Изучение потребления (consumption studies)
В этом подходе предмет исследования меняется не количественно, как в трех предыдущих, а качественно: им становится не потребляющий индивид, а потребительская культура в целом, а индивид выступает как член группы. Объектом исследования выступает не отдельный потребитель, а взаимодействие, отношения между потребителями. Продукт выступает в качестве символа, понятного всем членам группы, узнаваемого ими. Органом, который движет потребителем, является глаз в метафорическом смысле слова. «Потребление становится актом, вызывающим возбуждение и сомнение: сделает ли этот продукт (символ) меня похожим на других членов моей группы? Процесс суждения основывается на мифологии, которая требует подчинения, а не размышления (Ostergaard & Jantzen 2000: 19). На этом этапе происходит методологическое слияние прикладной маркетинговой дисциплины «Поведение потребителей» и «Социологии потребления», «Культуры потребления».
Изучение потребления акцентирует внимание на культуре как ключе к пониманию поведения индивида. Отсюда сдвиг к проблемам символа, текста. Потребление становится частью исследований культуры (Cultural Studies). Правда, при этом увлечение культурой оказывается столь сильным, что порою происходит переход в иную крайность: потребление оказывается лишь процессом манипуляции символами. Такой подход довольно типичен для постмодернисткого направления. Однако крайности постмодернисткого видения реальности не являются основанием для игнорирования поставленной им проблемы интерпретации потребления как текста.
Этот подход, получающий все большее распространение в академическом маркетинге, слабо проникает в практический маркетинг, сталкивается со скептическим отношением менеджеров, выступающих заказчиками эмпирических исследований. И это естественно, поскольку здесь имеет место несовместимость традиционной менеджерской культуры с философскими и культурологическими основаниями данного подхода.
Потребитель рассматривается как индивид, конструирующий свою социальную идентичность с помощью норм, правил и ресурсов своего общества, группы.
Наиболее крупным современным теоретиком потребления является француз Пьер Бурдье . Главной его работой, посвященной этой проблеме, является «Отличия: социальная критика суждений о вкусе» (первое французское издание 1979 г.). Одним из крупнейших теоретиков потребления является также француз Ж.Бодрийяр (Baudrillard), разработавший концепцию «общества потребления», написавший работу по политэкономии знака. Под влиянием сдвигов в фундаментальных науках, происходит постепенная трансформация и прикладной дисциплины «Поведение потребителей»: она все более ориентируется на исследования культуры и общества.
Табл.: Сравнение методологий изучения индивидуального потребления
Подход | Покупательское поведение | Поведение потребителей | Исследование потребителей | Изучение потребления |
Метафора | Животное | Компьютер | Турист | Член группы |
Онтология потребления | Механический инстинкт | Электронная рациональность | Эмоциональный нарциссизм | Метафизическая символичность |
Характер предмета | Потребности желудка | Желания мозга | Желания сердца | Визуальная идентификация(Eye’s Recognition) |
Основной метод | Эксперимент | Опрос | Углубленное интервью | Полевое исследование |
Научная основа | Бихевиористская психология | Когнитивная психология | Экзистенциальная психология | Социо-культурные теории |
(Ostergaard & Jantzen 2000: 19).
Развитие наук, изучающих потребление, ведет к их интеграции как на теоретическом, так и на прикладном уровне. Эпоха, когда потребление было монополией экономистов, давно ушла. Экономисты утратили в этой сфере не только монополию, но даже лидирующую позицию. Сейчас изучением потребления занимаются экономисты, маркетологи, социологи, культурологи, философы, этнологи и антропологи, филологи. В рамках этих дисциплин появились соответствующие направления. Потребление – это одна из ключевых частей жизни человека, и лишь крайняя наивность может лежать в основе попыток монополизировать ее изучение какой-либо частной дисциплиной.
В США в 1980-е гг. на кафедры маркетинга пришли работать антропологи, социологи и даже литературные критики, что естественно расширило взгляд на потребительское поведение. В результате критика традиционного подхода началась уже изнутри кафедр маркетинга. Возникшее направление в маркетинговых исследованиях получило название «нового». К 1990-м годам его право на существование было признано наряду с традиционной школой. Характерная черта нового направления - это фокус на культуре и социальных проблемах. Правда, в России кафедры маркетинга выросли из состава экономических факультетов, на них господствуют преподаватели с экономическим образованием и экономическим мировоззрением, поэтому новые тенденции в изучении потребления здесь принимаются с большими трудностями в силу недостаточного знакомства с той социально-философской базой, которая лежит в их основе. Российский менеджмент вырос в основном из инженерной среды (это было вполне логично в условиях советской системы производства во имя производственного плана). Отсюда позитивистская ориентация его мировоззрения. Этот фактор также создает препятствия в гуманизации маркетинга.
Эмпирические исследования поведения потребителей в России ведутся, как правило, в рамках традиционной позитивистской методологии. Это массовые опросы потребителей тех или иных товаров. Более редкий вариант – исследование с помощью тех же методов потребительского поведения отдельных групп населения, среди которых наибольший интерес вызывает т.н. «средний класс», который зародился в России и после потрясений 98-ого года вновь поднял голову и значительно расширился.
Темы докладов:
1. Социология потребления.
2. Потребление и производство в политэкономии К. Маркса.
3. Классическая экономическая наука и социология потребления.
4. Концепция потребления в работах Ж. Бодрийяра.
5. «Система вещей» Ж. Бодрийяра как изложение концепции потребления.
6. Концепция потребления в работах известных социологов ХХ в.
7. Потребление в работах П. Бурдье.
8. Ценностный подход в формировании потребительского поведения.
9. Изучение потребления и поведения потребителей в маркетинге.
10. Концепция потребления в работах В.И. Ильина.
11. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров.
12. Мода и потребление.
13. Молодежная субкультура и потребление.
14. Феномен демонстративного потребления.
15. Брэнд как коллективное представление.
16. Технология создания брэнда.
17. Влияние известности торговой марки на потребление.
18. Защита прав потребителей – миф и реальность.
19. Религия и потребление.
20. Глобализация и локализация потребления.
21. Типология потребительского поведения. Иррациональное потребление.
22. Модель экономического человека.
23. Потребление как игра.
24. Цена как фактор потребительского поведения.