Вопрос. Этические стандарты ИМК. Концепция социально-этичного маркетинга и пути ее реализации в PR-деятельности.
Связи с общественностью играют огромную роль в жизни любого общества. Однако результатом их приложения могут быть не только улучшение жизни людей, но и нанесение вреда тем или иным личностям, группам или всему человеческому обществу. Испытав на себе широкие возможности связей с общественностью, государства пришли к необходимости законодательного регулирования этого инструмента социального, экономического и политического манипулирования.
ЗАКОН РФ «О РЕКЛАМЕ»:
Закон «О рекламе» разработан Государственным антимонопольным комитетом (ГАК), принят Госдумой 14 июня 1995г. и вступил в силу с 25 июля 1995г. Отметим, что этот закон признан Европарламентом, лучшим в Европе.
Вот некоторые статьи из этого закона:
Статья 2. Ненадлежащей рекламой считается недостоверная, неэтическая, заведомо ложная. (К сожалению, действующее законодательство не относит к ненадлежащей - рекламу, в которой рекламодатель обещает то, что не может выполнить).
Статья 5. п1. Реклама должна быть распознаваема как реклама (должна сопровождаться сопутствующими сообщениями «Реклама», «На правах рекламы»).
Статья 11. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах. (Не допускается прерывать рекламой: детские, религиозные, относящиеся к предвыборной агитации передачи, радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателя).
Статья 12. Особенности рекламы в периодических изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. (Реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического издания).
Статья 14. Особенности наружной рекламы. (Она не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, а также снижать безопасность движения).
Статья 182 Нового УК РФ предусматривающая уголовную ответственность, говорит, что заведомо ложная реклама наказывается штрафом в размере от 200 до 500 minразмера оплаты труда.
Организации PR-специалистов:
РАСО – российская ассоциация по связям с общественностью, была создана в 1991 году. Члены РАСО: PR-агентства, PR-департаменты коммерческих структур, PR-департаменты госучреждений, образовательные, научные, аналитические структуры, зарубежные организации, индивидуальные члены РАСО.
АКОС– ассоциация компаний – консультантов в области PR. Первая российская профессиональная ассоциация компаний консультантов, работающих в сфере PR, член ICCO – Международного комитета ассоциаций PR-консультантов. Была создана в 1999г.
ICCO – международный комитет ассоциаций компаний-консультантов в области PR. Это крупнейшая профессиональная организация, объединяющая национальные PR-ассоциации.Создана в 1986г. В нее входит более 25 национальных ассоциаций.
IPRA – международная ассоциация по связям с общественностью. Основана в1995г. На 2003г. объединяла специалистов из 57 стран. Цели: обеспечивать каналы для обмена теорией и опытом между PR-специалистами, практиками.
Виды кодексов профессионального поведения PR-специалиста:
- Афинский и Лиссабонский кодексы IPRA
- Римская Хартия ICCO и AKOC
- Кодекс профессиональных стандартов IRSA
- Декларация этических принципов РАСО
Кодекс профессионального поведения и этики ИПРА (IPRA):был принят Международной PR-ассоциацией (ИПРА) на ее генеральной ассамблее в Венеции в 1961 г. И является обязательной для всех членов ассоциации. В кодексе описывается: личная и профессиональная честность, отношения с клиентами и служащими, отношения с общественностью и СМИ, отношение с коллегами.
Афинский кодекс:от членов ИПРА также требуется соблюдение этического кодекса, известного как афинский кодекс, он был принят в Афинах в 1965г. Из кодекса: каждый член ИПРА стремится:
-к тому, чтобы вносить вклад в соблюдение Всеобщей декларацией прав человека
-способствовать установлению нравственных, психологических и интеллектуальных условий для диалога.
Воздерживается от:
-распространения информации, не основанной на проверенных и подтвержденных фактах
-участие в мероприятии и начинание, которого является неэтическим.
Лиссабонский кодекс:Европейский кодекс профессионального поведения в области PR.Настоящий кодекс был принят на Генеральной ассамблее Европейской конфедерации PR в Лиссабоне 16 апреля 1978г. И дополнен в 1989г.
Кодекс профессиональной этики журналиста:кодекс принят конгрессом журналистом в 1994г. в Москве.
Римская хартия:
-Личная и профессиональная честность (поддержание нравственных норм и хорошей репутации);
-Основной долг поддерживать честное отношение с клиентами и служащими, бывшими и нынешними.
-Члены не должны представлять интересы одного из конфликтных и соперничающих сторон без их на то согласия.
-Члены не должны пользоваться методами, унижающими достоинства клиентов или других членов.
Декларация этических принципов РАСО:
-Деятельность не должна наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности;
-Практическая деятельность должна быть точной, правдивой и добросовестной в информации.
Для клиентов: -Член должен иметь честный откровенный подход;
-Не могут представлять интересы конфликтующих сторон без их на то согласия;
-Не должен разглашать информацию, кроме того, что может предоставить для СМИ;
-Не должен брать вознаграждения, если не сделал работу.