Глава III. Система визуальной идентификации бренда
В заключительной главе анализируется диахрония системы визуально-графической идентификации, подробно описывается концептуальная модель, ее строение, структурные единицы, связи, принципы функционирования, развития и управления системой.
В первом параграфе «Визуально-графический язык бренда» рассматриваются предпосылки включения визуально-графического стиля бренда в социокультурное пространство потребителя — семиосферу.
Выявляется, что современная вариативно-интерактивная среда преобразует визуально-графический стиль (идентификационную систему) в визуально-графический язык (коммуникативную систему), которая становится средством общения, дискурса. В этом случае бренд вписывается в семиосферу в качестве нового феномена культуры, что является главной целью брендинга.
Показывается, что концептуальная модель подобна интертекстуальности эстетики постмодернизма, определяющая любой текст как переплетение других текстов, образованных нынешним или предшествующим культурными контекстами. Такая сетевая интерпретация текста соотносится с гипертекстом в виртуальной среде — возможностью нелинейного связываения различных компонентов в новые образования (знаковые системы).
Эти особенности позволяют проектировщикам создавать системы, которыми могут манипулировать также и получатели сообщений. В этом случае получатель сам становится коммуникатором (за счет актуализации обратной связи), адаптируя визуально-графический стиль бренда под свои нужды. А в связи с тем, что каждый компонент системы связан с содержанием бренда — получается ситуация, при которой любые манипуляции работают на его образ.
На примере плоского дизайна, показывается каким образом стиль Metro Microsoft преобразуется в визуально-графический язык. Так, дизайнер-график, проектируя интерфейс программного обеспечения, с одной стороны, индивидуализирует стиль, с другой — осуществляет дискурс. Таким образом, массовое применение визуально-графического стиля Microsoft создает новое визуально-графическое языковое пространство.
знаковые системы, а те программы, которые объединяют фигуры со знаками отождествляются с орфографией языка.
Во втором параграфе «Концептуальная модель системы визуально-графической идентификации бренда» описываются структурные и системные характеристики концептуальной модели: строение — в виде ориентированного графа (Схема 3: а); категориальный
Схема 3: а — схематическое представление знаковой системы
в формате концептуальной модели с визуализацией нелинейных
связей плана синтактики; б — распределение структурных единиц системы по категориям
Схема 4: а — уровни членения: 1 — от фигур к знакам;
2а (простые знаковые системы) — от знаков к знаковым системам; 2б (сложные знаковые системы) — от знаков и знаковых систем, к сложным знаковым системам.
б — пример маркировки связей:
1 — отрицательная (исключающая) связь;
2 — положительная (объединяющая) связь
Описывается возможность реализации инструментальной функции концептуальной модели в виде программного обеспечения, которое может стать междисциплинарной средой по проектированию воспринимаемые получателем сообщения, — план прагматики).
Далее рассматривается процесс проектирования системы визуально-графической идентификации бренда в контексте концептуальной модели. Определяются следующие этапы:
• аналитический — предпроектный анализ силами всех специалистов, участвующих в процессе формирования проектного задания, в том числе дизайнером-системщиком;
• концептуальный — дизайнер-системщик переводит проектное задание в формат концептуальной модели;
• проектный — дизайнер-концептуалист уточняет в виде детализированных программ данные полученные от дизайнера-системщика;
• практическом — дизайнер-практик разрабатывает подходящие графические решения на основе полученных от дизайнера-концептуалиста системообразующих программ;
• внедрение визуально-графического стиля и мониторинг коммуникативной среды, на предмет корректировок.