лет, то для распространения Интернет среди первых 50 млн. пользователей потребовалось немногим более 5 лет.
Интернет не просто уменьшил стоимость передачи данных, он создал полностью новую систему коммуникаций, позволяющую одновременно передавать огромное количество информации ко многим точкам во всем мире. Он дал возможность вести общение между людьми и пользоваться многими базами данных в реальном масштабе времени. Взрывообразный рост технологий передачи данных по сети Интернет уже начал изменять возможности и саму структуру торговли в мире.
В экономике любой развитой страны или региона пользование информацией становится базисом любого улучшения, любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать
II любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Информационные и коммуникационные возможности страны или региона становятся движущей силой их развития. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX века железные дороги: катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.
Информационный характер производства стал критерием развитости общества. Чем более развито общество, тем больше удельный вес занимает в составе ВНП информационная продукция и тем сильнее воздействие информационного фактора на развитие общества в целом. Новые информационные технологии изменяют многие экономические тенденции и закономерности и привносят принципиально новые явления, которые не всегда и не полностью изучены экономической наукой.
Глобализация социально-экономических процессов — также универсальная тенденция развития современного мира.
В самом общем виде термин «глобализация»,по определению ООН, обозначает все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками.2
Это сочетание свободной мировой торговли товарами и услугами и свободного движения капитала и рабочей силы. Глобализация проявляется не только в экономике, но и в культуре, в деятельности международных организаций, в изменении функций национальных правительств. Если определить глобализацию наиболее широко, то она означает изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к открытости и взаимозависимости. Она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, характеристики.
С одной стороны, глобальная интеграция экономики может привести к лучшему разделению труда, позволит перемещать капитал в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций.
С другой стороны, глобализация может дестабилизировать финансовые рынки, негативно влиять на экологию, способствовать культурному обеднению, усиливать имущественное неравенство. Ее преимущества и риски распределяются неравномерно: рост и достаток, которые она несет одним, компенсируются все большей уязвимостью и маргинализацией других и разрастанием «антигражданского общества». Вне всякого сомнения, терроризм сегодня тоже существует как глобальное явление.
Аспекты глобализации весьма различны; это прежде всего экономические, социальные, экологические и тендерные аспекты. Среди основных сторон, черт и последствий глобализации выделяются:
- расширение потоков товаров, технологий, финансовых средств, туристов;
- неуклонный рост и усиление влияния международных институтов гражданского общества;
- глобальная деятельность транснациональных корпораций;
-значительное расширение масштабов международных коммуникационных и информационных обменов, прежде всего с помощью Интернета;
- перенос заболеваний и экологических последствий через границы;
-все большая интернационализация определенных типов преступной деятельности.
Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер, его различные аспекты входят в предмет изучения почти всех общественных научных дисциплин. Экономисты акцентируют внимание на слиянии рынков, организаций и производственных цепочек, при котором экономические границы государств становятся все более прозрачными.
И настоящее время глобализация обусловлена в значительной мере снижением стоимости средств связи. Глобальные коммуникации позволяют осуществлять контакты между людьми независимо от того, где они находятся. Телекоммуникации и электронные средства массовой информации сближают деятельность людей всего мира.
Стоимость трехминутного телефонного разговора между Нью-Йорком и Лондоном снизилась с 300 долл. (в эквиваленте цен 1996 г.) в I930 г. до 1 долл. в 1997 г., а к 2003 г. цена такого звонка с учетом возможностей IP-телефонии упала до 30 центов. Затраты на вычислительные мощности компьютеров снижаются в среднем на 30% в год и в реальном выражении в течение нескольких последних десятилетий.
Дешевая и эффективная сеть коммуникаций позволяет фирмам размещать различные составляющие производственного процесса в разных странах, сохраняя при этом тесные контакты. Современная информационная технология также уменьшила необходимость физических контактов между производителями и потребителями и позволила некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом торговли. Любой вид деятельности, который осуществим на экране или по телефону, от подготовки программного обеспечения до продажи авиабилетов, можно произвести и в любой точке мира, связанной с головным учреждением через спутник или компьютер. Даже медицинский совет или образовательные услуги продаются через сеть телекоммуникаций. Бурное развитие воздушного транспорта, глобальных коммуникаций в виде электронных средств массовой информации, Интернета сильно воздействуют на современную производственную и социальную активность.
До сих пор не участвовавшие в международной торговле продукты все активнее включаются в процесс интернационализации. Это в первую очередь сервисные, транспортные, банковские и страховые услуги.
Современная глобализация характеризуется существенными сдвигами в динамике мировой экономической системы. Именно в последние десятилетия процессы глобализации идут все более ускоряющимися темпами. Если в 1997 г. количество пользователей фиксированной телефонной связи составляло 800 млн. человек, сотовой — около 200, а Интернет — около 100 млн. то к 2005 г. прогнозировалось выравнивание этих сегментов рынка связи на уровне 1 млрд. пользователей в каждом из них (рис. 5.1).
Количество пользователей Интернет по данным международного союза по телекоммуникациям (ITU) увеличилось с 0 в 1985 г. до 315 млн. человек в 2000 г., причем 83 млн. из них проживали в развивающихся странах. Если в 1988 г. Интернет-активность наблюдалась лишь в 8 странах: США, Канаде, Дании, Финляндии, Франции, Исландии, Норвегии и Швеции, то в 2000 г. к Интернет были подключены жители 214 стран.
Количество международных воздушных путешествий менее чем за 50 лет увеличилось с 25 млн. в 1950-м более чем в 16 раз. Так же, но в два с половиной раза быстрее вырос оборот денежного рынка валют: со 100 млрд. долл. в 1979 г. до 1,6 трлн. долл. в 1997 г. Особенно впечатляет динамика депозитов нерезидентов: за 30 лет они выросли практически в 400 раз.
Интеллектуальный капитал в современном воспроизводстве играет все большее значение. Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Знания представляют собой глобальный ресурс, в который входят человеческий капитал и технология. Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но и их передачи, тиражирования, трансформации и использования. В новых условиях начинают по-новому действовать школы, университеты, консалтинговые организации, а также коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все участники процесса создания, трансформации и использования знаний.
В современном мире начинают проявляться тенденции, которые ранее либо просто отсутствовали, либо носили зачаточный характер, Знания становятся ключевым ресурсом развития, глобальная конкуренция, основанная на создании наукоемких продуктов и услуг, возрастает. Роль знаний и информации в контексте социально-экономического развития стран меняется. Переход к новому информационному постиндустриальному обществу, в котором знание становится фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, не столько изменения на макроуровне, сколько изменения на микроуровне определяют самые существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов, изменяются конкурентные стратегии, меняется содержание экономической практики.
Способность национальной экономики абсорбировать знание и производительно его использовать в ближайшем будущем будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благосостояние. Открытость экономики, которая дает возможность получить эффект от товарного экспорта, от импорта капитала и прямых инвестиций, а также открытость общества для импорта знаний, идей и информации и способность экономики продуктивно их использовать -нот что отличает успешное социально-экономическое развитие. Сегодня бедные страны отличаются от богатых прежде всего тем, что у них меньше знаний, а потом уже - отсутствием капитала.
К знаниям относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи о том, как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Все это является фактором социально-экономического роста. Стратегия роста, основанная на знании, не ограничивается инвестициями в человеческий капитал с помощью образования, она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле. Она предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности абсорбировать и использовать знания.
Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но также их передачи, тиражирования, трансформации и использования. В новых условиях начинают по-новому действовать школы, университеты, консалтинговые организации, а также конкретные предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все участники процесса создания, трансформации и использования знаний.
Разные авторы по-разному называют новую стадию развития общества. Э. Тоффлер называет ее эрой информации, известны и другие названия — Цифровая эра, Золотая эра, Эра Парадоксов, Постэкономическая эра. Журнал «Экономист» назвал ее Эрой Знаний. В отечественных публикациях используется еще один термин — «новая экономика». Впрочем, называть современный период социально-экономического развития, в который вступает человечество, можно по-разному. Важно другое: знания становятся ключевым ресурсом развития, успеха в глобальной конкуренции, возрастающей на основе создания наукоемких и знаниеемких продуктов и услуг.
Современный воспроизводственный процесс расширяет свои традиционные рамки: он начинается с изучения потребностей рынка и включает в себя стадии фундаментальных и прикладных исследований, инвестирования, производства, сбыта и обслуживания, а также соответствующие стадии маркетинга, инновационной деятельности и обучения. В связи с этим расширяются границы инфраструктуры производства: она включает в себя инфраструктуру интеллектуальной деятельности, технологической реорганизации, маркетинга и организационного развития. Изменяется и суть современного производства. Основным его содержанием становится добровольное творческое участие персонала (и не только персонала, но и всех контрагентов) в процессе постоянного совершенствования совместной работы.
Меняется не только производство, но и менеджмент. На место бюрократии с присущими ей автократическим управлением, иерархией, жестким разделением функций и ответственности приходит так называемая адхократия, характеризующаяся малыми командами, управлением на основе участия, постоянным обучением персонала, гибким разделением функций и ответственности.
Применение новейших систем и методов управления социально -экономическими процессами становится неотъемлемой чертой современного экономического развития; речь идет в первую очередь методах стратегического управления, маркетинга, интеллектуального прорыва, реинжиниринга бизнес-процессов, управления интеллектуальным капиталом, формирования обучающей и обучаемой организации.
Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют современную экономику. Отличия информационного ресурса от традиционного представлены в табл. 6.1.
Свойства ресурсов. Таблица 6.1
Традиционный | Информационный |
Материальные потоки и запасы В процессе использования уменьшается Частное благо Ограниченный Тиражируемый с большими затратами | Нематериальные потоки и запасы В процессе использования увеличивается Общественное благо Неограниченный Тиражируемый с малыми затратами |
Традиционные ресурсы характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как знания и информация характеризуются нематериальными потоками и запасами. Знания увеличиваются, если они разделяются, передаются, тиражируются и используются. Знания уменьшаются, разрушаются, амортизируются, если не используются. Этим они отличаются от физических элементов капитала, которые, наоборот, чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшаясь по стоимости.
Знания, как правило, неотчуждаемы. Традиционный ресурс представляет собой, как правило, частное благо, т. е. такое благо, потребление которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс обычно представляет собой общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другим потребителем. Таким образом, в общественное производство втягивается все большее количествообщественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому оценить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.
Традиционные ресурсы, как правило, носят ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, часто неограниченны. Ярким примером неограниченного информационного ресурса могут служить информационные возможности Интернет.
Традиционные ресурсы могут «тиражироваться» с большими затратами: чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на производство предыдущего автомобиля, при этом затраты на производство первого прототипа, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль, составляют относительно небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования информации, как правило, ничтожна, так что в каждой копии основным компонентом цены информационного ресурса являются затраты на производство «прототипа».
В новых условиях, т. е. в самом конце XX века и в начале XXI века условия конкуренции изменились самым существенным образом. Когда земля была основным активом и фактором производства, государства боролись за этот актив и, таким образом, происходили войны. То же происходит теперь с переманиванием талантливых людей. Мы сегодня наблюдаем постепенную трансформацию стратегии, основанной на использовании активов, в стратегию, основанную на использовании талантов людей.
Большинство компаний, находясь в рамках прежних представлений о старой экономике, которая в большей мере ориентирована на изделия, сегодня тратит ресурсы, направляя их на развитие изделия, системы управления и совершенствование материально-технического обеспечения. В то же время они могут достичь больших результатов, вкладывая капитал в торговую марку и ее позиционирование на рынке. Начало XXI века несет обществу самое большое изменение в экономике с того момента, когда обезьяны спустились с деревьев на землю. Мир старой конкуренции умер. Будущее уже наступило. Только оно еще не везде заявило о себе в полный голос. Старые парадигмы встречаются с новыми условиями современного мира. Новые вызовы требуют новых решений, в том числе и в стратегическом менеджменте.