Спрос на товары народного потребления. Изучение и прогнозирование спроса

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика организации

на тему: Спрос на товары народного потребления. Изучение и прогнозирование спроса.

Учащейся Е.В.Бобрук

Группа №_____курс_____ ________(подпись)

________(дата)

Руководитель Н.ЮГузун

Преподаватель МГТК______(оценка) ______(подпись)

______(оценка)

МИНСК 2015

Реферат

Курсовая работа:24 с., 3 рис., 1 табл., 12 источников.

Спрос на товары народного потребления. Изучение и прогнозирование спроса.

Объект исследования:- спрос на товары народного потребления.

Предмет исследования:- изучение и прогнозирование спроса.

Цель работы:изучить особенности спроса на товары народного потребления.

Методы исследования:описания, систематизации, виды и факторы, влияющие на величину спроса.

Исследования и разработки:проведен сравнительный и факторный анализ состояния и развития спроса на товары народного потребление на конкретном предприятии.

Элементы научной новизны:определены и сформулированы основные проблемы и предложены конкретные способы их решения для изучаемого торгового объекта.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия, конкурсы, деловые игры.

Апробация (внедрение):сообщение на кружке, выступление на конференции в УО «МГТК».

Результаты внедрения: акт о внедрении в учебный процесс.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость:изучение потребительского спроса торгового предприятия является очень актуальным, так как позволяет найти его пути роста.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоритические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

__________________

(Подпись учащегося)

Спрос на товары народного потребления. Изучение и прогнозирование спроса

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------------4

1.Спрос как экономическая категория. Сущность спрос-------------------5

2. Виды спроса-----------------------------------------------------------------------8

3. Факторы, влияющие на величину спроса----------------------------------13

4.Изучение потребительского спроса ОАО «ЦУМ»------------------------16

5.Прогнозирование потребительского спроса-------------------------------20

Заключение

Список использование источников.

Введение

Формирование рыночной экономики в Беларуси ведет к появлению новых проблем в планировании и экономическом анализе, одной из которых является изучение и анализ потребительского спроса. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требование к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом.

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец - покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.

Спрос и предложение товаров являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого взаимодействия зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать произведенную продукцию, чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития. Именно соотношение между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен.

Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге - равновесие производства и потребления.

Всем известно что, одним из главных вопросов, который пытались решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является – что определяет цены на продукты? И из выше сказанного появляется наиболее краткий ответ на него: цену определяет соотношение спроса и предложения.

В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «предложение» относится к числу фундаментальных. Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолько емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной мере относится и к терминам «спрос» и «предложение».

Целью курсовой работы является изучение категории потребительского спроса населения. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи: выяснить сущность спроса, изучить виды, раскрыть факторы влияющие на величину потребительского спроса и т.д. Таким образом изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий.

Виды спроса

Виды спроса зависят от конкретных признаков:


1.По периодичности возникновения:
А) Повседневный - предъявляется практически ежедневно (продукты питания, мыло);

Б) Периодический - предъявляется через определенные промежутки времени (обувь, одежда);

В) Эпизодический - предъявляется изредка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликатесы);

Г) Импульсивный - предъявляется покупателями без предварительного обдумывания, возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки товаров или предложений продавца. Чаще всего это спрос на малоизвестные или новые товары;

2. По степени удовлетворения:

А) Действительный – отражает возможность населения действительно купить определенные товары;

Б) Реализованный – фактический спрос;

В) Неудовлетворенный – разность между действительным и реализованным спросом;

3. По намерениям покупателей:

А) Четко сформулированный - заранее обдуманный спрос, предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Обычно устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т.п.);

Б) Альтернативный - формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах товарной группы или подгруппы (кондитерские изделия, обувь);

4.По характеру возникновения:

А) Первичный или начальный - на товары приобретаемые впервые;

Б) Спрос на замену;

В) Дополнительный спрос на вторые, третьи и т.д единицы уже имеющихся товаров;

По степени подвижности

А) Базовый - предъявляется в местах постоянного проживания или потребления данного товара;

Б) Мобильный - наблюдается в местах временного проживания;

6. По степени интенсивности:

А) Формирующийся спрос, на новые и незнакомые товары и услуги.

Б) Интенсивный спрос на новые или высококачественные товары, реализация которых постоянно и быстро растет.

В) Стабилизированный – это спрос, динамика которого постоянна.

Г) Угасающий спрос, темпы роста и абсолютные размеры которого постоянно сокращаются. Это спрос на товары, выходящие из потребления и заменяемые новыми, более совершенными. К таким товарам можно отнести хозяйственное мыло, керосин, металлические кровати и др.

Д) Отрицательный спрос, который практически не предъявляется.

В зависимости от целей и задач анализа классификация видов спроса может быть построена по различным основаниям. Если предприятие выпускает продукцию широкого ассортимента по назначению, то необходимо в его структуре выделить новую продукцию производственного и непроизводственного назначения, так как спрос на эти группы имеет некоторые различия. В рамках таких групп спрос можно подразделить по формам образования, направлению изменения, степени удовлетворения и др. Очень важна для анализа спроса на новую продукцию его дифференциация по формам образования, отражающая стадии жизненного цикла продукции.

При этом различают:

Потенциальный спрос, возникающий на стадии разработки и подготовки новой продукции к выходу на рынок. Его повышению способствует открытая коммуникация фирмы производителя.

Формирующийся спрос, складывающийся на этапе выхода новой продукции на рынок.

Развивающийся спрос - на этапе утверждения новой продукции на рынке.

Сформировавшийся спрос, соответствующий стадии зрелости научно-технической продукции.

Самым неприятным моментом для производственного предприятия может быть появление взамен сформировавшегося спроса в четвертой группе — затухания спроса, начавшегося до момента перехода продукции из категории новой в производимую.

Следующая группировка видов спроса характеризует состояние рынка анализируемого товара. В этом случае выделяют:

Отрицательный спрос — отражает факт «недолюбливания» товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки. Важно проанализировать причины такого отношения и постараться изменить его с помощью изменения товара, цены, упаковки, применения методов регулирования спроса. Например, можно вспомнить период времени, когда при появлении на рынке СВЧ-печи (микроволновые) не пользовались спросом в нашей стране. Для этого было много причин: высокая цена, отсутствие достаточной информации о товаре, появившиеся в печати сведения о «вредности» пищи, приготовленной в СВЧ-печах. Постепенно эти проблемы были решены: снизилась цена, появилась информация о преимуществах, а иногда и незаменимости микроволновых печей газовыми и электрическими плитами; стали публиковаться рецепты приготовления пищи в СВЧ-печах; появилась специальная посуда для них; были внесены конструктивные изменения, соответствующие требованиям безопасности для здоровья. В результате данная продукция в определенный период стала пользоваться даже чрезмерным спросом.

Отсутствие спроса — наблюдается в двух случаях: когда потребители, на которых ориентировано производство данной продукции и (или) ее реализация, не заинтересованы в ней или не знают о ней. Отсутствие заинтересованности может быть связано не столько с продукцией как таковой, сколько, например, с местом ее реализации. В частности, покупатели магазина «Электроника» приходят туда, как правило, для покупки сложной бытовой техники и не заинтересованы в покупке детских игрушек, хозяйственных товаров и многих других новых товаров, производимых предприятиями отечественной электронной промышленности. Отсутствие информации у потенциального покупателя о товаре, его производителе и месте продажи лишает производителя новой продукции возможности увеличить ее изготовление и сбыт. Учитывая свою обоюдную заинтересованность, производители и продавцы новой продукции должны организовать рекламную кампанию таким образом, чтобы потребитель знал, где можно приобрести необходимый ему товар, где реализуются изделия конкретного предприятия-изготовителя. В рекламе же торгового предприятия должна присутствовать емкая информация об ассортименте реализуемых, особенно новых товаров. Важно также подчеркнуть преимущества новой продукции и выгодность ее перед другими товарами: по цене, надежности, простоте пользования, возможности гарантийного и ремонтного обслуживания и т.д. В противном случае наступит момент, когда торговому предприятию придется пересмотреть свою ассортиментную политику, отказавшись от необходимой потребителю продукции, а предприятию-изготовителю не удастся вывести на рынок новый товар в запланированном объеме. Уход же и повторный возврат на рынок, как известно, требуют очень больших усилий и не всегда приводят к успеху.

Скрытый спрос — отражает невозможность удовлетворения потребителей за счет имеющихся на рынке товаров и услуг. Это наиболее благоприятная рыночная ситуация для производителя новой и особенно научно-технической продукции. Как правило, такая ситуация возникает в следующих случаях: предприятия-производители не имеют информации о возникшем спросе. Это достаточно легко восполнить с помощью специально организованных обследований, позволяющих более точно прогнозировать потребность в конкретных видах продукции и объем этой потребности;

Предприятие-производитель знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его. Если причина этого в низкой деловой активности специалистов, то следует пересмотреть кадровую политику, систему стимулирования труда. Если же причина заключается в отсутствии финансовых возможностей, свободных производственных мощностей, материальных или трудовых ресурсов, то это наиболее сложная ситуация.

Следует просчитать возможные варианты загрузки мощностей, затрат и замены материалов; проанализировать сравнительную выгодность собственного производства или приобретения комплектующих, привлечения и стимулирования работников, цену кредита, увязав этот анализ с величиной объема продаж, позволяющего реализовать новую продукцию, покрыть затраты на ее производство и реализацию и получить желаемую прибыль. Осуществленные меры позволяют предприятию вовремя выйти на рынок с новой продукцией, опередив возможных конкурентов, и завоевать рыночный сегмент.

Нерегулярный спрос — характеризуется возникновением колебаний спроса в течение определенных промежутков времени: в течение дня, недели, месяца, года. Суточные колебания наиболее характерны для предприятий пищевой промышленности. Прочие могут возникать в любой отрасли.

Зная временные колебания спроса, необходимо предлагать потребителю нововведения во время пика спроса на продукцию аналогичного назначения, что позволит ускорить их выведение на рынок и вызовет спрос на соответствующие товары.

Полноценный спрос на нововведения — означает их адекватность желаниям потребителя, соответствие спроса и предложения и переход нововведения в стадию зрелости, т.е. наиболее предпочтительную ситуацию для производителя продукции.

Чрезмерный спрос — возникает, когда величина спроса больше величины предложения. Это весьма благоприятная ситуация для разработчиков и производителей новой продукции, способствующая ее выведению на рынок, формированию спроса на ее конкретные виды и позволяющая опередить конкурентов. Если же ценовая стратегия производителя-монополиста направлена в сторону повышения цен, то приток новых, заинтересованных в прибыли производителей позволит быстро насытить рынок, и спрос будет удовлетворен. Следовательно, очевидно, что производителю новой продукции выгоднее избрать стратегию опережения и предложить более дешевое нововведение аналогичного назначения.

Нерациональный спрос — к нему относят спрос на товары, вредные для здоровья. Поскольку большая часть нововведений характеризуется неопределенностью в этой области, необходимо во избежание возникновения данной категории и одновременно затухания спроса рекламировать отличительные положительные качества новой продукции. В противном случае продукция не перейдет в стадию зрелости, производитель не возместит затрат на разработку, а конкуренты используют его просчеты. Анализ спроса по потребителям позволит не только определить степень его удовлетворения, но и учесть их желание при создании новой продукции. Анализ спроса по месту приобретения дает возможность оценить эффективность и целесообразность используемого канала товародвижения, что особенно актуально при реализации новой продукции для населения. Интересен анализ спроса по намерениям покупателей. Он учитывает их требования еще на стадии разработки продукции, что предотвращает ее техническую неопределенность.

Все эти ошибки принимаются во внимание при проектировании новой продукции и планировании производственной программы, в нее не включаются те виды нововведений, которые не будут пользоваться спросом.

Заключение.

Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.

Товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.

Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.

Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений.

Отметим, что существует три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее.

Мы выяснили, что когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика организации

на тему: Спрос на товары народного потребления. Изучение и прогнозирование спроса.

Учащейся Е.В.Бобрук

Группа №_____курс_____ ________(подпись)

________(дата)

Руководитель Н.ЮГузун

Преподаватель МГТК______(оценка) ______(подпись)

______(оценка)

МИНСК 2015

Реферат

Курсовая работа:24 с., 3 рис., 1 табл., 12 источников.

Спрос на товары народного потребления. Изучение и прогнозирование спроса.

Объект исследования:- спрос на товары народного потребления.

Предмет исследования:- изучение и прогнозирование спроса.

Цель работы:изучить особенности спроса на товары народного потребления.

Методы исследования:описания, систематизации, виды и факторы, влияющие на величину спроса.

Исследования и разработки:проведен сравнительный и факторный анализ состояния и развития спроса на товары народного потребление на конкретном предприятии.

Элементы научной новизны:определены и сформулированы основные проблемы и предложены конкретные способы их решения для изучаемого торгового объекта.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия, конкурсы, деловые игры.

Апробация (внедрение):сообщение на кружке, выступление на конференции в УО «МГТК».

Результаты внедрения: акт о внедрении в учебный процесс.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость:изучение потребительского спроса торгового предприятия является очень актуальным, так как позволяет найти его пути роста.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоритические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

__________________

(Подпись учащегося)

Спрос на товары народного потребления. Изучение и прогнозирование спроса

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------------4

1.Спрос как экономическая категория. Сущность спрос-------------------5

2. Виды спроса-----------------------------------------------------------------------8

3. Факторы, влияющие на величину спроса----------------------------------13

4.Изучение потребительского спроса ОАО «ЦУМ»------------------------16

5.Прогнозирование потребительского спроса-------------------------------20

Заключение

Список использование источников.

Введение

Формирование рыночной экономики в Беларуси ведет к появлению новых проблем в планировании и экономическом анализе, одной из которых является изучение и анализ потребительского спроса. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требование к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом.

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец - покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.

Спрос и предложение товаров являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого взаимодействия зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать произведенную продукцию, чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития. Именно соотношение между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен.

Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге - равновесие производства и потребления.

Всем известно что, одним из главных вопросов, который пытались решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является – что определяет цены на продукты? И из выше сказанного появляется наиболее краткий ответ на него: цену определяет соотношение спроса и предложения.

В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «предложение» относится к числу фундаментальных. Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолько емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной мере относится и к терминам «спрос» и «предложение».

Целью курсовой работы является изучение категории потребительского спроса населения. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи: выяснить сущность спроса, изучить виды, раскрыть факторы влияющие на величину потребительского спроса и т.д. Таким образом изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий.

Наши рекомендации