Принцип ощутимых последствий

Родители совершают большую ошибку, не делая различий между психологическими и отрицательными эмоциональными последствиями, выражающимися в ухудшении их отношений с детьми, с одной стороны, и ощутимыми последствиями, с другой. По-настоящему действенными являются последствия ощутимые. Психологические же последствия и последствия эмоциональные, такие, как раздражение, обвинение, ворчание, нарочитое игнорирование, обычно не побуждают человека к переменам. А если и побуждают, то на очень короткий срок, и человек при этом стремится лишь к одному – ослабить оказываемое на него психологическое давление. Истинные перемены в человеке происходят только тогда, когда его поведение влечет за собой ощутимые последствия: боль от ощущения утраты времени, денег, личной собственности, любимых вещей и дорогих ему людей. В приведенных примерах Сэлли и Сьюзен оказались примерно в одной и той же ситуации, но среагировали по-разному. Сэлли прибегла к психологическим последствиям, к ухудшению отношений с сыном, а до осязаемых последствий дело не довела. Сьюзен же не стала прибегать к последствиям психологического характера, а воспользовалась последствиями ощутимыми. Короче говоря, Сьюзен предоставила Джен возможность на практике испытать значение поговорки "Что посеешь, то и пожнешь". Девочка посеяла безответственность и пожала лишение удовольствия. Разве не так обстоит дело в реальном мире? Разве, став взрослой, девочка не будет постоянно сталкиваться с действием закона причинно-следственных связей? Вот что говорит нам Бог: "Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Галатам 6:7-8).

Разве это не правда, что, расплачиваясь за собственные ошибки, мы учимся жить? Реальные потери заставляют нас менять свое поведение.

Закон "Что посеешь, то и пожнешь" – это закон, от которого мы зависим постоянно как в хорошем, так и в плохом. Все в созданной Богом вселенной действует по этому закону. И мы должны строить по нему свою жизнь. В положительном смысле зависимость от этого закона вносит в нашу жизнь много хорошего:

• Если я стану упорно трудиться, то моя профессиональная карьера сложится успешно

• Если не буду лениться, то многое успею

• Если продолжу читать Библию и размышлять о Боге, то духовно вырасту в своих отношениях с Ним

• Если раскрою душу перед близкими людьми, то мои отношения с ними улучшатся

Или плохого:

• Если я буду есть все без разбору, то растолстею или заработаю сердечно-сосудистые заболевания

• Если стану кричать на близких, то причиню им боль и отдалюсь от них

• Если не заставлю себя расти в профессиональном плане, то так и останусь на том уровне, который в конце концов перестанет меня устраивать

• Если не проконтролирую свои расходы, то окажусь в финансовой кабале и потеряю свободу

Установленные Сэлли последствия для Джейсона Установленные Сьюзен последствия для Джен
• Все утро досаждала Джейсону назойливыми напоминаниями, не давая ему возможности самому следить за временем. • Не ворчала, лишь констатировала: если бы Джен хотела, то сама следила бы за временем.
• Кричала и злилась, тем самым отвлекая внимание от основной проблемы – несобранности Джейсона. Сама превращалась в настоящую проблему для сына, подменяя собой его основную проблему. Он не думал, что если не выполнит работу в срок, то лишится развлечений, а думал, что его мама – чокнутая. • Не проявляла никакой эмоциональной реакции, превращающей ее саму в проблему в глазах Джен.
• Начинала навязывать всем роль жертв поведения ребенка: "Теперь мы все должны из-за тебя опаздывать! Почему ты так поступаешь с нами?". У ребенка складывалось впечатление, что он может управлять временем и настроением всей семьи. • Не становилась жертвой поведения ребенка, а продолжала сама управлять своей жизнью. Она не позволила, чтобы поведение Джен расстроило планы и настроение всей семьи.
• Пробудила в ребенке массу ложных эмоций (вину, обиду, злобу) вместо того, чтобы пробудить всего одну, но ту, которая помогла бы ему измениться, – печаль. • Не стала причиной эмоциональной реакции Джен, предоставив ей свободу в полной мере ощутить лишение.
• Самое худшее, что поведение ребенка не стоило ему ничего, кроме маминого огорчения, на которое он уже давно не обращал внимания. • Не помешала ребенку заплатить требуемую плату за свое поведение – лишиться возможности получить удовольствие.

Позитивная сторона закона "Что посеешь, то и пожнешь" заключается в том, что он дает нам реальную возможность управлять своей жизнью – самим распоряжаться ею. В этом и состоит замысел Божий. И Он радуется, когда мы употребляем свои таланты в дело и получаем от них хороший урожай (см. Матфея 25:14-30). И Библия, и жизненный опыт доказывают: старание, прилежание и ответственность приносят свои плоды.

Негативная сторона закона "Что посеешь, то и пожнешь" дает нам ощущение здорового страха перед всем плохим. Уважительное отношение к последствиям заставляет нас реально оценивать происходящее и двигаться в правильном направлении. Например, благодаря последствиям неудачных отношений мы учимся любить.

Не соблюдая закон "Что посеешь, то и пожнешь", человек не получает представления ни о положительных, ни об отрицательных сторонах жизни. Нас ничто не побуждает быть прилежными и старательными, и в то же время нас не пугают лень, безответственность и другие отрицательные качества. И то и другое, в конечном счете, становится причиной страданий: мы лишаемся хорошего в своей жизни и оказываемся перед лицом плохого. Вот какой урок извлек Джейсон: совершенно необязательно делать порученную тебе работу – ее за тебя сделают другие. Выполняй свои обязанности, не выполняй – плохо тебе все равно не будет. Можно вообще ничего не делать и, тем не менее, развлекаться в Диснейленде. Ты никогда ничего не лишаешься. Единственная неприятность – то, что на тебя кричат. Но если не обращать на это внимания, то все будет замечательно. Позже этот человек именно так и будет вести себя с начальником и с женой.

Слишком плохо для кого?

Причинно-следственная связь перекладывает потребность в ответственности с родителей на ребенка. Она делает возникшую проблему проблемой ребенка. Недавно, гостя у своих друзей, я предложил их девятилетнему сыну пойти поиграть со мной в баскетбол. И в ответ услышал: "Не могу. Мне не разрешено выходить из дома". "Почему?" "Мама разговаривала по телефону, а я ей мешал. А так вести себя нельзя".

"Так вести себя нельзя". Благодаря причинно-следственной связи малыш отлично усвоил полученный урок: "Мое поведение создает мне проблему". Слишком часто поведение детей не создает проблем лично им. Они не терпят из-за него никаких лишений. Вместо этого родители превращают проблему ребенка в свою собственную. Запомните: ребенок сам должен переживать из-за того, что у него возникла проблема, и искать способы ее решения. Роль родителей – помочь ребенку захотеть этого. Последствия и станут необходимой мотивацией.

Джен поняла, что ее неорганизованность – проблема ее, а не мамина. Нет никакого сомнения: когда в следующий раз ей скажут, что она чего-то лишится, если не закончит работу вовремя, она сделает все, чтобы уложиться в срок. А вот Джейсон так и не понял, что его поведение – его проблема.

Оно так и осталось проблемой мамы. Она переживала, напрягалась, прилагала усилия. А он преспокойно получал удовольствие.

Когда в процессе воспитания вы будете размышлять над тем, какие шаги предпринять, прежде всего, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Чья это проблема?

2. Что я могу сделать, чтобы помочь ему ощутить проблему?

3. Что я делаю, чтобы помешать ему ощутить проблему?

Наши рекомендации