Влияние на спрос неценовых факторов
1. Потребительские ожидания
2. Вкусы потребителей
3. Доходы потребителей
4. Мода
5. Цены на товары-заменители…
Перемещение кривой спроса
Qd=f (P, Y, W, Psub, Pcom, N)
Влияние неценовых факторов
Теория предложения
1. Предложение – желание производителей продать свой товар
2. Цель – получение прибыли
3. Стремление продать товар по самой высокой цене
4. Закон предложения – между ценой и количеством производимых товаров существует прямая зависимость
Способы задания предложения
1. Табличный
P | ||||
Q |
2. Функциональный
Qs=f(p)
3. Графический
Характеристика предложения
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать на рынке определенное количество товара
Издержки производства
Иллюстрация количества товара, предлагаемого продавцами к продаже
Влияние цены – перемещение по кривой предложения
Влияние цены
Влияние неценовых факторов
1. Факторы на экономические ресурсы
2. Потребительские ожидания
3. Цены на другие товары
4. Технология производства, НТП
5. Налоги и субсидии
6. Фактор времени
Перемещение по кривой предложения
Qs=f (Pt, Pr3, Pg, K, T, N)
Влияние неценовых факторов
Рыночное равновесие
Рынок – общественный институт, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей для совершения сделок купли-продажи
Цена рыночного равновесия – Pe
QD=Qs
Рыночное равновесие
Равновесие по Л. Вальрасу
Равновесие по А. Маршаллу
Сущность рыночного равновесия
1. Баланс интересов покупателей и продавцов
2. Выход рынок из состояния равновесия при любом другом положении
3. Стремление покупателей и продавцов сбалансировать свои интересы
4. Рынок начнет двигаться в сторону равновесия
Модель динамической паутины
Излишки потребителя и производителя
Последствия введения государством «потолка цен» в краткосрочном периоде
Понятие эластичности
Умение прогнозировать реакцию рынка на изменение различных условий продажи
Эластичность – чувствительность
А. Маршалл
Степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой, связанной с первой переменной
Реакция рынка на изменение факторов: цен, доходов, интенсивности рекламы
Виды эластичности:
1. Эластичность спроса
2. Прямая эластичность спроса по цене
3. Перекрестная эластичность спроса
4. Эластичность спроса по доходу
5. Эластичность предложения
Прямая эластичность спроса по цене
E > 1, спрос эластичен, незначительное изменение цены ведет к существенному изменению спроса; TR-^
E = 1, спрос имеет единичную эластичность; снижение цены компенсируется ростом продаж; TR=const
E < 1, спрос неэластичен; изменение цены незначительно изменяет объем продаж; TR-(вниз)
Эластичный, неэластичный спрос и спрос с единичной эластичностью
Абсолютно эластичный и неэластичный спрос
Способы измерения эластичности
1. Точечная эластичность
Определение коэффициента эластичности для каждой конкретной точки кривой спроса
Проблема – менеджеру кривая спроса неизвестна
2. Дуговая эластичность
Определение коэффициента эластичности на отрезке {D1;D2}
Определение средних значений цен и спроса.
«Приписывание» значений рассчитанного коэффициента всем точкам отрезка
Е=-ΔQ/0,5(Q1+Q2): ΔP/0,5(P1+P2)
Перекрестная эластичность спроса
Характеризует изменение спроса на один товар (А) в зависимости от изменения цены другого товара (В)