IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.

Коммуникативная компетентность предполагает сле­дующие качества личности:

.способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

.проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потреб­ности, мотивы поведения, состояние психики;

.доброжелательное, вежливое отношение к людям, уме­ние слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

.свободное, гибкое владение вербальными и невербаль­ными средствами общения;

.умение в конфликтных ситуациях проводить адекват­ную ситуации стратегию коммуникативного поведения, ме­нять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

.способность к сотрудничеству, достижению компромис­сов, соглашений;

.развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

.адекватную самооценку;

.чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуника­тивные процессы, снижающими их результативность, являются:

.замкнутость (аутия), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); лег­коранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликт­ность, агрессивность;

.эмоциональная неустойчивость, импульсивность;

.слабое владение вербальными и невербальными средст­вами общения.

V фактор - организаторские способности.Организа­
торские способности позволяют юристу, независимо от рода
его профессиональной деятельности, оказывать управляющее
воздействие на различных субъектов, с которыми приходится
вступать в диалог в процессе профессионального общения.

Юридическая психология

Поэтому юрист, особенно управленческого звена, поми­мо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

.активность, инициативность, находчивость, распоряди­тельность;

.смелость, решительность, настойчивость, целеустрем­ленность, умение выделять главное, прогнозировать последст­вия принимаемых решений;

.самостоятельность;

.чувство ответственности за свои действия и поступки;

.организованность, собранность, аккуратность в работе. Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства:

.коммуникативная компетентность;

.нервно-психическая устойчивость;

.адекватная самооценка;

.высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими организатор­ские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

После всестороннего изучения опыта профессионально-психологического отбора, накопленного в некоторых государ­ственно-правовых ведомствах, близких по характеру работы своих сотрудников к профессиональной деятельности проку­рорских работников, а также на основе специально проведен­ного исследования В.В. Романовым была скомплектована бата­рея тестов, в которую в качестве основных вошли следующие психодиагностические методики: шкала прогрессивных мат­риц Дж. Равена; 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кет-тела (16PF); стандартизированный метод исследования лично­сти (СМИЛ) - адаптированный Л.Н. Собчик вариант Минне-

Психология профессиональной деятельности юриста

сотского многофакторного личностного опросника (MMPI); в качестве дополнительных: цветовой тест М Люшера; опрос­ник «Уровень субъективного контроля» А.М. Эткинда и др. (опросник УСК); тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (MODE).

В ходе проведенного исследования психологические критерии профессиональной пригодности, выявленные с по­мощью отобранных тестов, сопоставлялись с объективными критериями оценки прокурорских работников (всего с при­менением указанных тестов было обследовано 349 прокурор­ских работников - 319 мужчин и 30 женщин в возрасте от 22 до 56 лет). В последующем были проанализированы личные дела всех указанных лиц. Материалы личных дел, а также факт назначения на руководящую должность в группе проку­рорских работников из резерва для выдвижения позволили разделить всех обследованных на четыре группы профессио­нальной пригодности:

1-я группа- высокий уровень профессиональной эф­фективности, полное служебное соответствие, высоковероят­ный прогноз профессиональной успешности;

2-я группа- средний уровень профессиональной при­годности (в основном соответствует требованиям прокурор-ско-следственной специальности);

3-я группа- кандидат частично соответствует требова­ниям прокурорско-следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе вакантных мест);

4-я группа- низкий уровень профессиональной эффек­тивности, несоответствие кандидата служебному предназна­чению, прогноз его профессиональной неуспешности.

Рассмотренные выше факторы профессиональной при­годности, различные сочетания (симптомокомплексы) соот­ветствующих им психологических качеств личности находят отражение в соответствующей профессиограмме, в которой важное место занимает психограммаличности. С помощью профессиограммы психологическая служба в состоянии дать достаточно объективную оценку любому кандидату на ва­кантную должность.

Юридическая психология

В большинстве правоохранительных органов психоло-гическая служба является структурным элементом кадровых аппаратов. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед службой, использование достижений практической психоло-гии в работе с кадрами (персоналом, личным составом). Рас-смотрим основные направления такой работы.

Наши рекомендации