Шрифт, интервал, поля, объём, нумерация и брошюровка курсовой работы
Для написания курсовой работы следует использовать стандартные листы формата А4. Язык курсовой работы – русский. Текст выполняется в редакторе Microsoft Word 7.0 и выше для Windows или в аналогичных программах, обеспечивающих возможность чтения файла после передачи руководителю электронной версии работы (форматы .doc, .docx, .pdf).
Текст должен быть исполнен на одной стороне через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, кегль 14 обычного (нежирного) начертания[10]. Выравнивание на странице – двустороннее (по ширине).
Каждый новый абзац начинается с абзацного отступа («красной строки»). Размер абзацного отступа – пять знаков (1,25 см.). Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту[11].
При печати текстового материала следует использовать автоматическую расстановку переносов слов (кроме заголовков, выполненных прописными буквами). Все объекты – таблицы, рисунки должны быть вставлены в текст.
В тексте курсовой работы не должны использоваться сокращения слов и аббревиатуры за исключением общепринятых. Опечатки, описки допускается исправлять белой краской или аккуратным зачеркиванием.
Размеры полей: левое – 2,5 см, правое – 1,0 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см.[12] Количество строк на странице – 28-30.
Общий объем курсовой работы без приложений не должен превышать 25 страниц компьютерного набора. Объем введения: 2-3 стр., заключения: 1-2 стр., основной части: 15-20 стр. Второстепенные, иллюстративные, громоздкие материалы выносятся в приложения (например, таблицы превышающие размер одной страницы формата А4). Работы сдаются в сброшюрованном виде.
Все страницы курсовой работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация листов – сквозная, располагается вверху посередине листа[13], без слова страница (стр., с.) и знаков препинания. Номер страницы на титульном листе не ставится. Нумерация страниц начинается со второго листа (содержания) и заканчивается последним (включая приложения). На втором листе ставится номер «2».
2.1.2. Размещение текста, глав и параграфов на странице, оформление заголовков и отступы
Каждый раздел курсовой работы (введение, главы, заключение, список литературы) начинается с новой страницы. При этом страницы должны быть заполнены текстом. То есть, следует избегать ситуации, когда страница с окончанием главы практически пуста: текст занимает всего несколько строк вверху страницы, а затем следует пустое пространство. В этом случае нужно отредактировать текст так, чтобы без потери смысла уместить выводы по главе на предыдущей странице, а с новой начать следующую главу.
Новый параграф начинается на той же странице, что и предыдущий. Исключение – ситуация, когда предшествующий параграф заканчивается в самом низу страницы, что оставляет всего несколько строк для следующего параграфа. Тогда лучше начать новый параграф с новой страницы, чтобы его заголовок не терял связь с последующим текстом.
Существует несколько формальных систем структурирования текста в главы и параграфы, из которых наиболее подходящими для курсовой работы является десятичная система. В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры «2.1» и «2.2» обозначают номера параграфов главы 2.
Если параграф 2.2 делился бы на части (подпараграфы), то для их обозначения использовалась бы следующая нумерация: 2.1.1, 2.1.2 и т. д. Тем самым по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста. Заметим, что в содержание выносятся только параграфы (текст первого уровня иерархии – 1.1 и т.д.). Второй уровень иерархии (например, 1.1.1) используется в тексте для удобства чтения, но НЕ выносится в содержание работы.
Не рекомендуется выделять более двух уровней иерархии частей текста. Введение и заключение не делятся на части никогда. Здесь действует простое правило: часть текста с любым заголовком не может быть меньше одной страницы. Не следует увлекаться делением текста на части и оформлять каждый абзац в отдельный раздел.
Заглавие набирается полужирными ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ без точки в конце и размещается по центру страницы. Если оно не умещается на одной строке, для него следует использовать одинарный межстрочный интервал. Затем, после пропуска трех интервалов, у левого края располагается выделенный полужирным шрифтом заголовок очередного параграфаглавы. В его нумерации проставляется номер главы (первая, а затем через точку номер параграфа). Между заглавием параграфа и собственно текстом пропуск составляет полтора интервала.
Все таблицы и рисунки в тексте курсовой работы должны быть пронумерованы и иметь названия, подробнее см. параграф 2.2.
Выделения в тексте
Для выделения в тесте используются курсив и полужирное начертание букв. Курсивом (можно использовать также полужирный курсив) выделяются[14]:
1) непривычные иностранные слова. Из этого правила исключены слова, вошедшие в повседневное употребление, такие как «логистика», «маркетинг» и специфичные термины (например, не выделяются ни «модератор», ни «респондент»).
2) сугубо научные термины. «Достоверность – способность инструмента измерять именно тот объект, измерять который он предназначен».
3) слова, на которых вы хотите особо заострить внимание.
4) фразы (недлинные, отражающие программную идею работы или ее окончательный вывод). «В Оглавлении должны присутствовать все главы, параграфы, с той самой нумерацией, которая придана им в основном тексте».
Не выделяются курсивом цитаты из других авторов (о правилах цитирования см. ниже). Длина выделенного текста не может превышать три строки. В противном случае на него перестают обращать внимание. Выделение уместно в тех местах, где при устной речи делается интонационное ударение, оно призывает следить за вашей мыслью даже тех, кто ненадолго отвлекся[15].
Жирным шрифтом выделяют основные термины, требующие внимания. Во всех остальных случаях применяют выделение курсивом.
Оформление рисунков, таблиц и формул
В курсовой работе (так же, как в выпускных и дипломных работах) рисунками считаются все нетекстовые и не табличные материалы, в том числе схемы, графики, диаграммы и формулы.
Рисунки и таблицы размещаются в тексте. Все рисунки и таблицы должны иметь номер, название, ссылку на источник данных. Если рисунок или таблица являются авторскими разработками, то необходимо указывать «Разработано автором». Если рисунок или таблица имеет источник, то его следует указать согласно правилам цитирования, указанным в п.2.3 настоящих методических рекомендаций.
Если рисунок (таблица) встречаются в работе однократно, перед заголовком указывается слово «Рисунок 1» («Таблица 1»), без кавычек. Если в курсовой работе несколько рисунков (таблиц), они нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией.
ГОСТ 2.105-95 допускает нумерацию в пределах главы (разбиение главы на параграфы во внимание не принимается) – мы рекомендуем этот вариант нумерации. Первая цифра в нумерации означает номер главы, вторая – номер рисунка (таблицы) в главе. Например, Рисунок 2.1 – первый рисунок во второй главе.
Шрифты для оформления заголовка рисунка и таблицы применяются такие же, как и в основном тексте. Текст таблицы/рисунка могут быть выполнены в меньшем размере (10, 12), допустим одинарный интервал.
В тексте обязательно даётся указание на рисунок (таблицу). При ссылке в тексте слово «таблица» или «рисунок» пишется полностью, с номером. Например, «см. таблицу 2.1» или «выводы подтверждает рисунок 1.3».
Рисунок подписывается снизу, обычным шрифтом, выравнивание по центру, форма подписи рисунка: «Рисунок 1 – Показатели….», см. рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 – Основные показатели лояльности клиентов компании «ХYZ»
Источник: Составлено автором по результатам опроса клиентов компании ХYZ
Источник рисунка или данных указывается полностью, в соответствии с правилами оформления, без сноски или ссылки, под надписью «рисунок…» или после таблицы, обычно шрифтом, следующим за используемым размером шрифта в сторону уменьшения (14 на 12, 12 на 10 и т.п.). Если рисунок (таблица) составлен автором работы, то внизу должно быть указано: составлено автором на основе <таких-то> данных, см. подпись под рисунками 2.1. и 2.2.
Ещё один пример оформления представлен на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Индекс потребительской уверенности по возрастным группам населения в 2012 году
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Основные статистические показатели. – http://www.gks.ru/free_doc/2009/helpers/cen.html Дата просмотра: 10.10.2010 г.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.
Таблица подписывается сверху, обычным шрифтом, выравнивание по правой стороне, форма подписи таблицы: «Таблица 1 – Значения….». На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте работы, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, см. таблицу 2.1. Ссылка на источник указывается под таблицей.
Таблица 2.1 – Расчетные значения α Кронбаха
Группа клиентов | α Кронбаха |
звонили в Контакт-центр | 0,87 |
не звонили в Контакт-центр | 0,92 |
Источник: Отчёт об исследовании удовлетворенности клиентов компании «XYZ». –
2014 г.
Если таблица занимает несколько страниц, обязательной является нумерация граф, см. пример нумерации в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Пример нумерации граф в заголовочной части таблицы
Заголовок 1 | Заголовок 2 | Заголовок 3 | Заголовок 4 |
Заголовок таблицы и названия граф указываются только на первом листе. На всех последующих листах в правом верхнем углу пишется «Продолжение таблицы …» и указывается номер, например: Продолжение таблицы 2.3, точка после номера не ставится. В качестве заголовков граф на втором и последующих листах проявляются номера граф, см. пример ниже
Продолжение таблицы 2.2
К каждой таблице или рисунку дается комментарий (как правило, выражающий основную идею таблицы или иллюстрации, вывод по ней). Если в курсовой работе размещается подряд несколько таблиц, диаграмм без текстовых комментариев, это может свидетельствовать, во-первых, о неумении авторов выразить мысль (читателю придется догадываться, какую информацию нужно извлечь, например, из диаграммы). Во-вторых, о неудачном подборе формы представления (например, несколько круговых диаграмм вместо гистограммы, несколько таблиц вместо одной сводной и т.п.).
Громоздкие таблицы и рисунки (на целую страницу и более) следует выносить в приложения.
Формула располагается в отдельной строке (строках) текста симметрично тексту. Несколько коротких однотипных формул можно размещать на одной строке. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, можно разместить внутри строк текста.
Формулы, на которые есть ссылки в тексте, и только они, нумеруются. Рекомендуется сквозная нумерация по тексту работы. Номер заключается в скобки и ставится справа от формулы в последней (или единственной) строке, занимаемой формулой [16].
Все формулы и обозначения к ним должны быть набраны курсивом. Обозначения расшифровывается сразу после формулы в последующих строках текста в порядке появления обозначений в формуле. При этом пояснение для каждого обозначения начинается с новой строки, в первой строке перед обозначением пишется слово «где». Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, см. формулу (1).
, где (1)
А - отношение к объекту,
Вk - субъективно оцениваемая вероятность того, что объект имеет признак k,
аk - субъективная оценка привлекательности для потребителя характеристики k,
n - число возможных признаков.
Поскольку формула является полноправным членом предложения, то в конце формул и перед ними знаки препинания ставятся по обычным правилам русского языка. Например, если формула завершает предложение, то после нее ставится точка.
Для начертания формул рекомендуется использовать компьютерные редакторы формул (например, Microsoft Equation, laTEX).
Оформление научного аппарата (ссылок, сносок, цитат)
2.3.1. Научный аппарат: определения и требования к оригинальности
Для курсовой работы достаточен минимальный научный аппарат, к которому относится правильное оформление цитат, примечаний, сносок, ссылок и списка использованной литературы. Правила оформления списка литературы будут рассмотрены в параграфе 2.4.
Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенной в собственный текст. Ссылка является указанием источника, на который ссылаются. Сноска – это дополнительный текст, помещенный отдельно от основного внизу страницы или в конце всего текста. Примечание – это дополнительное замечание, которое содержится в сноске[17], см. таблицу 2.3.
Таблица 2.3 - Функции научного аппарата в курсовой работе
Цитата | Подтверждает высказанную мысль или аргумент |
Библиографическая ссылка | Указывает источники, упомянутые или цитированные в основном тексте, в которых читатель может найти дальнейшие сведения о предмете, пояснительный и дополнительный материал |
Примечания | Помогают лучше и точнее понять основной текст, сообщают фактические сведения об упоминаемых событиях, фактах, скрытых цитатах, без которых понимание текста читателем может быть обедненным и неверным |
Дословная цитата и заимствование данных, фактов и аргументов из научной литературы должны быть снабжены как минимум ссылками и сносками. В сноске должно содержаться указание источника, но может быть помещено еще и примечание автора, не вписывающееся в основной текст.
Ссылка на источник указывается не только для цитат, но и при произвольном изложении заимствованных из литературы принципиальных положений. В конце работы помещается список использованной литературы.
Отсутствие ссылки на источник является нарушением правил цитирования. Согласно положению о курсовых работах отсутствие ссылок ведёт к автоматической неудовлетворительной оценке, см. список критериев оценки[18].
Курсовая работа в обязательном порядке проверяется в системе «Антиплагиат». Согласно положению о курсовых работах итоговая оценка оригинальности текста курсовой работы должна быть не ниже 50%[19]. Рекомендуемый уровень оригинальности – 70%.
Студент к сдаваемой на кафедру курсовой работе прикладывает распечатанный отчет о загрузке и проверке работы.
Оформление ссылочно-сносочного аппарата
Для оформления научного аппарата обязательным является следующий стандарт: ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». - М.: Стандартинформ, 2008. - 44 с.
Указание источников в сносках должно соответствовать тем же требованиям, что и при составлении библиографии, с дополнительным указанием номера страницы, где размещён цитируемый фрагмент.
Сноски печатаются шрифтом Times New Roman, кегль – 10. Выравнивание текста – по ширине.
Ссылка на источник в сноске представляет собой указание фамилии и инициалов автора книги, ее заголовка, места и года издания и номера страницы[20], например:
Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 848 с., с.313
При цитировании статей нельзя опускать фамилию автора или название статьи, сославшись лишь на год выхода журнала в свет, номер журнала или тома и страницу. То есть, следует указать не только автора, но и название статьи, название журнала, год и номер журнала (выпуска, тома) и страницу[21]:
Блаженкова О., Гурова Т. Класс. Все, что вы уже знали о среднем классе, но боялись произнести вслух. // Эксперт.- 2000.- №34-35 (247). - С.21-28, с.21.
Для иностранных книг, журналов и продолжающихся изданий все сведения, включая номер тома и страницы, даются на языке оригинала. Перевод на русский язык не допускается[22]. Например:
Asubonteng P., McCleary K.J., Swan J.E. (1996). SERVQUAL revisited: a critical review of service quality // Journal of Services Marketing. – Vol. 10, №6. – pp.62-81, p.64.
Сноски и примечания в курсовой работе могут быть внутритекстовыми или подстрочными, по ГОСТу Р 7.0.5-2008 допустимы оба варианта. При выборе способа оформления сносок следует руководствоваться следующими соображениями: если сноски необходимо читать вместе с основным текстом, то их следует поместить внутри текста, если они нужны читателю по ходу знакомства с работой – то следует применить подстрочное расположение.
Внутритекстовые сноски и примечания помещают в самом тексте в том месте, к которому они относятся, в скобках. В этом случае они могут делаться в максимально сокращенном виде: в квадратных скобках указывается номер источника в списке литературы и номер страницы через запятую [1, С.10]. Если вы используете внутритекстовые сноски, рекомендуем при написании работы указывать вместо номера фамилию автора или краткое обозначение статьи, а сам номер проставлять непосредственно перед печатью курсовой работы, когда список литературы окончательно выверен, и нет риска, что после его коррекции изменится нумерация источников.
Подстрочные сноски и примечания располагаются под строками основного текста и отделяются от него небольшой горизонтальной линией[23]. Нумерация подстрочных сносок может быть как сквозной, так и постраничной.
Не допускаетсяодновременное использование различных вариантовоформления, допускаемых стандартом. В конкретной работе нужно выбрать один способ и использовать только его. В курсовой работе по дисциплине «Маркетинговые исследования» рекомендуются подстрочные сноски, постраничная нумерация.
Более подробно правила оформления сносок (например, оформление сносок на нормативные акты, сноски при непрерывном цитировании одного и того же источника) см. в рекомендованном стандарте.
Оформление списка литературы
Список литературы к курсовой работе по дисциплине «Маркетинговые исследования» должен включать не менее 10-15 современных источников (преимущественно даты издания не более 10 лет относительно года написания курсовой работы, кроме исторических тем), в том числе не менее трёх на иностранном языке (для группы 1307 –не менее десятина иностранном языке).
Для поиска литературы рекомендуем воспользоваться:
- электронными ресурсами[24] нашего библиотечного центра (Научно-информационного библиотечного центра им. академика Л.И. Абалкина, сокращённо НИБЦ);
- ресурсами иностранного фонда[25];
- ресурсами Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Для их использования требуется регистрация[26], которая даёт возможность создания подборок и бесплатный доступ к ряду статей;
- ресурсами международных баз рефератов и статей[27].
Источники в списке литературы нумеруются, рекомендуется использовать сквозную нумерацию. Небольшой список литературы (10-15 источников) даётся в алфавитном порядке, сначала перечисляются источники на бумажных носителях на русском языке (от а до я), затем – на иностранных языках (от а до z). Электронные источники, представленные только в интернет, помещаются в отдельную рубрику «Источники в интернет», после списка источников на бумажных носителях.
Списки, содержащие достаточно большое число источников разных типов, разбиваются на следующие разделы:
- нормативно-правовые акты,
- книги (научная литература),
- периодические издания (журналы, газеты),
- источники в интернет,
- другие источники.
Нормативно-правовые акты располагаются в порядке их юридической иерархии (по убыванию уровня) и году принятия (по возрастанию). Все остальные источники – в алфавитном порядке (по фамилии автора или названию работы).
Естественно, если в вашей курсовой работе всего пара статей, то не нужно выделять их в отдельную рубрику «Периодические издания», достаточно общего списка, где все источники будут отсортированы по фамилиям авторов или названиям работ.
Библиографическое описание работ должно быть точным и полным, поскольку его задача – дать возможность читателю обратиться к найденным вами источникам. При отсутствии существенных данных (фамилии автора, года издания и т.п.) найти источник становится непросто. Кроме того, неполная, неряшливо оформленная библиография создаёт впечатление, что вы «в глаза не видели» указанную книгу или статью.
Библиографическое описание книг (монографий, учебных пособий, сборников и т.д.) должно включать:
- фамилию и, через запятую, инициалы автора (авторов) или титульного редактора (редакторов),
- полное название книги (без кавычек!),
- место издания,
- издательство,
- год издания,
- число страниц (даёт представление об объёме источника).
Пример: Аакер, Д., Кумар, В., Дэй, Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 848 с.
Библиографическое описание статей включает:
- фамилию и, через запятую, инициалы автора (авторов);
- полное название статьи (без кавычек!);
- // название журнала (без кавычек!), перед которым ставится двойная косая черта (эта черта сообщает, что источник опубликован в журнале);
- год выпуска;
- номер;
- страницы, на которых опубликована статья (даёт представление об объёме).
Пример: Удалова, И.Б. Современный маркетинг: выбор между традиционным маркетингом и маркетингом взаимоотношений /Удалова И.Б. // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-3 (41-3). – С. 687-689.
Для иностранных статей порядок и оформление описание отличается[28]:
- фамилия и, через запятую, инициалы автора (авторов);
- год выпуска в скобках;
- полное название статьи (без кавычек!);
- // название журнала (курсивом, без кавычек!), перед которым ставится двойная косая черта;
- том (Vol.), номер журнала (том указывается при наличии, через запятую даётся номер);
- страницы, на которых опубликована статья.
Пример: Asubonteng, P., McCleary, K.J., Swan, J.E. (1996). SERVQUAL revisited: a critical review of service quality // Journal of Services Marketing. –
Vol. 10, № 6. – pp.62-81.
При оформлении ссылок на источники в интернет необходимо учесть, что эти источники различны. Во-первых, издательства могут размещать в интернете электронные копии бумажных изданий. В случае, если такая копия размещена на официальном сайте издания и обладает всеми атрибутами бумажного оригинала (номера журналов и страниц соответствуют номерам бумажных оригиналов), в списке литературы такой источник указывается как бумажный (в разделе статьи или книги).
Во-вторых, электронные ресурсы могут быть локальными и удаленного доступа. Локальные ресурсы доступны только на индивидуальном рабочем месте или в локальной сети. К ним, например, относится большинство электронных ресурсов НИБЦ. При обращении к подобным ресурсам в квадратных скобках ставится пометка [Электронный ресурс]. Электронные ресурсы удаленного доступа потенциально доступны неограниченному кругу пользователей, к примеру, данные с сайтов компаний. При обращении к ним в квадратных скобках ставится пометка [онлайн].
В настоящее время согласно правилам РЭУ им. Г.В. Плеханова в библиографическом описании электронных ресурсов должны быть указаны:
- (при наличии) фамилия и инициалы автора;
- название:
§ название книги, статьи, заголовка таблицы с данными;
§ для баз данных – название базы данных или электронной библиотеки;
- тип источника в квадратных скобках: [Электронный ресурс] или [онлайн];
- полная ссылка на местонахождение материала:
§ для электронных ресурсов – обозначение «Режим доступа» и ссылка: Режим доступа: http://полная ссылка;
§ для онлайн-ресурсов – ссылка ограниченная знаками «больше» и «меньше»: < http://полная ссылка>
- (при наличии) место издания – аналогично месту издания книг, для обозначения названий электронных журналов и библиотек используется двойная косая черта (//);
- дата обращения к документу: Обращение к документу: 23 октября 2012 г.
Указание полного адреса даётся из уважения к читателю, поскольку ознакомиться с источником возможно только при прохождении по полной ссылке.
Ниже приведён пример оформления списка литературы. Обратите внимание на расположение точек, запятых, тире в примерах: они соответствуют стандартам библиографического описания. Кавычки в библиографическом списке не используются. При оформлении списка литературы допускается использование шрифта меньшего размера (кегль 12), одинарный интервал. Пример оформления списка литературы без рубрик дан в приложении Д.
Книги:
1. Фамилия, И.О. Название книги. – Место (город): Название издательства, год. – кол-во страниц.
2. Малхотра, Н. Маркетинговые исследования, практическое руководство. 3-е издание. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 960 с.
3. Черчилль, Г., Браун, Т. Маркетинговые исследования. 5-е издание. / Пер. с англ. – СПб.: Питер. 2007. – 704с.
4. Wilson, A. Marketing research: an integrated approach. – FT Prentice Hall, 2017. – 410 с.
Периодические издания:
5. Фамилия, И.О. Название статьи // Название журнала, год. – № журнала. – Номера страниц статьи.
6. Surname, N. (Year). Article Title // Journal Title. – Vol. N, № N. – pp. Pages.
7. Грайсеф, Д. Дюжина проблем прикладных измерений удовлетворенности клиентов // Реклама. Теория и практика. – 2007. – №1. – С. 30-47.
8. Фуколова, Ю. Ну, угоди! // Секрет фирмы. – 2006. – № 8 (143). – С. 37-39.
9. Asubonteng, P., McCleary, K.J., Swan, J.E. (1996). SERVQUAL revisited: a critical review of service quality // Journal of Services Marketing. – Vol. 10, № 6. – pp.62-81.
10. Garland, R. (1990). A Comparison of Three Forms of the Semantic Differential
// Marketing Bulletin. – № 1. – pp. 19–24.
Источники в интернет:
11. Фамилия, И.О. Название материала. [Электронный ресурс] Место издания. – Режим доступа: http://sourse.ru/text.html. - Загл. с экрана. – Язык. – Обращение к ресурсу: дата
12. Фамилия, И.О. Название материала. [онлайн] Место издания. – <http://sourse.ru/text.html> - Загл. с экрана. – Язык. Обращение к ресурсу: дата
13. Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-тех. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998 - . – Режим доступа к журн.: http//zhurnal.mipt.rssi.ru. Доступен также на дискетах. – Загл. с экрана. - № гос. регистрации 03299000013.
14. Садовничий, В.А., Васенин, В.А., Мокроусов, А.А., Тутубалин, А.В. Российский Интернет в цифрах и фактах [онлайн]. – М.: Изд-во МГУ, 1999. Обращение к документу: 26 февраля 2001 г. <http: // www.msu.ru/ctti/book99/RIiFaN-toc.html>.
15. Markus, B. Blue-collar folks surfing Net more often [online] // Digitrends.net: News and ideas for interactive marketers: Marketing new. April 13, 2001. Date of acces: April, 2001. <http:// www. Digitrends.net/mna/index_15343.html>.
Данные компании:
16. Отчет по исследованию клиентов ОАО «XYZ» за 2011 г.
17. Официальный сайт исследовательской компании Synovate Comcon. – www.comcon-2.com
Для упрощения работы по оформлению библиографии, сносок и ссылок, рекомендуем в начале работы над курсовой завести специальный файл (doc или xls), куда будут вноситься данные по всем найденным источникам в соответствии с требованиями к оформлению. Формат xls удобен как с точки зрения организации библиографии (каждый столбец соответствует конкретному пункту библиографического описания), так и с точки зрения оформления (в формате ячейки можно задать необходимые символы, например «. –» перед годом издания).
Для работы в библиотеке могут пригодиться небольшие карточки из плотной бумаги – по одной на каждый источник. Кроме того, рекомендуем сразу отмечать источники любых цитат и данных – впоследствии найти источники для проставления ссылок бывает затруднительно и занимает много времени.
Оформление приложений
Приложения оформляются в соответствии со стандартом ГОСТ 2.105-95 «Eдиная система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам», см. п. 4.3. В приложения выносятся рисунки, таблицы или тексты вспомогательного характера, а также слишком объёмные таблицы и рисунки (страница и более), загромождающие основной текст курсовой работы.
Приложения помещают в конце курсовой работы. Каждое приложение начинается с нового листа, в правом верхнем углу которого указывается слово Приложение, набранное прописными буквами или полужирным курсивом, и его порядковый номер русскими буквами, например: ПРИЛОЖЕНИЕ А или Приложение Б[29]. Точка в конце фразы не ставится.
На все приложения в тексте основной части курсовой работы должны быть ссылки. Например: образец оформления титульного листа курсовой работы представлен в Приложении А. Последовательность приложений должна соответствовать их упоминанию в тексте.
Если работа содержит одно приложение, оно не нумеруется, в содержании указывается «Приложение» с номером страницы. При наличии нескольких приложений в содержании указывается только общее обозначение «Приложения» и даётся номер страницы первого по порядку приложения.
Приложение должно иметь заголовок, который располагается симметрично тексту ниже слова Приложение и записывается тем же шрифтом, что и слово Приложение. Ниже заголовка располагается текст Приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц. Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в Приложении, нумеруют в пределах данного Приложения, например: рис. Г.3 – рисунок 3 в Приложении Г.
Оформление содержания и порядок брошюрования курсовой работы
Слово СОДЕРЖАНИЕ пишут в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Содержание включает:
- номера и названия введения, глав, заключения, набранные прописными буквами;
- номера и названия параграфов, написанные строчными буквами, кроме первой прописной;
- список литературы;
- приложения: при наличии нескольких приложений в списке литературы указывается только общее обозначение «Приложения», без кавычек и номера, и даётся номер страницы первого по порядку приложения.
Для каждого названия указываются номер страницы, с которой оно начинается. Не рекомендуется использовать в названиях сокращения, кроме общепринятых. Перенос слов в заголовках нежелателен. Точка в конце заголовка не ставится. Образец оформления содержания см. в Приложении В.
Работы сдаются в сброшюрованном виде. Порядок брошюрования:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основной текст.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения.
Также к курсовой работе прикладываются (но не вшиваются):
- Отзыв научного руководителя установленной формы (см. Приложение Е).
- Отчет о проверке работы на наличие плагиата.
Курсовая работа должна быть сброшюрована в мягкую обложку (без пружин, без вложения листов работы в прозрачные файлы). Обложка должна быть прозрачной, чтобы сразу читался титульный лист. Завершение курсовой работы фиксируется подписью студента по окончании текста заключения и датой.
Таким образом, на кафедру сдаются: сброшюрованная курсовая работа, электронная версия курсовой работы на цифровом носителе, распечатанный отчет из системы «Антиплагиат», отзыв руководителя установленной формы. По согласованию с научным руководителем электронная версия курсовой работы может быть выслана на почту руководителя.
Настоящие методические указания оформлены в соответствии с требованиями данного раздела.
РАЗДЕЛ 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЩИТЫ И ОЦЕНКА
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Порядок проведения защиты
Законченная и оформленная в соответствии с установленными требованиями курсовая работа сдается на кафедру, где регистрируется лаборантом в специальном журнале (Книге учета курсовых работ) и передается научному руководителю, который оценивает работу и подписывает её. В случае положительного отзыва научного руководителя и оценке оригинальности текста курсовой работы в системе «Антиплагиат» не ниже 50% курсовая работа допускается к защите.
Курсовая работа передается на кафедру за неделю до даты защиты, если другие сроки не оговорены специально. Защита курсовой работы проводится на 41 учебной неделе. То есть, курсовая работа должна быть сдана на кафедру маркетинга и зарегистрирована лаборантом в начале 41-й недели,
не позднее 5 июня 2017 года.
Защита состоит из доклада студента по теме курсовой работы в течение 5-7 минут и ответов на вопросы. Доклад следует начинать с обоснования актуальности выбранной темы, описания исследовательской проблемы, формулировки цели и задач работы, исследовательской методики, а затем перечислить основные выводы по всем разделам работы.
Студент должен излагать основное содержание курсовой работы свободно, не читая письменного текста. После завершения доклада руководитель задаёт студенту вопросы, непосредственно связанные с проблематикой курсовой работы. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться текстом курсовой работы.
Решение об оценке курсовой работы принимается по результатам анализа курсовой работы, доклада студента на защите и его ответов на вопросы.
Студент, не предъявивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший её по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
Оценка курсовой работы
Критерии оценки курсовой работы перечислены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Критерии оценки курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования»
Критерий | Описание |
1. Степень раскрытия темы | - соответствие содержания курсовой работы заявленной теме; - умение сформулировать проблему и цель исследования, разработать методику (план) исследования, полнота полученных результатов; - знание методов маркетинговых исследований, наличие примера собственного исследования. |
2. Сбалансированность и логичность курсовой работы | - сбалансированность структуры курсовой работы: пропорциональность объема глав и параграфов; - логичность изложения: наличие связи между параграфами и главами, выводов в конце параграфов и глав, правильно составленных введения и заключения. |
3. Оценка работы с литературой | - достаточное число источников, в т.ч. источников на иностранных языках; - соответствие источников теме исследования, в т.ч. использование основных, базовых работ в исследуемой области; - наличие ссылок / отсутствие плагиата. |
4. Уровень самостоятельности | - способность критически оценивать вторичную информацию, наличие собственных выводов и предложений; - обоснованность и полнота рекомендаций: способность справиться с исследуемой проблемой, выделение ограничений исследуемых методов; - практическая направленность рекомендаций: конкретность предлагаемых мероприятий, учёт специфики объекта исследования; |
5. Оценка оформления | - наличие всех необходимых разделов, соблюдение требований к объёму; - язык, стиль и грамматический уровень работы; - соблюдение требований к оформлению текста, библиографии и сносок; - выбор подходящего способа представления результатов (использование таблиц, рисунков) |
По этим критериям оцениваетс