Теория когнитивной оценки Дисси
Основные положения:
1) Если изучить внутренне мотивированное поведение, ситуации подкрепления за выполнение этого поведения, то оказывается, что субъект прекращает свою активность в случае поощрения.
Внутренняя мотивированная активность не требует внешних подкреплений, они, наоборот, разрушают мотивированную структуру.
2) Дисси ответил на вопрос, какие факторы влияют на изменение внутренней мотивации.
Фрустрируются потребности в самодетерминации, в основе которых лежит потребность в компетентности к мастерству. Чем больше возможностей содержит деятельность в плане предоставления человеку ощущений себя компетентным, тем выше внутренняя мотивация. Обязательным условием являются:
- наличие свободы выбора деятельности,
- наличие обратной связи,
- уверенность человека в себе и в своей компетенции.
Внутренняя мотивация максимальна при выполнении новой перцептивной или когнитивно сложной деятельности.
Ситуации, требующие волевой регуляции:
Ситуации с избытком мотивации
При столкновении с препятствием на пути к желаемой цели – избыток энергии. Состояние фрустрации – специфическое эмоциональное состояние, в основе которого лежит избыточная мотивационная энергия, которая переживается субъектом как неудача, разочарование, чувство раздражения, вины. При столкновении с препятствием возможны следующие варианты поведения:
1) выброс энергии, агрессивное поведение;
2) фрустрационная энергия направлена на разрушение препятствия;
3) обхождение препятствия, подпитка себя тем, что эта цель очень важна;
4) при столкновении с препятствием придумываем другую цель;
5) уход из ситуации (фрустрационная энергия расходуется на уход).
Ситуации с дефицитом мотивации
Иванников считает, что волевой процесс – процесс восполнения недостающей субъекту энергии мотива.
Это ситуации, когда энергии мотивации недостаточно, чтобы двигаться к цели. В этом случае необходимо данную цель включить как этап в более сложную активность. Иванников указывает на то, что волевое действие – это действие с двумя мотивами, один из которых – воображаемый и выполняет функцию изменения смысла первоначальной ситуации и мотива.
Волевая регуляция обеспечивает переосмысливание ситуации и изменение мотива действий.
Ситуации конфликта побуждений
Конфликт побуждений возникает тогда, когда субъекту необходимо совершить выбор между двумя или более мотивами одной силы (как положительными, так и отрицательными).
Виды научения
Научение может осуществляться на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Некоторые виды научения могутпроисходить уже на уровне рецепторов или спинного мозга; для других же необходимо участие подкорковых структур или даже миллиардов нервных цепей коры головного мозга.
Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого программирования, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и в особенности человека.
Выделяют три категории научения, различающиеся по степени участия в них организма как целого. Речь идет соответственно о выработке:
1) реактивного поведения,
2) оперантного поведения
3) когнитивное Научение – поведения, которое требует участия мыслительных процессов в обработке информации.
Когда создаются новые формы реактивного поведения, организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы и в нервной системе как бы незаметно и более или менее непроизвольно возникают изменения нейронных цепей и формируются новые следы памяти. К таким типам научения относятся следующие:
· Привыкание (габитуация)
· Сенсибилизация
· Импринтинг
· Условные рефлексы.
Оперантное поведение – это действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно «экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. Такие формы поведения возникают при научении путем проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения.
Во всех этих случаях организм изменяет поведение в результате взаимодействия со средой. Именно от того, какие сигналы поступают извне, зависит, какая именно реакция организма будет закрепляться. «Выбор» реакции при этом определяется тем, каковы ее последствия в отношении удовлетворения потребностей или избегания нежелательной ситуации.
К третьей группе относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением. Здесь уже речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. В результате этой оценки принимается наиболее подходящее решение.
К такому типу научения можно отнести:
· Латентное научение
· Выработка психомоторных навыков
· Инсайт
· Научение путем рассуждений.