Теории конкурентоспособности и основные конкурентные силы
Понятия конкуренции и конкурентоспособности — одни из центральных в современной теории и практике стратегического управления.
Конкуренция — это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. Этот процесс зависит от того, какова структура рынка. Если имеется много мелких конкурентов, барьеры входа на рынок низки и все участники в равной степени обладают необходимой информацией, то это совершенная конкуренция. Если же имеется лишь несколько конкурентов на рынке, то это олигополистическая конкуренция. Эти два вида конкуренции сильно отличаются друг от друга. Если в условиях совершенной конкуренции все определяется уровнем качества и эффективности выпуска продукции, то в условиях олигополии основными инструментами конкуренции становятся сговор, выстраивание барьеров входа, ограничение доступа к информации и пр. Большинство практических ситуаций можно отнести либо к первому, либо ко второму типу. В последнее время во всем мире, в том числе и в Украине, все чаще встречаются случаи олигополистической конкуренции. Именно этот вид конкуренции становится доминирующим в отечественной и зарубежной хозяйственной практике.
Конкурентоспособность - это способность конкурировать, а конкурентные преимущества — это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества — это проявляющиеся у конкретных субъектов факторы конкурентоспособности.
Одним из первых исследователей конкуренции в экономической теории был А. Смит (1723 —1790) — шотландский экономист, чьи труды сформировали основу классической экономической теории. В его трудах конкуренция в основном рассматривается как конкуренция цены и качества, т. е. в основных и простейших ее формах. Конкурентоспособность, по А. Смиту, — это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене.
Дальнейшее исследование конкуренции и конкурентных преимуществ предпринял Д. Рикардо (1772 — 1823) — английский экономист, сложивший основы трудовой теории стоимости. Он исследовал международный аспект конкурентных преимуществ. Предметом его исследований были условия, при которых странам становится выгодным вести торговлю друг с другом. Основным выводом Д. Рикардо было то, что к международной торговле приводят не столько абсолютные преимущества в условиях производства, сколько относительное соотношение издержек производства товаров внутри стран.
Под влиянием классиков экономической науки долгое время в экономической теории (и в опирающейся на нее управленческой практике) господствовал достаточно упрощенный взгляд на конкуренцию и конкурентные преимущества. Этот взгляд был порожден простейшей моделью совершенной конкуренции в экономической теории, которая сводит всю конкуренцию преимущественно к простейшим ее видам - конкуренции по цене и качеству. В соответствии с этим упрощенным взглядом на конкуренцию стратегия любой фирмы сводилась к поиску путей и методов улучшения качества предлагаемого товара и снижения издержек его производства.
В последние годы экономическая теория и практика существенно продвинулись в изучении вопросов конкурентных преимуществ и применении выводов теории на практике. Среди авторов последних лет необходимо отметить М. Портера — профессора Гарвардской школы бизнеса, родоначальника современной теории конкуренции и конкурентоспособности. Он разработал основы многих современных представлений о сущности конкуренции и соответственно конкурентоспособности. М. Портер выделяет следующие основные группы факторов конкурентоспособности коммерческой организации(Портер М. Конкуренция: Уч. пособие. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. - 495 с.; Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. - С. 32-48.):
-барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау); V ценовая власть потребителей;
-ценовая власть поставщиков; V угроза заменителей услуг и товаров;
- степень конкуренции имеющихся фирм (структура отрасли, условия спроса).
Коротко рассмотрим каждую из них.
Особенности того или иного производства могут предполагать те или иные барьеры входа на рынок. Так, например, новый автомобильный завод предполагает значительные инвестиции, фармацевтический бизнес предполагает наличие тех или иных лицензий, различные виды наукоемкого бизнеса предполагают специальные навыки персонала и пр. В качестве барьера входа могут выступать величина стартового капитала для начала бизнеса, сила бренда уже имеющихся производителей, или доступ к дистрибьюции произведенных товаров или услуг. Чем выше эти барьеры, тем выше конкурентоспособность уже существующих на этом рынке фирм по отношению к новичкам.
Ценовая власть потребителей проявляется тогда, когда потребителей немного и они могут диктовать свою цену. Крайний случай — если имеется только один потребитель (им может быть, например, государство). В этом случае потребитель получает абсолютную ценовую власть, что соответственно снижает конкурентоспособность поставщиков. Если потребителей немного, то они могут диктовать свои условия продавцам. Сила влияния потребителей на продавцов зависит от того, насколько легко продавец может сменить покупателя и, наоборот, во сколько обойдется смена покупателем продавца. Так, например, автомобильный завод покупает у производителей световых приборов фары для автомобиля. Если имеется несколько заводов по производству фар и они в состоянии быстро выполнить объемный дополнительный заказ на производство, а цена перехода на нового поставщика у автомобильного завода минимальна, то в этом случае ценовая власть покупателя будет значительной.
В случае если переход на новых поставщиков сопряжен со значительными издержками, то власть покупателя снижается. То же можно сказать и относительно производителя фар. Если он может достаточно быстро и безболезненно для себя найти нового потребителя собственной продукции, то в этом случае власть покупателя не очень велика. Если же этот переход к новому потребителю сопряжен с изменением технологии, оборудования и оснастки, с обучением персонала и перерывом в производстве, то в этом случае власть покупателя увеличивается.
Власть покупателя увеличивается, если он заинтересован в приобретении фирмы-поставщика. Если же такой заинтересованности т-г, то его ценовая власть уменьшается.
Наличие продуктов-заменителей увеличивает власть покупателя, так как он может перейти на другие, близкие по свойствам, продукты. Таким образом, производитель или продавец всегда заинтересован в уменьшении ценовой власти для себя и в ее увеличении для конкурентов. В качестве факторов власти покупателей могут выступать:
- концентрация покупателей и величина предъявляемого ими спроса;
- цена замены покупателя по сравнению с ценой замены покупателем фирмы-продавца;
- возможность интеграции «назад» (когда покупатель заинтересован в приобретении фирмы-поставщика);
- наличие продуктов-заменителей;
- сила собственного бренда и его воздействие на покупателя.
Ценовая власть поставщика проявляется, когда поставщиков немного и они поэтому могут диктовать свои ценовые условия поставки. Если поставщик на рынке один, он приобретает абсолютную ценовую власть над своими контрагентами. Фирма, борясь за свою конкурентоспособность, заинтересована в снижении ценовой власти поставщика над собой и в увеличении его власти над своими конкурентами. Власть поставщиков зависит от:
- степени концентрации поставщиков;
- размера поставщика;
- цены замены поставщика по сравнению с ценой замены поставщиком фирмы-покупателя;
- доли закупок в издержках;
- угрозы интеграции «вперед» — с отдельными производителями и даже потребителями.
Угроза заменителей услуг или товаров возникает каждый раз, когда на рынке появляется похожий товар или похожая услуга, способная заменить уже имеющиеся товары или услуги и обладающая лучшими качествами или лучшей ценой. Каждый производитель товаров или услуг стремится оградить себя от угроз заменителей, и наоборот, стремится прямыми или косвенными действиями создать максимальное количество таких угроз для своих конкурентов.
Степень конкуренции фирм тесно связана со структурой отрасли и также влияет на конкурентоспособность фирмы. В случае если в структуре отрасли имеется множество аналогичных фирм, то снижается конкурентоспособность каждой фирмы; если же структура отрасли близка к олигополии, то конкурентоспособность предприятий увеличивается.
Таким образом, формировать конкурентную стратегию — значит постоянно искать ответы на вопросы, вытекающие из классификации факторов конкурентоспособности, по М. Портеру:
- как я могу уменьшить власть покупателей диктовать условия?
- как я могу уменьшить власть поставщиков диктовать условия?
- как я могу уменьшить вероятность замены моего продукта или услуги?
- как я могу воспрепятствовать проникновению новых участников на мой рынок или в мою сферу деятельности?
- как я могу ослабить конкуренцию в моей отрасли?
Современный контекст конкуренции подразумевает, что продукты могут быть клонированы, а технология — дублирована. Преимущества в физических условиях производства уже не играют той роли, которую они играли несколько десятилетий назад, при этом на первое место выходят преимущества в нематериальных условиях производства (навыки, опыт, квалификация, инновационные возможности, ноу-хау, информационные системы, базы данных, понимание рынка, дистрибьюция).
Среди авторов, разрабатывающих проблемы конкурентоспособности, следует отметить А.Ю.Юданова, который предложил оригинальную классификацию видов конкурентных стратегий для фирм различной природы(ЮдановА.Ю. Конкуренция. Теория и практика. — М.: ГНОМ ПРЕСС, 1998.).
А.Ю.Юданов предлагает рассматривать несколько основных типов конкурентной стратегии коммерческих фирм.
Виолентная стратегия — стратегия конкурентной борьбы наиболее крупных фирм, состоящая в ставке на снижение издержек производства. Это достигается за счет организации массового выпуска продукции и достижения экономии на масштабе производства. Такие фирмы нередко сравнивают со слонами и бегемотами.
Патиентная стратегия — стратегия нишевой конкурентной борьбы, состоящая в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. За свою способность побеждать не столько силой, сколько хитростью и умением эти фирмы часто сравнивают с хитрыми лисами.
Коммутантная стратегия — стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших потребностей 'шкальных рынков. Мелкие фирмы, придерживающиеся этой стратегии, называют серыми мышами за их неприметность и небольшую величину.
Эксплерентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные нововведения. Эти фирмы подобны первым ласточкам.
Наиболее исчерпывающая отечественная работа, посвященная вопросам конкурентоспособности, принадлежит Р.А. Фатхутдинову(Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. Экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - С. 222-272). Он определяет конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства или в естественных условиях.