История развития туризма в России и Санкт-Петербурге.
История развития туризма в России и Санкт-Петербурге.
Туризм в России — развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году составили $11,4 млрд.
История развития туризма в России имеет свои особенности. В советское время для иностранцев было проблемой попасть в СССР («Железный занавес»), особенно с туристическими целями, и в то же время внутри страны развилось мощное туристическое движение, почти полностью ориентированное на «дикий» отдых. Кроме того, советские курорты в массе своей находились на территории современных Украины, Грузии, Абхазии, Азербайджана, Армении, Латвии, Эстонии и Литвы, и Россия потеряла эту часть туристической инфраструктуры, а в результате вооруженных конфликтов внутри республики и на ее границах для туризма был потерян и Дагестан. По указанным причинам, а также в связи с кризисом 90х, почти во всех регионах России к началу XXI века сфера туристических услуг практически отсутствовала или была в непригодном для удовлетворения новых запросов рынка состоянии.Тема надзора советских властей за приезжими обыгрывается в отечественных фильмах «Невероятные приключения итальянцев в России», «Дежа вю». Гостиницы снабжались «прослушкой».
После распада СССР в страну поехали туристы из-за границы, но в силу малой доступности информации о России, они осматривали в основном Москву и Санкт-Петербург, лишь иногда заезжая в другие города. В то же время внутренние туристы по-прежнему ориентировались больше на самостоятельный отдых, и не оказывали существенного влияния на развитие отрасли. Соответственно, туристическая инфраструктура развивалась в первую очередь в столицах, и в традиционно наиболее популярных городах России: Казани, городах «Золотого Кольца», в Великом Новгороде. Также стали развиваться курорты черноморского, азовского и балтийского побережья России. В 2000-х годах появилось предложение и в сферах спортивного, экстремального, приключенческого и экотуризма. Однако отсутствие внятной программы развития отрасли, системы ее контроля и поддержки, приводило повсеместно к таким последствиям, как высокие, в сравнении с аналогичными заграничными предложениями, цены, при низком уровне комфорта и безопасности. Из года в год численность туристов в России менялась медленно
В наследство от СССР в сфере туристических услуг остались гостиницы, пионерские лагеря, пансионаты (как в Средней полосе России, так и на Черноморском побережье) и городские экскурсионные бюро. Конечно, многие из указанных организаций также активно эволюционировали в течение последних двадцати пяти лет, но все же именно здесь наиболее заметны отголоски советских времен. Можно сказать, что практически полностью обновился сектор общественного питания, и возникло направление коммерческой организации досуга.
Внутренний туризм в России по-прежнему во много раз превышает въездной : так, в 2010 году количество внутренних туристов равнялось 32 миллионам человек, в то время как иностранные туристы составляли 2 миллиона 134 тысячи человек.
Внутренний туризм
● Растут доходы населенных пунктов;
● Повышается роль услуг в местной экономике, растет роль торговли, транспорта, связи;
● Увеличивается занятость населения как посредством развития туристской инфраструктуры, так и развитием подсобной деятельности;
● Улучшается техническая и социальная инфраструктура туристских районов, укрепляется их социальный и экономический имидж.
Международный туризм
● Страна, принимая туристов, получает доходы в иностранной валюте;
● Активизируется внешнеторговый баланс страны, приближаясь к положительному сальдо;
● Создаются предпосылки для экономического и социального развития и процветания отсталых районов, но богатых рекреационными ресурсами.
Развитие международного туризма способствует укреплению не только социально-экономических связей между странами, но и способствует усилению политического имиджа государств.
Отсутствие криминогенной обстановки в принимающей туристов стране, благоприятное расположение население к туристам, отсутствие языковых барьеров – все это сближает страны и народы.
В то же время, туризм имеет целый ряд негативных сторон и связанных с ними проблем:
1. Экологические проблемы.
2. Социально-психологические проблемы, вызванные столкновением культур туристов и местного населения.
3.Рост криминальных явлений – краж, злоупотреблений наркотиков, алкоголя и пр.
4. Проблема безопасности туристов. Связана особенно с ростом терроризма.
Туризм, как социально-экономическое явление, сочетает в себе рыночные аспекты экономических связей и социально ориентированные цели развития общества. В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Прием иностранных туристов – надежный источник валютных поступлений и одна из выгодных форм международной торговли. Велика его роль и в стабилизации занятости населения.
Многие страны частично удовлетворяют запросы иностранных туристов за счет импортной продукции. Развитие туристической инфраструктуры в стране может также стимулировать импорт сырья, материалов, технологий. В свою очередь, для продвижения туристического продукта за границу экспортируются рекламные товары, одежда как по каналам прямого экспорта, так и посредством туристов. На долю международного туризма приходится около 7% от мирового экспорта.
Туризм способствует развитию духовных ценностей и должен быть учтен как фактор воспитания личности и
человеческого достоинства. Он предназначен не только для того, чтобы разнообразить ход жизни и работы. Это фактор единения человека и окружающего его мира, т. к. туризм допускает прямой контакт человека с
природой.
Социокультурная эффективность туризма выражается в снижении межнациональных порогов в результате лучшего восприятия других культур. Следствием туризма является процесс окультуризации, который выражается в адаптации человека к новой культуре, предполагающей иной образ мышления, иные нормы поведения, манеры общения, традиции и устои.
Туризм оказывает воздействие на интересы, мировоззрение и образ жизни населения принимающей стороны, вызывая так называемый демонстративный эффект, приводящий к росту потребностей у иностранных посетителей и у местных жителей. Страна, принимающая туристов, ощущает конкуренцию в самых разных областях обслуживания туристов и вынуждена при предложении туристских услуг реагировать на возрастающие за-
просы клиентов, превращая тем самым туристскую индустрию в один из
факторов общественного прогресса. Таким образом формируются повы-
шенные стандарты потребления у жителей принимающей стороны и у
приезжающих туристов.
Туризм не связан с вывозом из страны невозобновляемых ресурсов.
«Экспорт впечатлений», в отличие от любого другого вида продукции,
практически неиссякаем.
Политическое значение международного туризма можно также рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как одно из средств поддержания
мира и, во-вторых, в качестве инструмента проведения определенной го-
сударственной политики. Туризм, относясь к внешнеэкономической дея-
тельности, сближает народы и государства, порождает необходимость их
сотрудничества в решении проблем, касающихся движения туристских потоков, размещения и обслуживания туристов. Развивать иностранный
туризм означает сделать страну открытой перед мировым общественным
мнением, в то же время информация, полученная туристами за рубежом,
оказывает существенное влияние на их политические убеждения, способ-
ствует формированию более объективного мнения о стране, которую по-
сетил турист.
Рассматривая туризм в социально-экономическом плане, необходимо отметить его влияние на экологию. Зачастую туризм влечет за собой негативные последствия по отношению к окружающей среде. Но нельзя отрицать и его положительного воздействия: проводятся мероприятия по реставрации исторических памятников, созданию национальных парков и заповедников, защите берегов и рифов, сохранению лесов и т. д.
Классификация туризма
По целям, которые преследует турист, туристические путешествия делятся на две основных разновидности:
● рекреационный туризм — с целью отдыха, для физического и/или психического восстановления организма;
● деловой туризм — путешествия с деловыми целями, по профессиональным и коммерческим интересам.
По способу передвижения
· пешеходный туризм;
· велосипедный туризм;
· конный туризм;
· альпинизм;
· лыжный туризм;
· мототуризм.
История развития туризма в России и Санкт-Петербурге.
Туризм в России — развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году составили $11,4 млрд.
История развития туризма в России имеет свои особенности. В советское время для иностранцев было проблемой попасть в СССР («Железный занавес»), особенно с туристическими целями, и в то же время внутри страны развилось мощное туристическое движение, почти полностью ориентированное на «дикий» отдых. Кроме того, советские курорты в массе своей находились на территории современных Украины, Грузии, Абхазии, Азербайджана, Армении, Латвии, Эстонии и Литвы, и Россия потеряла эту часть туристической инфраструктуры, а в результате вооруженных конфликтов внутри республики и на ее границах для туризма был потерян и Дагестан. По указанным причинам, а также в связи с кризисом 90х, почти во всех регионах России к началу XXI века сфера туристических услуг практически отсутствовала или была в непригодном для удовлетворения новых запросов рынка состоянии.Тема надзора советских властей за приезжими обыгрывается в отечественных фильмах «Невероятные приключения итальянцев в России», «Дежа вю». Гостиницы снабжались «прослушкой».
После распада СССР в страну поехали туристы из-за границы, но в силу малой доступности информации о России, они осматривали в основном Москву и Санкт-Петербург, лишь иногда заезжая в другие города. В то же время внутренние туристы по-прежнему ориентировались больше на самостоятельный отдых, и не оказывали существенного влияния на развитие отрасли. Соответственно, туристическая инфраструктура развивалась в первую очередь в столицах, и в традиционно наиболее популярных городах России: Казани, городах «Золотого Кольца», в Великом Новгороде. Также стали развиваться курорты черноморского, азовского и балтийского побережья России. В 2000-х годах появилось предложение и в сферах спортивного, экстремального, приключенческого и экотуризма. Однако отсутствие внятной программы развития отрасли, системы ее контроля и поддержки, приводило повсеместно к таким последствиям, как высокие, в сравнении с аналогичными заграничными предложениями, цены, при низком уровне комфорта и безопасности. Из года в год численность туристов в России менялась медленно
В наследство от СССР в сфере туристических услуг остались гостиницы, пионерские лагеря, пансионаты (как в Средней полосе России, так и на Черноморском побережье) и городские экскурсионные бюро. Конечно, многие из указанных организаций также активно эволюционировали в течение последних двадцати пяти лет, но все же именно здесь наиболее заметны отголоски советских времен. Можно сказать, что практически полностью обновился сектор общественного питания, и возникло направление коммерческой организации досуга.
Внутренний туризм в России по-прежнему во много раз превышает въездной : так, в 2010 году количество внутренних туристов равнялось 32 миллионам человек, в то время как иностранные туристы составляли 2 миллиона 134 тысячи человек.