Взаимовлияние потребителей, конкурентов, затрат и возможностей
Возможности предприятия определяются имеющимися у него знаниями, опытом, технологиями, организационной структурой, культурой деятельности, имиджем.
Комплекс этих элементов системно взаимосвязан. При определении возможностей предприятия обслуживать привлекательные сегменты потребителей каждый из этих элементов и эффекты их системных композиций следует учитывать.
Анализ конкурентов, затрат и потребителей необходим для выявления параметров возможностей, формулирования целей, разработки стратегии деятельности и выработки комплекса маркетинга предприятия. Цели должны быть ориентированы на получение, либо закрепление успеха предприятия, соответствовать определенной последовательности реальных задач достижения конкретных результатов. Цели, в свою очередь, определяют стратегии, являющиеся планами их достижения. Рис.7.1. иллюстрирует систему предпосылок, предопределяющих стратегию деятельности как результат взаимодействия потребителей, конкурентов, затрат. При этом элементы, детерминирующие конкретную стратегию деятельности, являются следствием учёта возможностей предприятия.
Анализ потребителей позволяет: выявить и использовать в стратегии деятельности сегмент, наилучшим образом соответствующий возможностям предприятия; уточнить наиболее существенные потребительные ценности; разработать комплекс маркетинга, позволяющий наиболее выгодно для предприятия удовлетворять нужды. Анализ затрат позволяет: выявить основные её составляющие; использовать наиболее предпочтительные для создания и продвижения товарных образцов, выгодно отличающихся от продукции других производителей. Анализ конкурентов позволяет: выявлять и использовать в стратегии деятельности их сильные и слабые стороны; использовать в собственном производственном процессе эффективные тенденции, наблюдающиеся у конкурента (в сферах производства востребованных потребителем товаров, управления затратами); уточнять комплекс маркетинга.
Конкуренты, затраты, потребители и элементы детерминирующие конкретную стратегию оказывают системное взаимовлияние друг на друга.
24 Значение и цели, ошибки определения границ деятельности.
Чем точнее определены границы бизнеса, тем эффективнее предприятие хозяйствует и конкурирует. Определение слишком широких или слишком узки границ деятельности вредит последующему анализу и разработке стратегии, снижает эффективность производства.
При слишком широких границах управленческие и материальные ресурсы распыляются и отвлекаются от решения актуальных задач, производитель проигрывает конкурентам более сфокусированным на ценностях, востребованных целевым сегментом потребителей.
При слишком узком определении границ деятельности некоторые характеристики деловой среды упускаются из виду. В дальнейшем это приведет к тому, что предприятие столкнется с неожиданными конкурентными затруднениями, или будет упущен прибыльный сегмент потребителей (т. к. не будет предложен полноценный, востребованный потребителем, продукт), или не в полной мере будут использоваться опыт и технологические возможности предприятия. На рис.13.1 представлена схема разработки гипотезы вида деятельности.
Большое количество общих потребителей и конкурентов, а также высокая доля общих затрат свойственны одному и тому же виду бизнеса. Отсутствие или незначительное количество общих потребителей и конкурентов, а также малая доля общих затрат при производстве различных видов продукции свойственны разным видам бизнеса.
Если различные виды продукции имеют большую часть общих затрат, технологического процесса и опыта, но предназначены для разных сегментов потребителей, то имеет место один и тот же бизнес. Товары заменители, отличающиеся технологией (различные процессы, сырье, оборудование) удовлетворяющие одни и те же нужды потребителей, соответствуют одному и тому же виду бизнеса.
Рис.13.1. Схема разработки гипотезы вида деятельности
Чем меньше доли общих затрат для различных видов продукции (при малом количестве общих потребителей), тем больше различие видов бизнеса. Рис.13.2 иллюстрирует примеры видов деятельности.
25 Разработка гипотезы, шаги определения границ деятельности.
Формирование гипотез — один из трудных и мало формализуемых процессов исследования. Тем не менее весь процесс формирования и развития гипотез в контексте всего исследования в большинстве случаев можно подразделить на несколько стадий:
• подготовительная — сбор информации и выявление проблемы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
• формирующая — анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; вы явление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе возможных результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотетических предположений; определение условий, путей и методов решения задач; формулирование исходных гипотез;
• экспериментальная — работы, предусмотренные методикой исследования, в том числе: планирование, организацию и проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных предполагаемых результатов на практике и уточнение гипотез на основе результатов проверки.
В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их пересмотреть и в необходимой мере скорректировать.
Чем точнее определены границы бизнеса, тем эффективнее предприятие хозяйствует и конкурирует. Определение слишком широких или слишком узки границ деятельности вредит последующему анализу и разработке стратегии, снижает эффективность производства.
При слишком широких границах управленческие и материальные ресурсы распыляются и отвлекаются от решения актуальных задач, производитель проигрывает конкурентам более сфокусированным на ценностях, востребованных целевым сегментом потребителей.
При слишком узком определении границ деятельности некоторые характеристики деловой среды упускаются из виду. В дальнейшем это приведет к тому, что предприятие столкнется с неожиданными конкурентными затруднениями, или будет упущен прибыльный сегмент потребителей (т. к. не будет предложен полноценный, востребованный потребителем, продукт), или не в полной мере будут использоваться опыт и технологические возможности предприятия. На рис.13.1 представлена схема разработки гипотезы вида деятельности.
Большое количество общих потребителей и конкурентов, а также высокая доля общих затрат свойственны одному и тому же виду бизнеса. Отсутствие или незначительное количество общих потребителей и конкурентов, а также малая доля общих затрат при производстве различных видов продукции свойственны разным видам бизнеса.
Если различные виды продукции имеют большую часть общих затрат, технологического процесса и опыта, но предназначены для разных сегментов потребителей, то имеет место один и тот же бизнес. Товары заменители, отличающиеся технологией (различные процессы, сырье, оборудование) удовлетворяющие одни и те же нужды потребителей, соответствуют одному и тому же виду бизнеса.