Коммуникативная активность (фактор н)
Зона 1
Подросток робкий, застенчивый, может теряться в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми людьми. Может испытывать затруднения, когда приходится отвечать на уроках без подготовки. У подростка слабый тип нервной системы, по И.П. Павлову, и вытекающие из этого особенности поведения и трудности адаптации. Из всех личностных характеристик только фактор Н, по нашим данным, имеет достаточно тесную связь с типом нервной системы человека, поэтому низкие его значения мало изменчивы, что создает проблемы адаптации на протяжении всей жизни и может накладывать определенные ограничения на выбор профессиональной деятельности.
Зона 2
Средние способности к адаптации. Может не проявлять особой инициативы в установлении контактов, но и не испытывать трудностей, когда это приходится делать.
Зона 3
Легко адаптируется в новых условиях, знакомится с новыми людьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.
Зона 4
Повышенная активность в общении. Подросток стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводится новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отношения неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговаривает с ними на любые темы.
Конформизм (фактор Q2)
Зона 1
Индивидуалист. Не принадлежит ни к какой компании (или группировке) в классе. Не любит быть как все, его раздражает «стадность». Может легко противостоять групповому давлению. Подростка не волнует мнение одноклассников о себе. Он поступает так, как считает правильным сам, никак не учитывая мнение других ребят. За это его могут не любить в классе.
Зона 2
Хотя подросток и входит в какую-то группу в классе или вне его, но не идентифицирует себя с ней полностью. Может критиковать групповые нормы, не всегда склонен подчиняться, хотя и готов к сотрудничеству. Предпочитает оставаться при своем мнении, готов действовать самостоятельно, может и - наперекор группе.
Зона 3
Компанейский, придерживается норм и ценностей, принятых в группе, с которой себя идентифицирует. С уважением относится к групповому мнению, готов к сотрудничеству, может подчиниться групповому решению. Хочет быть на хорошем счету в группе. Наиболее типичный и обеспечивающий адаптированность в подростковом возрасте тип поведения.
Зона 4
В одиночестве чувствует себя неуютно, беспомощно, предпочитает проводить время со своей компанией, нуждается в одобрении со стороны ее членов, не может пойти против группы. Только находясь в компании, чувствует себя хорошо. Не сможет перенести, если приятели выказывают неприязнь, старается вести себя так, чтобы не вызывать осуждения. Ему необходимо ощущать себя членом компании. Во всем старается быть похожим на лидера группы и наиболее
значимых ее членов (в одежде, манере разговора, увлечениях и пр.).
Потребность в общении (фактор А)
Зона 1
Потребность в общении выражена слабо. Это означает, что подросток не старается установить близкие отношения со всеми, с кем приходится разговаривать. Он хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается нечасто. Друзей не меняет, с трудом может обзавестись новым другом, если из-за переезда или смены школы отношения оборвались.
Зона 2
Потребность в общении выражена средне.
Зона 3
Подросток нуждается в общении. И не просто в совместном провождении времени, а в глубоких дружеских отношениях с теми людьми, с которыми встречается и разговаривает. Формальные, чисто деловые разговоры его не удовлетворяют, ему необходимо понимание и эмоциональное сопереживание. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.
Зона 4
Общение для подростка выступает одной из главных жизненных потребностей. Одиночество его тяготит. В школу он в основном ходит общаться. Для него важно неформальное, индивидуализированное общение. Ему неважно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами. Его поведение может быть навязчивым, раздражать менее общительных ребят, которые стараются от него избавиться. Подросток тяжело переносит ссоры с друзьями, но не может оставаться в одиночестве: либо старается любым способом помириться, либо установить с кем-то из одноклассников более тесные эмоциональные отношения.
В процессе интерпретации «Психологической характеристики» потребность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно подросток чувствует себя в том случае, когда обе характеристики находятся в одной зоне. Это означает, что подросток проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ученик тоже не испытывает проблем, но взаимоотношения с одноклассниками бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Подросток может чувствовать себя плохо, когда его потребность в общении не находит удовлетворения, когда он не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения - то есть, когда активность в общении ниже, чем потребность.
Психологическая энергия (фактор Q4)
Зона 1
Слабый уровень психического напряжения. Свидетельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Подросток обычно все выполняет формально, по минимуму. Часто - это просто лень. Иногда может быть следствием общей астенизации, крайней соматической ослабленности или хронического переутомления. Бывает, слабое психическое напряжение характерно для детей с высокими способностями, которым все очень легко дается. Они привыкают работать без напряжения, а когда возникают трудности, то оказывается, что они не умеют прикладывать усилия для преодоления. Обязательно необходимо контролировать учебную деятельность таких подростков. Школьники, которым свойственно низкое психическое напряжение (или лень), всегда учатся значительно ниже своих способностей.
Зона 2
Средний уровень психологического напряжения. Нормальная работоспособность.
Зона 3
Подросток эмоционально включается в любую деятельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мотивация достижений. Отличается хорошей
работоспособностью.
Зона 4
Высокий уровень психического напряжения. Из-за высокой мотивации подросток работает на пределе своих возможностей, полностью выкладывается. Очень переживает, если что-то не успевает сделать или получается не. так, как хотелось бы. Могут быть из-за этого нервные и поведенческие срывы.
Факторы Q, и I отдельно в психологической характеристике не рассматриваются, но используются при оценке самостоятельности и гуманитарных способностей, частично - творческого потенциала подростка. Творческие способности лучше развиваются в том случае, если факторы Q, и I находятся в 3 зоне.
Фактор Q, дает информацию о такой личностной характеристике как «консерватизм-радикализм», устойчивость или изменчивость жизненных ценностей, доверие авторитетам или интеллектуальная независимость. Известно, что жизненные установки и ценности с трудом поддаются изменению. У старшеклассников чаще всего встречается средний (неопределенный) уровень фактора Q,, т.е. большинство из них еще не определилось в собственных жизненных ценностях и в том, насколько они будут абсолютизировать эти ценности и сохранять им верность на протяжении собственной жизни. Сдвиг значения фактора Q, в хорошую зону свидетельствует о готовности подростка к освоению различных вариантов жизненного сценария, к саморазвитию, самостоятельному выбору жизненного пути и к тому, что он допускает для других иные варианты этического, политического и социального самоопределения, не абсолютизирует собственный жизненный выбор, как единственно правильный. Сдвиг значения фактора Q, в слабую зону свидетельствует об интеллектуальной несамостоятельности подростка, абсолютной его приверженности определенным, привитым с раннего детства жизненным ценностям, невозможности изменения жизненной позиции, неосознанном неприятии и осуждении других вариантов жизненного выбора. Высокие значения фактора Q, встречаются редко( свидетельствуют о приверженности подростка к крайним взглядам, суждениям, о его категоричности, неприемлемости компромиссов, но при этом имеются и явная новаторская ориентация, стремление к получению новых знаний, освоению новых приемов деятельности, недоверие к авторитетам, потребность в самостоятельной проверке любых гипотез и утверждений.
Фактор I характеризует такие особенности личности, как интуитивность и рационалистичность. Высокие значения фактора I свидетельствуют о развитии интуиции, эстетического восприятия, сентиментальности, увлечениях в области поэзии, литературы, искусства. Для развития гуманитарных и творческих способностей необходимы высокие значения фактора I. Низкие значения фактора свидетельствуют о рационалистичности, недоверии интуитивным догадкам и решениям, потребности найти всему рациональное обоснование и объяснение. Данный показатель имеет некоторую связь с полом, которую, тем не менее, нельзя абсолютизировать. Чаще высокие значения фактора I свойственны девушкам, чем юношам. Однако (и нередко) у юношей встречаются высокие значения фактора I, а у девушек - низкие.
В течение периода обучения с 7 по 11 класс личностные особенности подростков неустойчивы, могут значительно изменяться. Иногда эти изменения плавны, постепенны и однонаправлены. Но могут происходить и резкие, скачкообразные изменения, когда значения фактора становится противоположным. Частично это связано с собственной личностной неопределенностью и неустойчивостью образа «Я» подростка, частично - с пробами, «примериванием» различных стилей поведения в процессе построения образа «Я».
Бланк для ответов
«Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой » (нормы)
№ | Показатели | Уровень выраженности | |||
слабый | средний | хороший | высокий | ||
Исполнительность (G) | 0-3 | 4-6 | 7-10 | 11-12 | |
Волевой самоконтроль (Q3) | 0-3 | 4-7 | 8-10 | 11-12 | |
Честолюбие (L) | 0-2 | 3-5 | 6-8 | 9-12 | |
Самостоятельность, независимость (Е, L,Q1. Q2) | 0-3 | 4-7 | 8-10 | 11-12 | |
Прагматизм (М) | 10-12 | 6-9 | 3-5 | 0-2 | |
Тревожность (О) | 0-2 | 3-6 | 7-9 | 10-12 | |
Беспечность (F) | 0-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | |
Эмоциональность (С) | 11-12 | 7-10 | 4-6 | 0-3 | |
Дипломатичность (N) | 0-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | |
Коммуникативная активность (Н) | 0-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | |
Конформизм (Q2) | 10-12 | 7-9 | 3-6 | 0-2 | |
Потребность в общении (А) | 0-3 | 4-7 | 8-10 | 11-12 | |
Психологическая энергия (Q4) | 0-3 | 4-6 | 7-10 | 11-12 | |
Радикализм (Q1) | 0-3 | 4-6 | 7-9 | 10-12 | |
Эстетическое развитие (I) | 0-4 | 5-6 | 7-10 | 11-12 |
Интерпретационные нормы (7-11 класс)
Психологическая защита (Q 5):
0 баллов - психологическая защита отсутствует, самооценка адекватна;
1-2 балла - существует потребность в психологической защите, возможна не вполне адекватная самооценка по отдельным личностным характеристикам;
3 балла - начальная стадия формирования психологической защиты по одному из типичных профилей, возможно соответствующее искажение самооценки;
4-7 баллов - наличие психологической защиты, неадекватная самооценка.