Проблема интерпретации невербального поведения.

1. Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различ­ные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует пони­мать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения.

В широком смысле понятие «невербальная коммуникация» практи­чески отождествляется с понятием «невербальное поведение» и оз­начает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре ко­торой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Основное свойство невербального поведения — движение, по­стоянное изменение совокупности невербальных средств выраже­ния вслед за изменениями личности. Ядро невербального поведе­ния составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрес­сия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющимся психическими состояниями человека.

Тот факт, что передача и прием невербальной информации могут осуществляться на бессознательном или подсознательно уровне, ставит вопрос об оправданности понятия «общение», так как при речевой и неречевой коммуникации этот процесс по-разному осознается партнерами по взаимодействию. Но невербальное поведение определенно несет информацию независимо от того осознается она индивидом или нет.

Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Л Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, имеющий в отличие от вербального языка не линейную временную последовательность, а пространственно-временную целостность. Вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление, легко кодируется и декодируется. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, значительная часть невербальной информации вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потери их смысла для партнеров.

Кинестетика — зрительно воспринимаемый диапазон движений тела,
жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетике
занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на
выразительные движения и физиогномику.

С помощью акустического канала отражается просодичес­кая структура невербального поведения. К ней примыкает экстралингвистическая структура (речевые паузы и психо- физиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздохи и т.д.).

Такесика — область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения; (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку; всех нюансов физического контакта.

Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.

Согласно другому подходу к оценке роли неречевой коммуникации, в процессе общения признается «автономность текста» невербальной коммуникации, так как она выражена знаками и имеет наряду с речевой свой план выражения содержания и интерпретацию. Соответственно неправомерно считать, что невербальная комуникация только дополняет «главный» (речевой) яык. Она существует вместе с речью как независимая от нее система.

Наконец, третья точка зрения отстаивает приоритет невербального поведения над вербальным в качестве более экономного и эффективного средства в достижении целей коммуникации. Человек в ситуации общения реализует некоторую невербальную программу, накладывая на нее вербальную форму. Кроме того, у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, что не означает второстепенной роли речевого поведения.

Намеренность и ненамеренность в передаче информации по каналам невербальной коммуникации также имеет свою специфику: в одних случаях информация может передаваться «отправителем» с осознаваемой целью довести ее до сведения «получателя», например угрожающая поза или указующий жест, в др случаях отправитель не имеет намерения передавать какую-то формацию или даже пытается ее скрыть, но получатель такую формацию воспринял (например, признаки плохого настроения, самочувствия).

Психологическую суть невербального сообщения сложно как оп­ровергнуть, так и подтвердить, поэтому социум вырабатывает тре­бования, главным образом касающиеся речевого поведения.

Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Несмотря на это не­вербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения.

Таким образом, невербальная коммуникация выполняет функ­ции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонен­тов зависит от ситуации общения, главными компонентами кото­рой являются отношения между участниками, цели взаимодейст­вия, вид общения. При этом невербальное поведение может высту­пать как средство, дополняющее речь, как «автономный текст», су­ществующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.

Исследование невербальной коммуникации имеет большое значение не только в системе человек — человек, но и в системе чело­век — машина, в частности в инженерной психологии для решения задач автоматического распознавания речи, при идентификации личности говорящего, в процессе контроля за состоянием челове­ка, работающего в стрессовых условиях.

2. В процессе общения большинство людей концентрирует свое внимание на лице партнера. Лицо на протяжении всей жизни человека, особенно на ранних этапах развития, осуществляет функции социального контакта.

Мимика - координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. К мимике относят все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая и психосоматические процессы, например покраснение или побледнение. Каждая является результатом сокращения многих лицевых мышц.

Говоря о точности восприятия экспрессии лица, необходимо от­метить, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, левой и пра­вой половины лица действуют как звенья одной цепи, вследствие чего имеет смысл рассматривать не только их частные характерис­тики, но и целостную мимическую активность.

Целостность и динамичность мимики являются главными эле­ментами экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к измене­нию всего ее психологического смысла.

На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности — дисгармоничности мимики. Процесс изучения мимики сопровождается поиском экспрессив­ных кодов, соответствующих тем или иным состояниям. Связь между мимикой (знаком) и ее значениями (психическими состоя­ниями человека) относительно устойчива.

Наряду с типичностью экспрессивных эталонов можно гово­рить об устойчивых индивидуальных особенностях как в выраже­нии мимики, так и в ее интерпретации. Сигналы мимического вы­ражения у разных людей могут быть разными: вялыми, живыми, бо­гатыми, маловыразительными, напряженными, спокойными и т.д. Некоторым людям свойственна амимия — отсутствие выразитель­ности лицевой мускулатуры. Успешность «расшифровки» эмоций зависит от способности человека к психологической интерпрета­ции невербального поведения, которая в свою очередь определяет­ся характеристикой личности и формируется в результате обще­ния, совместной деятельности с другими людьми.

Большинство исследователей невербального поведения счита­ет, что женщины более точны, чем мужчины, как в восприятии чувств других, так и в передаче собственных чувств. Например, женщины более успешно распознают выражения боли, тревоги, страдания; они чаще, чем мужчины, склонны видеть в воспринима­емых лицах возмущение и обиду. Женщины более чувствительны к экспрессивным признакам пониженного настроения. Более эффективное кодирование и декодирование невербальной информации женщинами объясняется особенностями их социального развития, общение субъективно более значимо для женщин, чем для мужчин: поэтому у них, как правило, шире и разнообразнее круг общения и им чаще приходится интерпретировать невербальное поведение партнера.

Таким образом, экспрессия лица, мимика несут информацию о состоянии человека, демонстрируют отношение к другому, снабжа­ют обратной связью, комментируют речевое поведение. Лицо чело­века — самый мощный передатчик информации, поскольку лице­вые мышцы быстро сокращаются и расслабляются в соответствии с состоянием человека, создавая изменчивые по структуре выраже­ния, которые в то же время отличаются наличием константных признаков. Многозначность и одновременно однозначность мими­ки являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в процессе коммуникации.

Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный пред­мет, открывает дверь, закуривает и т.п.). В таком случае для обозна­чения собственно движений рук употребляется термин «жестику­ляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состо­яния человека, при этом они несут информацию не только о психо­логическом состоянии человека, но и об интенсивности пережива­ния. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к како­му-то лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения не выработана общепри­знанная классификация жестов. Известные классификации постро­ены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяют­ся на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухоне­мых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

В общении жесты выполняют разнообразные функции. В клас­сификации жестов, разработанной психологом Е.А. Петровой, уч­тены не только особенности жестов, но и разнообразные; функции, которые они реализуют:

- аффективно-коммуникативная — жесты, выражаю­щие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функ­ция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);

- регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, спо­собствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);

- информативно-коммуникативная — презентация ин­формации об объекте, о себе, о другом.

В обычной жизни мы часто используем такие фразы: «глаза бега­ют», «многообещающий взгляд», «странно поблескивающие глаза», «стрелять глазами», «сглазить». Глаза называют «зеркало души», «окно в мир», «вывернутый наизнанку мозг». Самого человека иног­да называют «глазастое животное», подчеркивая, что именно через зрение он получает большую часть информации из окружающего мира.

Обычно под контактом глаз понимается обмен взглядами, время фик­сации взгляда на партнере и направление взгляда. На развитие контакта глаз влияет множество факторов: пол, возраст, личностные особен­ности, степень знакомства партнеров, система отношений между ними, ситуация общения и др.

Контакт глаз является наиболее тонким показателем складываю­щихся между людьми взаимоотношений. Известно, что ребенок уже с 5—7 недель сосредоточивается на материнском взгляде и вскоре ак­тивно начинает требовать зрительного контакта, если мать не смот­рит на него. Есть основания полагать, что особенности развития кон­такта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит позитивного контакта, становятся источником различных пережива­ний, могут формировать агрессивную направленность в общении.

Психотерапевты, ведущие тренинговые группы, часто сталкива­ются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза другого, из­бегают контакта глаз. Одна из причин этого заключается в следую­щем: человек опасается, что другой «прочитает» в его глазах истин­ные намерения, возможно агрессивные, поэтому он «запрещает» себе смотреть в глаза другому.

3. Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то, что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зре­ние, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.

Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический кон­такт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопыва­ний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространст­ве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональ­ный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.).

Через прикосновения человек выражает самые сильные чувст­ва — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека про­исходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связа­но с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).

Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматри­вается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосно­вений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

- ладонь, повернутая вниз, на ладони партнера — стремление к до­минированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;

- ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера — готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;

- ладонь ребром вниз (вертикальное положения) — позиция ра­венства;

- рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) — стремление показать искренность, отзывчи­вость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как прави­ло, сопровождается улыбкой и потряхиванием;

- рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера;

- рукопожатие сильное часто является отличительной чертой ак­тивных или агрессивных людей;

- короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безраз­личии;

- весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности.

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взгляд на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценятся атлетизм и энергичность. Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) определяются культурными нормами.

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке.

Проксемика (от англ. — близость) - область изучения индивидуального поведения, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Это понятие ввел американский антропо­лог Э. Холл в начале 1960-х гг.

Партнеры в процессе коммуникации неосознанно регулируют свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительного другого (стоя, сидя и т.п.) и ориен­тацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т.п.).

Очевидно, что далеко не каждого человек подпускает близко к себе. Размещение обучающихся лицом друг к другу способствует возникновению контакта, в то время как разворот спиной к партне­ру воспринимается как нежелание общаться, пренебрежение.

Важная роль в коммуникации принадлежит временным характе­ристикам, выражающимся в нормативах общения, присущим раз­личным субкультурам. Так, своевременный приход или опоздание на назначенную встречу свидетельствуют об отношении к партнеру. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфичес­ких наборов пространственных и временных констант коммуника­тивных ситуаций, которые получили название «хронотипов». М.М. Бахтиным, например, выделен хронотип «вагонного попутчи­ка» (откровенность к первому встречному, исповедальность).

Наиболее изучено в проксемике влияние на контакт организа­ции пространства, соответствующего определенному типу взаимо­отношений. Экспериментальным путем Э. Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные амери­канской культуре. Он выделил следующие зоны в деловой коммуни­кации: интимную, персональную, социальную, публичную, каждая из которых соответствует особым ситуациям общения.

Установлено, что уравновешенные люди, обладающие чувств собственного достоинства, подходят к собеседнику ближе, тогда, как беспокойные, нервные люди стараются держаться подальше особенно от собеседника противоположного пола.

Важное значение имеют особенности пространственного распо­ложения партнеров относительно стола в практике деловой комму­никации.

4. Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение. К этим правилам могут быть отнесены следующие: использование невербальных знаков должны быть определенным и узнаваемым; мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства (кодировать); наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков (декодировать). Мы не можем читать человека как книгу, так же как другие не могут читать нас. Тем не менее люди, которые общаются с нами, придают определенное значение нашему поведению и на основании своих наблюдений могут сделать важные выводы и принимать решения.

Итак, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием; изменчивость способов невербального выражения; зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.

Наши рекомендации