Стадии актуализации потребности

1-я стадия: на уровне человека потребность начинает направлять поведение после ее презентации в психике, при этом остальные потребности блокируются. Но может быть и взаимодействие потребностей, тогда в психике отражается несколько потребностей (например, преодоление страха и любопытство). Может быть и конфликт потребностей.

2-я стадия: возникновение побуждения к некоторому предмету, который выступает в качестве цели. Это побуждение выступает перед субъектом как ПРИКАЗ. Чем инфантильнее субъект, тем сильнее приказ.

Активация потребности сопровождается определенным эмоциональным переживанием. Особенно это эмоциональное переживание усиливается, когда в психике отражается предмет потребности. Обеспечивается этот механизм сигнальной функцией эмоций (положительные или отрицательные эмоции).

Не всегда есть в наличие тот предмет, который отвечает удовлетворению потребности. В этом случае мы 1) или создаем такой предмет, 2) или осуществляем поисковую активность, которая не направленная, не упорядоченная.

В.К. Вилюнас указывает на наличие следующих фаз в актуализации потребности:

ПЕРЕХОДНАЯ ФАЗА – выражается в потенциальной готовности организмов потребности обеспечивать эмоциональную реакцию на появление отвечающего ей предмета – МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА. Это не готовность к действию (как у Д.И. Узнадзе). Мотивационная установка содержит готовность к эмоциям и проявляется в эмоциональном реагировании; это готовность проявить интерес к предмету, который еще не представлен в психике, но может стать предметом потребности.

Мотив – это то, что побуждает к активности. Мотив понимается как побуждение, как потребность, как определённая потребность, как намерение, как личностная диспозиция. Мотив – это образ цели, образ результата в соответствие с намерениями, это опредмеченная потребность.

Мотив достижения успеха– стремление добиться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемое как устойчивая личностная черта.

Мотив избегания неудачи– более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Эта черта личности противоположна мотиву достижения успехов.

Мотив аффилиации– стремление человека быть в обществе других людей, включаться в социальные отношения, стремление к пониманию.

Просоциальное поведение –любое направленное на благополучие других людей действие (поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо).

Агрессия – акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму.

Агрессия – специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает целостности живого организма.

Мотив агрессии – стремление к нанесению вреда другому или интересам другого, которое устраняет источники фрустрации, в результате чего ожидается благоприятный эмоциональный сдвиг. Достижение такого сдвига представляет собой цель мотивированного агрессией поведения.

Е.П. Ильин предлагает структуру мотива. По его мнению, мотив – это сложное психологическое интегральное образование, побуждающее человека к действиям и поступкам и служащее для них основанием.

Структура мотива

ПОТРЕБНОСТНЫЙ блок   Блок «ВНУТРЕННЕГО ФИЛЬТРА»   ЦЕЛЕВОЙ блок
 
Биологические потребности

Стадии актуализации потребности - student2.ru

Стадии актуализации потребности - student2.ru Социальные потребности
Стадии актуализации потребности - student2.ru Долженствование
Мотивационная установка
   
Стадии актуализации потребности - student2.ru Предпочтение по внешним признакам
Стадии актуализации потребности - student2.ru Интересы
Склонности
Стадии актуализации потребности - student2.ru Уровень притязаний
Оценка своих возможностей
Учет условий достижения целей
Нравственный контроль: убеждения идеалы ценности установки отношения
   
Опредмеченное действие
Процесс удовлетворения потребности
Потребностная цель
  Стадии актуализации потребности - student2.ru

Наши рекомендации