Понятие, виды затрат, стратегии минимизации затрат, финансовые ограничения.

Затраты организации представляют собой величину тех или иных расходов, необходимых для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деятельности. Издержки – неизбежное явление, они имеются у каждой фирмы, юридически оформленной.

По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции. В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит оттого, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:

-расчет себестоимости произведенной продукции и определение размер полученной прибыли;

-принятие управленческого решения и планирование;

-контроль и регулирование производственной деятельности центров.

По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:

-затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;

-затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;

-затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

Все затраты в соответствии с их направленностью и способом образования могут быть классифицированы с помощью следующих критериев.

1. Затраты играют абсолютно разную роль в формировании себестоимости продукции, работ, услуг.

Основные затраты имеют непосредственную связь с технологическим и производственным процессом, посредством которого изготавливается определенный объем товаров и услуг общественного и иного потребления. Например, к таковым можно отнести расходы на заготовление сырья, материалов, топлива и оплату энергии, используемой при производстве или создании для него условий. Кроме того, основными затратами являются и выплаты заработной платы работникам организации, поскольку они осуществляются регулярно, т. е. на постоянной основе, и производятся за выполнение определенных работ или оказание услуг.

Накладные расходы связаны с обеспечением процесса производства и его организации, созданием благоприятных условий трудовой деятельности. Это так называемые цеховые и общезаводские расходы.

2. В соответствии с тем, к чему относятся данные расходы, они могут быть:

1) прямыми – представлены затратами на покупку и распределение материальных ресурсов и выплатами работникам окладов и премиальных. Можно сказать, что прямые расходы являются составной частью основных, поскольку опять-таки обеспечивают процесс производства факторами производства в виде сырья и рабочей силы;

2) косвенными, которые напрямую связаны с изготовлением различных видов продукции.

3. По степени однородности затраты делят на:

1) простые, т. е. однородные, затраты. Они осуществляются в соответствии с направлением деятельности предприятия и включают все расходы по покупке и поставке необходимых факторов производства на склады предприятия, а также по оплате фактора «рабочая сила»;

2) комплексные затраты – представляют собой расходы всех производственных подразделений и отделов организации в их совокупности.

4. По времени возникновения все затраты организации можно поделить на 3 вида:

1) текущие. Они осуществляются непосредственно в настоящем периоде, т. е. на тот момент времени, когда реально происходит процесс производства или осуществления других видов деятельности. Данный тип затрат является непосредственной основой для дальнейшего планирования работ;

2) будущие расходы – это те расходы, которые предстоит в будущем понести организации. Их можно предугадать посредством анализа рынка факторов производства и рынка товаров и услуг, динамики цен на них;

3) кроме того, для удобства составляются экономические модели деятельности: они на основании группировки ранее полученных данных (т. е. производится анализ всех предыдущих расходов) делают прогноз, благодаря которому организация может предполагать структуру предстоящих расходов и в соответствии с этим принимать те или иные решения.

Стратегии минимизации затрат.

Стратегия минимизации издержек подразумевает уменьшение издержек на производство и реализацию продукции. Поэтому менеджерам необходимо уделить большое внимание данному вопросу и найти пути, не прибегая к ухудшению качества продукции и сырья, из которого они производятся, снизить данный показатель. Такие действия помогут уменьшить цену продукции и завоевать симпатии большего количества потребителей.

Конечно, такая стратегия подходит не для всех, но как только предприятие сможет минимизировать издержки ему удается поддерживать высокий уровень доходности, а также занимать лидирующие позиции на протяжении длительного времени. Лидерство в минимизации издержек не дает никаких гарантий на защиту от поражения, но может быть эффективным ответом на действия конкурентов.

Рассмотрим преимущества стратегии минимизации затрат с позиции модели пяти сил конкуренции. По отношению к прямым отраслевым конкурентам компания, имеющая минимальные издержки, при прочих равных условиях имеет более высокую рентабельность продаж. В том случае, если такая компания не занимает в отрасли максимальную рыночную долю, у нее есть шансы завоевать ее за счет большей рентабельности. По отношению к покупателям такая компания также имеет сильные позиции, т.к. никто кроме нее на рынке не может предложить более низкие цены в долгосрочном периоде.

В отношении поставщиков варианты минимизирования затрат различны. С одной стороны, в отдельных случаях минимальные издержки могут в значительной мере достигаться за счет благоприятных отношений с поставщиками. С другой стороны, компания может сильно зависеть от своих поставщиков, и последние осознают, что в значительной мере определяют успех выбранной компанией стратегии минимизации затрат. Однако, если доля компании значительно превосходит таковую конкурирующих компаний, можно поставщикам до определенной степени выставлять свои условия.

По отношению к потенциальным конкурентам такая компания имеет сильные позиции в силу своего положения, но они могут быть ослаблены, если конкуренты войдут в отрасль с новыми, более эффективными технологиями.

По отношению к товарам-субститутам статус компании с минимальными издержками не дает сильно выраженных преимуществ, за исключением случаев, когда конкурентоспособность товаров-заменителей сравнима с таковой продукции компании.

Компании, сделавшей ставку на стратегию минимизации издержек необходимо тщательно отслеживать изменения в отраслевых технологиях, предпочтениях потребителей и быть готовой в приемлемый срок осуществить необходимую модернизацию или даже полную замену производственных мощностей, или внести необходимые коррективы в номенклатуру производимой продукции.

Наиболее уязвимы организации, сделавшие ставку на стратегию минимизации издержек к величине загрузки мощностей. Оптимальной считается загрузка 95% от максимальной. При большей загрузке непропорционально возрастает темп износа оборудования, при меньшей – резко возрастает себестоимость продукции, обусловленная фактическим бездействием части капитала, вложенного в это оборудование, и возрастанием доли удельных постоянных эксплуатационных издержек.

Недостатки, присущие стратегии минимизации издержек, могут быть частично или полностью устранены путем повышения гибкости производства. Основным слабым местом стратегии минимизации издержек является ее относительное противоречие со стратегией дифференциации, предполагающей производство множества модификаций продукции, поскольку наиболее полно достоинства производственного эффекта масштаба достигаются при достаточно значительных объемах производства. Это значит, что при наличии у производителя сильно диверсифицированной продуктовой линии, он не всегда сможет достичь минимальных удельных затрат.

Данное противоречие частично нивелируется при применении гибкого производства, предполагающего, во-первых, низкие затраты на перестройку и переналадку производственных мощностей при производстве различных модификаций продукции, во-вторых, достижение максимального проявления производственного эффекта масштаба при относительно небольших объемах производства.

Финансовые ограничения.

Когда фирма желает осуществить инвестиции в новый капитал, например, строительство новой фабрики, она часто собирает необходимые средства на финансовых рынках. Это финансирование может принимать различные формы — получение банковских ссуд, продажа облигаций населению или продажа долей в будущих прибылях (т.е. акций) на рынке ценных бумаг.

Вместе с тем, фирмы иногда сталкиваются с ограничениями финансирования — предельными размерами сумм, которые они могут получить на финансовых рынках. Ограничения финансирования могут помешать фирмам осуществить прибыльные инвестиции. Когда фирма не в состоянии получить требуемые средства на финансовых рынках, объем средств, которые она может потратить на приобретение новых инвестиционных товаров, ограничен текущими поступлениями от продаж. Эти ограничения финансирования так же сказываются на инвестиционном поведении фирм, как ограничения по заимствованию сказываются на потребительском поведении домашних хозяйств. Ограничения по заимствованию заставляют домашние хозяйства строить свое потребление на основе текущего, а не постоянного дохода. Аналогично, ограничения финансирования заставляют фирмы определить свои инвестиции на основе текущих доходов, а не ожидаемой рентабельности.

Для фирм, сталкивающихся с ограничениями финансирования, ситуация будет прямо противоположной. Сокращение текущей прибыли ограничивает объем средств, которые фирма может потратить на приобретение новых инвестиционных товаров, и может помешать фирме осуществить прибыльные инвестиции. Ограничения финансирования делают инвестиции более чувствительными к текущей экономической ситуации.

Наши рекомендации